Активное использование в современной русской лексике на уровне государственных программ термина «креативность» (от лат. сreatio — созидание), который воспринимается как синоним слова «творчество» или творческих возможностей человека, вносит методологическую путаницу и мешают теоретической базе дизайн-образования, что и побуждает более подробно рассмотреть эту проблему. Исходя из сложившихся на современном этапе концепций и подходов, к креативным индустриям относят деятельность в области исполнительских и визуальных искусств; кино, телевидения и медиа; ремёсел и дизайна. Креативными (творческими) индустриями называют такие социально-культурные практики, в которых доминирующей и объединяющей идеей выступают творческие и культурные компоненты. В современной педагогике в целом и дизайн-образовании, в частности, активно используются такие понятия, как творческий подход, творческий потенциал и творчество как вид деятельности. Двусмысленность этих терминов накладывается и на такое явление, как проектность, широко применяемом в различных сферах и в данном контексте, также требующем уточнения в соответствии с современными реалиями. На данный момент существует огромное количество формулировок и классификационных характеристик понятия «креативность» у таких исследователей, как Э. Торренс, М. Боден, А. Маслоу, М. Чиксентмихайи, Р. Фельдман, Р. Стернберг, Б. Лемберг, Т. Любарт, Дж. Кауфман, Р. Бегетто, А. Хайем, Г. Глотова, И. Дерманова, М. Крылова и др. Однако они не затрагивают проблемы идентичности понятий «креативность» и «проектность», которая, как видится, лежит на поверхности. Это и является предметом данной статьи.
Как известно, дизайн к началу XXI столетия стал явлением культуры и пытается мыслить категориями природы и общества. Культурообразующая направленность современного дизайна позволяет некоторым исследователям причислить его к видам искусства — в конце XX века дизайн якобы выделился в особый вид искусства, является творческой деятельностью и соответственно дизайнер — это тот же художник, главная задача которого самовыражение. Такая попытка выделить дизайн, сделать его вещью в себе срабатывает, однако, против присущего ему значения «первичной базовой матрицы жизни» [8, с. 354]. Функции такого дизайнера-художника (именно такую лексическую формулу можно встретить довольно часто в специальной литературе) — это создание эксклюзивного авторского дизайна или роль декоратора, оформителя в современном обществе.
Однако дизайнерская специальность никак не должна быть заменой или альтернативой специальности художник, у неё своя специфика, свои цели и задачи. Направленность на обеспечение интересов пользователей, проявление заботы об удобстве, благе и красоте для всего человечества делает дизайн несравненно большим, чем область искусства или сфера совершенствования техники. Дизайн — это глобальное явление культуры, это забота о человеке, соприкасающемся не только с техникой, но и с цифровой средой.
Если учесть, что цель дизайна — проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций с использованием данных науки с целью оптимизации взаимодействия с человеком, то путь подмены дизайна искусством не совсем перспективный, он уводит от собственно дизайнерских проблем — создание комфортной и эстетически привлекательной среды обитания человека. Вопрос развития проектного мышления как способа формирования креативной личности рассматривается в литературе [2; 7; 10; 11]. Дается характеристика проектного мышления как динамической, самоорганизующейся системы, способной в процессе функционирования видоизменять свои цели и методы, раскрываются особенности проектного мышления на примере многофункциональности в контексте средовой парадигмы дизайна [6; 1]. Проектное мышление отражает все параметры деятельности дизайнера — рациональность, аналитичность, подчиненность поставленной цели, свобода выбора, способ достижения цели, неограниченное, но эмпирическое обоснование проектной задачи, полетное состояние творческой мысли и чувств[7].
Вместе с тем, учитывая, что в отечественном дизайн-образовании эта профессия трактуется, прежде всего, с художественных позиций, утвердилось мнение о творческом мышлении дизайнера. Надо отметить в этой связи, что концепция формирования профессиональных качеств любой специальности базируется на развитии творческих способностей, профессиональной компетентности и познавательной активности. В современной педагогике в целом и дизайн-образовании, в частности, активно используются такие понятия, как творческий подход, творческий потенциал и творчество как вид деятельности.
Однако творческие способности и творчество как вид деятельности — не одно и то же. Творческому потенциалу личности уделяется много внимания в современной педагогике. Тем не менее ни одна концепция творческого процесса, существующая в современной науке, не может точно описать его механизм. Известно, что способность свободно порождать новые идеи — функция бессознательного, и здесь действуют ассоциативные возможности мозга. Она от рождения присуща всем людям независимо от возраста или от так называемого интеллектуального коэффициента.
Традиционно считалось, что творческий процесс имеет преображенчески-теургический характер — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью и общественно-исторической уникальностью. Именно таково по характеру творчество как вид деятельности художника в искусстве. Дизайнеры, поддаваясь своему творческому воображению, часто тоже создают высокохудожественные неутилитарные произведения — высокая мода, арт-дизайн и т. д. Подобные утилитарным предметам, они практически являются произведениями искусства в классическом эстетическом смысле слова.
Выделяя признаки творческого процесса, практически все исследователи и сами творцы подчёркивают его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания. Творчество всегда спонтанно, свободно от конкретной прагматической цели. В процессе творчества создаётся нечто абсолютно оригинальное и новое. Большинство исследователей считает, что творческому процессу невозможно научить, но можно создать условия, благоприятствующие развитию творческих способностей.
В отличие от мышления творца, дизайнерское мышление можно развить, ему можно обучить, найти его методы и алгоритмы. Весьма актуальна поэтому теория о том, что дизайнерское мышление имеет все возможности для повсеместного распространения и проникновения в любые формы и области человеческой деятельности, что мы и наблюдаем в последнее время. Человечество живёт в спроектированном мире, поэтому дизайном называют смелое, неожиданное решение какой-либо проблемы, так, например, в области социальной психологии — проекты по созданию имиджа. При таком понимании дизайна всякий неординарный замысел и оригинальное, спроектированное решение проблемы в любой области деятельности квалифицируют как проявление дизайна. В творчестве отсутствуют такие параметры, как ориентация на аудиторию, заранее заданная конфигурация содержания продукта, жёсткие требования технологичности процесса, планирование и формирование любого действия в соответствии с поставленной целью. То есть именно то, что является спецификой дизайнерской деятельности.
Н. Воронов заявлял о компоновочном характере дизайнерского мышления: «Дизайнер не создаёт ничего нового, он по-иному компонует уже имеющееся, а в более широком смысле — он перекомпоновывает предметный мир по законам красоты и удобства» [4, с. 11–12]. Исследователь подчёркивал, что сутью и основной направленностью дизайна является компоновочная деятельность. Особенностью компоновочного мышления, в отличие от эвристического и преображенчески-теургического, является то, что оно в принципе познаваемо и, следовательно, имеет свои объективные правила, методы, способы. Обычно компоновочное мышление опирается на уже существующие элементы действительности, часто ведётся на основе науки и может быть сведено к некоторой последовательности или иерархии операций.
Метод компоновки или комбинаторики во многом связан с наличием ассоциативно-образного мышления у дизайнера. Все знания, полученные в процессе изучения мировой художественной культуры, интегрируются в художественно-проектном моделировании, опирающемся на образное, художественное мышление. Конкретные варианты проектных образов, образующие многослойность дизайнерского мышления, выступают как показатель уровня дизайнерской проектной инициативы.
Однако существующую опасность доминирования комбинаторного подхода в проектной культуре отмечает А. Раппапорт: «Тотальность проектной культуры утрачивает свободу и неопределённость традиционной культуры, так как замыкает её в технически отрефлектированные категории комфорта и символической гомогенности. Идея движения от простого механического перемещения до технического прогресса делает воображение независимым от конкретного времени и пространства. Автономные технические формы космического или подземного мира, проникая в зону ландшафта, лишают окружающую среду индивидуальности. Индивидуальность самого человека превращается в набор ролей, масок, функций» [9, с. 36].
Комбинируя различные сочетания форм и стилей, дизайнер часто находит новую идею для своего проекта. Формально-стилевая мотивация, однако, может стать препятствием для дизайна как целостного, интуитивного, социально-культурного проектирования. Спекуляции на шаблонно-аналоговом мышлении дизайнера, не решающем глобальных проблем с гуманитарной направленностью, подмена его проектными экзерсисами не дают развиваться профессии в рамках социально-культурного моделирования — изучение формы, функции, образа, эргономики как таковых, оторванные от гуманитарных сверхзадач, сведённых к автоматизму, закладывают в профессию отставание. «К сожалению, выпускники российских школ дизайна больше владеют инструментами проектирования, чем ценностными ориентирами. Не столько мыслят и рефлектируют, сколько решают прикладные задачи» [3, с. 55].
Основу же художественного творчества составляет субъективное восприятие, а также целостное и ценностное отражение объективного мира, порой весьма далёкое от научного познания. Учитывая, что творческое начало всё же очень сильно в художественном проектировании, логичнее было бы назвать дизайнерское мышление не компоновочным, что не совсем адекватно современной деятельности дизайнера, а креативным.
Однако, следует отметить, что творчество и креативность далеко не одно и тоже, поэтому нельзя согласиться с тем, что креативностью обозначают процесс порождения творения и новаций. Нет сомнения, что в креативном процессе, который фактически заменяет неудобное в русской транскрипции слово «творческость», или побуждение к творчеству, присутствует творческий компонент. Тем не менее креативный продукт имеет жёсткую целевую ориентацию, в нём творческий компонент всегда будет подчинён прагматической цели, креативность изначально ориентирована на выполнение поставленной задачи и на необходимые для этого параметры. Именно в этом смысле теория Божественного сотворения Вселенной и создание человека Богом «по образу и подобию своему» получила в современной науке название креатицизма.
Креативность и творчество — схожие, но не одинаковые понятия. Творчество — это процесс создания предметов искусства человеком. Креативность же является особым обязательным условием для занятия творчеством. В результате чего творческая личность всегда обладает креативностью, это неотъемлемая её часть. Креативность — умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов, включает в себя интеллект и воображение, возможность думать и работать с информацией, а также способность человека выходить за пределы привычных инструментов и шаблонов, способность быстро находить нестандартный подход к решению задач. Всё это предполагает присутствие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности и прослеживается в различных видах деятельности, её продуктах, а также в отдельных сторонах качества личности.
Таким образом, главными составляющими креативного мышления являются: восприимчивость к новым идеям, способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях. Её алгоритм — изначально поставленная цель, сформулированные задачи и детально разработанная технология для достижения максимального эффекта абсолютно идентичны процессу проектного поиска в дизайне. «Творческие акты, — подчёркивает А. Двоскин, — часто становятся креативными, когда наполняются дополнительными смыслами и создают условия для более широкого и подчас неожиданного применения творческого продукта, который и обеспечивает ему статус “продукта”, способного на позиционирование во внешней среде. Творческий продукт может быть неупотребим и бесполезен в настоящем. Однако начать соответствовать креативным параметрам в будущем» [5, с. 96].
Не совсем корректные слова — «неупотребим и бесполезен» отражают, однако, суть и результат творческого процесса — создаётся произведение для неутилитарного эстетического созерцания, лишённое какой бы то ни было полезности и принципиально дистанцированное от человека. Продукт дизайна — предмет или целостная среда всегда находятся с человеком в непосредственном тесном контакте, в полном смысле слова — в соприкосновении. Именно поэтому в современном дизайне материалы, с которыми человек соприкасается, трактуются как средство коммуникации, так как осязание рассматривается как тактильное и психологическое воздействие на человека.
Многие работы креативных дизайнеров сегодня мало чем отличаются от произведений их собратьев по художественному цеху, поскольку имеют общие культурные корни, средства выражения и логику изложения. Но задачи их различны — художественно-проектное моделирование, основанное на знаниях науки и техники, эргономики, психологии, антропологии и других науках, на выходе имеет продукт не только принципиально прагматичный и утилитарный, но и всегда адресный, ориентированный на человека, аудиторию.
Сегодня дизайн — это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, направленная на абсолютно все сферы человеческой деятельности. Именно поэтому проектное мышление распространяется повсеместно — в педагогике проектируется и моделируется каждый этап образовательной деятельности для получения «технологических рецептов». В идеале — всякое проектирование должно быть дизайнерским, то есть предусматривающим использование научных данных и получение эстетически значимых и оптимальных по отношению к человеку результатов. Это мы и наблюдаем в последнее время — возникает определённая всеобщая проектная культура. Можно, таким образом, выделить основные признаки проектного мышления дизайнера, по сути, являющиеся креативным или проектно-художественным:
1. умение создавать идею и находить пути её практической реализации;
2. самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
3. видение новой проблемы в знакомой ситуации;
4. видение структуры объекта и его новой функции;
5. самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новые;
6. нахождение различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств;
7. построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.
Итак, проектное мышление — системность мыслей и действий, приводящая к результату, умение осознавать, выявлять, определять и решать проблемы. В дизайне главное — это чувствовать смысл проблем, быть их «первооткрывателем», уметь обозначить проблемы, которые ещё не осознаны, не выявлены, и придумать, как их решать.
Поэтому представляется оправданным говорить о новом креативном подходе к работе, основанном на комбинировании известных в художественной практике способах деятельности в новые; построение принципиально нового способа решения дизайнерской проблемы, являющейся комбинацией известных. Если исходить из того, что конечной целью современного обучения в вузе является формирование личности специалиста, обладающего определённым уровнем профессионального сознания, то сама вузовская подготовка как высшая ступень профессионального обучения должна быть направлена на овладение студентами методами профессиональной деятельности, позволяющими формировать определённые способы специализированного мышления. На необходимость формирования профессионального мышления указывали многие исследователи (Н. Воронов, Г. Минервин, В. Шимко, А. Ефимов и др.), которые подчёркивали — важно не только обучать конкретным методам дизайн-проектирования, но и развивать у будущих дизайнеров дизайнерское мышление.
Известно, что дизайн не является синонимом слова «проектирование», понятия «проект» и «дизайн» различны. Проектирование — это один из сегментов дизайна. Доминантными же признаками дизайна является фактор остроумия, необычности и появления качественных изменений. В данном случае одной из составляющих специализированного креативного мышления дизайнера с полным основанием можно назвать эстетическое специализированное мышление, развивающееся в контексте современного эстетического сознания. Отметим, что такие черты мышления дизайнера, как остроумие, игра, необычность, парадоксальность, складываются в модель современной культуры в целом. Это те черты профессионального мышления современного дизайнера, которые, как нам кажется, напрямую обусловлены культурными доминантами современности:
• синтетичность;
• метафоричность, образность;
• парадоксальность;
• ассоциативность;
• комбинаторность;
• иронично-игровой характер;
• абстрагированность;
• стилевая многослойность.
Учитывая, что центральной проблемой дизайна является создание гармоничной, комфортной, функциональной, эргономичной среды обитания человека, необходимо подчеркнуть следующее: результатом деятельности дизайнера на современном этапе должно стать достижение целостности и нового качества окружающего мира. Дизайн стал не только средством проектирования жизненных процессов, но и средством общения в эпоху глобализации. Мыслить системно, целостно — одна из важнейших задач формирования специализированного мышления дизайнера на современном этапе. Таким образом, видна единая суть терминов «креативность» и «проектность» на современном этапе. Их основа — поиск новых идей, способность находить решения в нестандартных ситуациях, решать проблемы и формировать оригинальные концепции.
Н.И. БАРСУКОВА
Доктор искусствоведения, профессор, Национальный институт дизайна
Список литературы:
1. Барсукова Н.И. Средовая парадигма дизайна // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики / Сб. научн. тр. VI Межд. научн.-практ. конф. — Краснодар, 2022. — С. 10–13.
2. Буханов Г.В. Проектное мышление. Креативность. Творчество // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. — 2020. — № 38 (38).
3. Вершинин Г. Русский дух как ограничение дизайна / Проблемы дизайна. — М.: СДР, 2003. — С. 39–58.
4. Воронов Н.В. Российский дизайн. Т. 1. — М.: СДР, 2001. — С. 424.
5. Двоскин А. Время креакратии? // Инейт. — 2005. — № 1.
6. Жукова И.В., Барсукова Н.И. Многофункциональность как базовый принцип дизайн-проектирования // Культура и искусство. — 2023. — № 3. — С. 25–40.
7. Мкртчян С.В., Буханов Г.В. Проектное мышление — пути и методы развития // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. — 2021. — № 1–2. — С. 123–133.
8. Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. — М.: Изд. Д. Аронов, 2004. — С. 416.
9. Раппапорт А. Заметки о природе архитектуры // Вопросы искусствознания. — 1994. — № 1. — М.: Галарт. — 384 с. 10. Рыбалкина П.В. Проектное мышление в культуре: методологический анализ: дис. ... к. ф. н. — Белгород, 2018. 11. Сосновская К.В. Проектное мышление в бытии человека: дис. ... к. ф. н. — Омск, 2013.
#наука
#история
#искусство
#Строгановка