Найти в Дзене
Факт 96. Владимир Маяковский на диспуте в Политехническом музее. Условия жизни для студентов в то время были тяжёлые: небольшой паёк продовольствия, холодные и необорудованные общежития, отсутствие обуви и одежды — всё это создавало трудности и препятствия для нормальной учёбы. Однако молодёжь довольствовалась малым, желание учиться всё преодолевало. Огромная жажда знаний и энтузиазм были той силой, которая сколотила большой коллектив студенчества ВХУТЕМАСа. Студенты организовывали коммуны, посещали диспуты, вечера и доклады в Политехническом музее с участием Маяковского и Луначарского. Идеалом и вожаком в искусстве вхутемасовцы считали «горлана-главаря» Маяковского, за ним они шли и его любили. Эта любовь была взаимной, во время диспутов в Большой аудитории Политехнического музея Маяковский всегда опирался на вхутемасовцев, которые приходили поддержать поэта большими группами, по сто – двести человек.
1 день назад
Факт 95. Кадр из кинофильма «12 стульев» (1971). Режиссер Л. Гайдай Популярность ВХУТЕМАСа нашла своё отражение и в литературном творчестве таких знаменитых советских писателей, как Илья Ильф и Евгений Петров. Герой романа «Двенадцать стульев» Остап Бендер выдавал себя за выпускника ВХУТЕМАСа, пытаясь попасть в Нижнем Новгороде на пароход «Скрябин», где он создал свой бессмертный шедевр «Сеятель». #Строгановка #Искусство #История #ВХУТЕМАС
1 день назад
Мастера Строгановской школы. Орешин Виталий Михайлович
Заслуженный художник России В.М. Орешин родился 31 декабря 1941 г. в г. Егорьевске Московской области. В 1966 г. закончил МВХПУ (б. Строгановское), отделение монументально-декоративной живописи, его преподавателями были В.Ф.Бордиченко, Б.В.Иорданский и В.К.Замков. С 1966 по 1973 гг. работал в Брянском отделении художественного фонда РСФСР. С 1974 по 1975 гг. преподавал в МВХПУ (б. Строгановское) на кафедре академического рисунка. С 1975 по 1998 гг. работал на Республиканском комбинате монументально-декоративного искусства, а также в КХР г...
2 дня назад
«Томас Чиппендейл: от ремесла к искусству». Статья М.Т. Майстровской.
Вы знаете, что восемнадцатое столетие называют «золотым веком английской мебели»? Да, ведь именно в этот период выдающиеся английские мастера-мебельщики создавали свои прекрасные произведения декоративно-прикладного искусства. Это уже было не просто ремесло, а, наполняя свое творчество проектным мышлением, проектными подходами и проектным графическим изображением, они становились художниками и даже скорее дизайнерами в нашем сегодняшнем понимании. В выпуске №4 за 2024 год (часть 3) нашего уникального...
2 дня назад
Факт 94. Страница из журнала «Современная архитектура», № 2, 1926, с публикацией проектов студентов метфака. Считается, что деревообделочный и металлообрабатывающий факультеты Мастерских были своеобразной лабораторией формирования дизайна в нашей стране. Здесь преподавали представители производственного искусства — Александр Родченко, Эль Лисицкий, Владимир Татлин и другие. Их принципы — экономичность материалов и конструкций, рациональность использования пространства, многофункциональность и мобильность изделий. Категорически отвергалось всякое поверхностное украшательство. Большое внимание обращалось на гигиеничность вещей. Многие из их принципов стали впоследствии каноническими для дизайна. #наука #история #искусство #Строгановка
3 дня назад
Факт 93. А. Родченко со своими студентами. ВХУТЕМАС, 1926. Слева направо: Н. А. Соболев, А. М. Родченко, П. К. Жигунов, И. К. Морозов, Макаров (лаборант), З. Н. Быков В 1920 – 1930-х гг. во ВХУТЕМАСе на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах в должности профессора преподавал знаменитый дизайнер, фотограф и художник А. М. Родченко. Александр Михайлович учил студентов проектировать многофункциональные предметы для повседневной жизни и общественных зданий, добиваясь выразительности формы не за счёт украшений, а за счёт выявления конструкции предметов, остроумных изобретений, трансформирующихся структур. В 1928 году, когда факультеты были объединены в единый дерметфак, Родченко придумал новую дисциплину для студентов — «Техническое рисование». Он предлагал зарисовывать вещи с открытым, наполовину открытым и скрытым устройством, рисуя своего рода «рентгеновский снимок» конструкции. Возвращая тем самым традицию использования рисунка как особой проектной дисциплины в Строгановке. #наука #история #искусство #Строгановка
3 дня назад
Мастера Строгановской школы. Осин Олег Иванович
Заслуженный художник России, член-корреспонднт Российской Академии художеств, лауреат премии Москвы в области литературы и искусства Родился в Москве в 1939 году. В 1962 г. окончил Московское Областное Художественное училище памяти 1905 года. В 1967 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), факультет монументально-декоративного искусства, отделение монументально-декоративной живописи под руководством Г.М. Коржева. В это время на факультете преподавали Б...
3 дня назад
Мастера Строгановской школы. Волков Александр Александрович
Живописец, скульптор, график, член Союза Художников России. А.А. Волков родился в 1937 г. в Ташкенте в Узбекистане; сын знаменитого русского художника Александра Николаевича Волкова (1886‒1957). В 1959 г. окончил Республиканское художественное училище им. Н.Бенькова (Ташкент). В 1966 г. окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), отделение скульптуры. С 1974 г. — член Союза художников России; с 1996 г. — член Международной Федерации художников России. Живет и работает в Москве...
1 неделю назад
Факт 92. Примеры трансформирующегося оборудования. Публикация в журнале «Современная архитектура», № 2, 1926. Захар Быков. Раскладная полка для книг (Складной книжный киоск). Руководитель Александр Родченко. 1923 Захар Николаевич Быков, ставший впоследствии ректором воссозданной после войны Строгановки, любил рассказывать свою версию происхождения конструктивизма. В начале 1920-х учиться было тяжело — холодно, ни дров, ни материалов для работы не было. И все же студенты приходили в мастерские — больше идти было некуда. Однажды позвонили из пакгауза Ярославского вокзала — на путях стоял бесхозный вагон с грушевыми рейсшинами (скорее всего, это было «наследство» американского магната Арманда Хаммера), — предложили забрать их на дрова. Студенты привезли эти рейсшины к себе. Однако топить ими печку рука не поднялась, стали их пилить, колоть, создавать композиции, строить макеты. Материал позволял соединять его элементарно, приколачивать и изгибать. С этого, по словам Быкова, конструктивизм и начался.
1 неделю назад
Факт 91. Эль Лисицкий. Архитектура ВХУТЕМАСа. Обложка издания «Архитектура. Работы архитектурного факультета ВХУТЕМАСа. 1920–1927». Издание ВХУТЕМАСа, Москва, 1927 В годы ВХУТЕМАСа сложилась двухуровневая система подготовки. Формально-аналитический метод, отработанный в ходе экспериментов художниками русского авангарда в 1910 – 1920 гг., стал базой для создания абстрактных упражнений по дисциплинам «Пространство», «Объём», «Цвет», «Графика», изучавшимся в течение двух лет студентами всех специальностей. Второй уровень — переход на один из восьми факультетов: архитектурный, живописный, скульптурный, металлообрабатывающий, деревообделочный, керамический, текстильный, полиграфический. Разделение дизайнерской специализации по материалам было связано как с традициями подготовки художников прикладного искусства в России, так и с условиями развития промышленности в послереволюционные годы.
1 неделю назад
Мастера Строгановской школы. Матвеев Виталий Александрович
Живописец, монументалист, художник театра В.А. Матвеев родился в 1929 г. В 1947‒1955 гг. учился в МВХПУ (б. Строгановское) по специальности «монументально-декоративная живопись». Его педагогами по живописи были Василий Петрович Комардёнков, Александр Васильевич Куприн, Сергей Герасимов. Композицию вел Владимир Евгеньевич Егоров. Более 35 лет В.А. Матвеев работал главным художником и руководителем мастерской промышленно-гражданского интерьера в Гипроавиапроме. От имени Президиума Верховного Совета СССР в 1968 г...
1 неделю назад
Факт 90. А. Веснин. Здание ВХУТЕМАСа. Праздничное оформление к 10-летию Октября. 1927 Стране нужно было подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования. Для этой цели во ВХУТЕМАС по разнарядкам и без собиралась молодёжь со всех концов страны. Демобилизовали молодых бойцов из рядов Красной Армии, часть гражданской молодёжи прибывала с Кавказа и Средней Азии, Белоруссии, Украины, даже Сибири и центральной России, здесь были люди почти всех национальностей. Учащиеся призывного возраста считались военнообязанными, откомандированными для выполнения учебной повинности, и в случае неявки в Мастерские объявлялись дезертирами и несли ответственность по закону военного времени. #наука #история #искусство #Строгановка
1 неделю назад