Российский автогигант осваивает новую нишу — что ждет бизнес и частных перевозчиков
АвтоВАЗ объявил о запуске нового бренда SKM, который займется производством легких коммерческих автомобилей. Под новой маркой на рынок выйдут компактные фургоны, пассажирские минивэны и шасси с открытой платформой. По сути, это будет попытка АвтоВАЗа закрыть нишу между универсалами Lada Largus и более крупными коммерческими машинами вроде «ГАЗели».
SKM — что это вообще за бренд?
В официальном пресс-релизе АвтоВАЗа подробностей о происхождении SKM немного. Однако уже первые фотографии новинок многое рассказали. На снимках видны автомобили, до боли похожие на китайские SRM Jinhaishi — разработки компании Shineray Group. Это молодой, но амбициозный автопроизводитель из Чунцина, который начал путь в 1997 году и уже закрепился на рынках Китая, Ирана, Белоруссии и ряда других стран.
В России Shineray уже знакома по работе с калининградским «Автотором», где выпускаются кроссоверы под маркой SWM. Теперь китайцы, похоже, решили расширить свое присутствие — только уже под вывеской SKM.
Что это за машины и почему они важны?
Судя по всему, в основе модельного ряда SKM действительно лягут модели Jinhaishi. Это недорогие, компактные и довольно простые в техническом плане автомобили, ориентированные на малый бизнес, курьерские службы, такси и коммерческие перевозки. Вот что о них известно на данный момент:
- Компоновка: классический минивэн с коротким капотом, задним приводом и неразрезным мостом на рессорах.
- Габариты: длина 4 890 мм, ширина 1 700 мм, высота 1 995 мм, колесная база 3 185 мм. То есть это нечто среднее между УАЗ «Буханка» и «Соболем».
- Моторы: бензиновые атмосферники объемом от 1,5 до 2,0 литров мощностью от 106 до 150 л.с., а также возможная электрическая версия.
- Коробка передач: безальтернативная 5-ступенчатая «механика».
Варианты исполнения — самые разные: от чисто грузового фургона до 9-местного пассажирского микроавтобуса. Подобная гибкость позволит SKM «играть» сразу на нескольких полях — от маршрутных такси до развозных грузовичков.
Почему это важно именно сейчас
Российский рынок легкой коммерческой техники сегодня испытывает дефицит доступных и технологичных моделей. Уход западных брендов, проблемы с логистикой и рост цен на импортную технику создали «вакуум», который АвтоВАЗ и рассчитывает заполнить. SKM может стать доступной альтернативой для малого и среднего бизнеса, который ищет простую и надежную рабочую лошадку.
К тому же у АвтоВАЗа уже есть успешный кейс с коммерческим Largus. Однако Largus все же остается легковым автомобилем, а SKM — это уже полноценный «каблучок» или даже «бусик».
А сколько это будет стоить?
Конечно, точные цены для российского рынка пока никто не называл. Но можно ориентироваться на соседнюю Белоруссию, где похожие Shineray M7 (они же SRM Jinhaishi) уже продаются. Вот примерные расценки:
- Shineray M7 Cargo (2.0 л, 150 л.с.) — от 26 000 долларов (примерно 2,34 млн рублей);
- Shineray M7 пассажирский — от 25 700 долларов (около 2,31 млн рублей);
- Электрический X30LEV — от 25 200 долларов (порядка 2,26 млн рублей);
- Shineray X30L (1.5 л) — от 20 900 долларов (1,88 млн рублей).
Конечно, российские цены могут оказаться ниже за счет локализации, упрощения комплектации и господдержки коммерческих программ.
Чего ждать дальше?
Скорее всего, первыми в продажу поступят самые простые версии — фургоны и грузопассажирские модификации. Пассажирские минивэны подтянутся позже, когда SKM «прощупает» спрос. Вполне возможно, что АвтоВАЗ адаптирует машины под отечественные реалии — например, усилит подвеску, добавит российскую электронику и расширит линейку двигателей.
Вывод
SKM — это не просто очередной китайский клон на российском рынке. Это вполне себе осмысленный шаг со стороны АвтоВАЗа, который ищет новые точки роста в условиях санкционного давления и ограничения поставок комплектующих. Легкие коммерческие автомобили — одна из самых перспективных ниш в текущей ситуации. И если АвтоВАЗ сможет удержать цены на приемлемом уровне, у SKM есть все шансы закрепиться на рынке. Осталось только дождаться официальной презентации, чтобы понять, насколько глубоко российская сторона вмешалась в конструкцию и комплектацию этих автомобилей.