20 марта 2025 года/
За околицей бывшего села Напрудного можно увидеть корпуса Старо-Екатерининской больницы, основанной в 1775 году для лечения «больных всякого рода, как в отношении их звания, так и в отношении их пола, возраста и болезней», а в последнюю сотню лет эта больница известна как МОНИКИ - Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф.Владимирского.
В 1771-1772 годах в Москве свирепствовала чума и для предотвращения заражений у Крестовской (Троицкой) заставы в селе Напрудном построили карантинный двор для приезжающих в город путников. По легенде, тела покойных и их одежда сжигались в расположенном в отдалении корпусе, куда вели широкие подземные тоннели, обнаруженные и засыпанные много лет спустя во время прокладки коммуникаций. В 1775 году Екатерина II повелела обустроить на месте карантина новую больницу, которая спустя год приняла первых пациентов и была названа именем царствующей особы - Екатерининская.
По замыслу императрицы, в ней предполагалось лечить нищих, престарелых и калек, «которые трудами своими кормиться не в состоянии». Решение гуманное и разумное, так как бродяг проще вылечить, чем допускать перенос ими инфекционных заболеваний по всему городу. Расходы на больницу ложились на московский бюджет, в том числе покрывались налоговыми сборами на чернорабочих, приезжающих на заработки.
Со временем Екатерининская больница для простолюдинов стала клиникой широкого профиля, а после открытия Ново-Екатеринской больницы у Петровских ворот учреждение в Мещанской слободе в 1835 году переименовали в Старо-Екатерининскую больницу. Есть версия, что примерно в это же время здесь размещалась арестантская больница Бутырской тюрьмы, которой заведовал доктор и защитник прав заключённых Фёдор Гааз. На протяжении всего этого времени на территории строились деревянные корпуса, в частности, в 1870-1880-х годах была проведена реконструкция по проекту архитектора Александра Мейнгарда, удостоенного за эту работу медали на Международной выставке в Брюсселе.
В начале ХХ века городские газеты регулярно публиковали хронику уличных происшествий, из которой следует, что пострадавших с травмами и ожогами зачастую везли в Старо-Екатерининскую больницу. Надо полагать, медучреждение ещё в те времена располагало квалифицированным хирургическим отделением, а при советской власти, когда больница превратилась в Московский областной клинический институт (МОКИ, МОНИКИ), хирургия была представлена 30 отделениями самого разного профиля.
Улица Щепкина, 61с25 - храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с шатровой колокольней (1896-1899, архитектор Владимир Десятов) построен в русско-византийском стиле. Средства на постройку предоставил предприниматель Александр Каверин, чья фабрика находилась по соседству. В 1924 году храм был закрыт на основании заявления больничной коммунистической ячейки о том, что «колокольный звон беспокоит больных и мешает работе советских служащих». Пятиглавие храма и шатёр колокольни были разобраны во время реконструкции под рабочий клуб. Позднее в здании размещался завод по ремонту медицинской техники.
Можно обратить внимание на ограду, которая изначально была краснокирпичной, в советский период оштукатурена, а сейчас держится на подпорках в аварийном состоянии.
Улица Щепкина, 61к1 - корпус № 1 МОНИКИ (1998). Ансамбль краснокирпичных корпусов, возведённых на рубеже XIX-XX веков, понёс потери по объективным причинам: для нормальной работы больницы требовались современные многоэтажные здания с кабинетами, палатами, лабораториями. На сайте pastvu можно увидеть изображения утраченных строений.
Смотрите старые фотографии. Старо-Екатерининская больница. 1913 год:
Старо-Екатерининская больница. Контора, приемный покой и амбулатория имени Л.И.Тимистер. 1913 год:
МОНИКИ. 1998 год:
Улица Щепкина, 61с1 - служительский корпус (1898), корпус № 3 МОНИКИ. Первое краснокирпичное здание на территории Старо-Екатерининской больницы построено для персонала.
Улица Щепкина, 61с9 - гинекологическое отделение (1908-1909, архитектор Иван Герман), Педиатрический корпус МОНИКИ
Гинекологический корпус имени А.П. и Е.В.Кавериных. 1913 год:
По традиции больничные корпуса назывались в честь меценатов.
Улица Щепкина, 61с24 - родовспомогательный приют на 74 кровати (1908-1909, архитектор Иван Герман), корпус № 6 МОНИКИ. Средства на строительство выделил благотворитель Сергей Морозов. В 1938 году в одной из палат появился на свет Володя Высоцкий, будущий артист и поэт.
Родильный дом. 1913 год:
Улица Щепкина, 61с4 - стационар на 54 кровати для хронических больных (1907-1908, архитекторы Иван Герман и Александр Рооп), корпус № 9 МОНИКИ. Стационар и соседний неврологический корпус профинансировала благотворительница Юлия Крестовникова. Современный вид здание обрело в 1938 году после пристройки нового объёма терапевтического отделения.
Улица Щепкина, 61с5 - корпус для нервных больных (1908-1909, архитектор Иван Герман), корпус № 10 МОНИКИ.
Улица Щепкина, 61с6 - хирургия (1935), корпус № 11 МОНИКИ
Улица Щепкина, 61с10 - патологоанатомическое отделение (1940)
Улица Щепкина, 61с22 - деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Целительницы» при анатомическом театре Старо-Екатерининской больницы (1881). При советской власти дом приспособили под морг и бюро судмедэкспертизы.
Улица Щепкина, 61с54 - Главный хирургический корпус МОНИКИ (1983). Особенность учреждения состоит в том, что МОНИКИ является не только ведущим научно-исследовательским институтом, но и одновременно выполняет функции регионального многопрофильного центра по оказанию высококвалифицированной лечебно-диагностической и консультативной помощи населению по 40 медицинским профилям. Ежегодно за консультацией обращается 200 000 больных, из них около 20 000 с наиболее сложной патологией госпитализируются в клиники МОНИКИ.
Вот такая - высокотехнологичная - земская медицина в XXI веке.
С верхних этажей хирургии открывается панорама на храм святого мученика Трифона.
Трифоновская улица, 38с1 - храм святого мученика Трифона в Напрудном, одно из старейших московских каменных зданий, обычно датируется первой половиной XVI века. Хотя самая ранняя предложенная археологами дата - это 1492 год по цифрам на замурованной надгробной доске.
Мученика Трифона почитают в Православии как скорого помощника в нуждах и скорбях, а его изображение в образе всадника на белом коне с птицей на руке связано с легендой о царском сокольнике Трифоне Патрикееве, который на охоте упустил ценного ловчего сокола, но молитва помогла найти птицу и незадачливый сокольник избежал царского гнева.
В конце XIX века за невысоким и скромно оформленным старинным зданием вырос новый грандиозный храм в стиле эклектики и с высокой колокольней. Во время богоборческой кампании в 1932 году все поздние здания взорвали, а в древнем храме устроили гараж Мосдровтопа. По просьбе Главнауки и Игоря Грабаря, обратившегося с письмом лично к Сталину, была проведена реставрация исторического памятника, осуществлённая архитектором-реставратором Львом Давидом.
Церковь Трифона в Напрудной. 1920-1930 гг.:
Церковь Трифона в Напрудном и окрестности. 1965 год:
На месте разобранных поздних приделов - Никольского и Филаретовского - установлены памятные кресты.
В старину за храмом разлился большой пруд в русле речки Рыбенки, по которому и было названо село Напрудное. Водоём осушили в советское время и теперь лишь бетонные отстойники на больничной территории показывают прежнее расположение пруда.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
Все фотоальбомы «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #улицащепкина #больница #МОНИКИ