Зинаида Петровна пекла на кухне блинчики. Она взяла на себя все домашние хлопоты в квартире Галины. Мыла полы, протирала пыль, готовила завтраки и обеды. И постоянная благодарность заполняла всю её душу.
- Соседка спасла мою жизнь, не прошла мимо.
А вот и Галина открыла дверь. Она раскраснелась на морозе и сразу прошла на кухоньку.
- Как все чисто и уютно! Пахнет моими любимыми оладушками с вишнёвым вареньем.
- Устала на работе? - поинтересовалась Зинаида Петровна.
- Есть маленько. А ты молодец, всё нажарила.
Зинаида Петровна разливала чай и ласково улыбалась.
- Я тебя жду, Галочка. Какие новости?
- Фёдор Михайлович вернул тебе квартиру, так что отпразднуем новоселье.
Зинаида Петровна расчувствовалась.
- Это всё благодаря твоему доброму сердцу! Я никогда этого не забуду.
После чаепития женщины отправились в квартиру Зинаиды Петровны, и она вставила ключ.
- Не забудь поменять замки. - посоветовала соседка.
- Обязательно.
Зинаида Петровна услышала лёгкий скрип, и дверь распахнулась. Запахи застарелого табачного дыма и перегара ударили ей в нос. Хозяйка включила свет, и всё предстало в самом плачевном виде. Знакомые очертания шифоньера, стола, продавленного дивана.
- У меня ощущение, что я отсутствовала здесь несколько лет. - Зинаида Петровна медленно обходила свои владения. - Мне всё кажется чужим и будто отталкивает.
Галина вошла, оглядела обстановку и не сдержалась.
- Какой бардак Толик с Ольгой развели! Без тебя ни разу не помыли и не
подмели.
И Зинаида Петровна заметила жирные пятна на стенах, оборванные клочья обоев. А ведь они с Толиком клеили их вдвоём и так радовались. Но это было давно, а сейчас повсюду валялись пустые пивные бутылки, в углу стояли в ряд картонные коробки. Хозяйка заглянула на кухню.
- Это невыносимо.
Она открыла окно настежь и принялась мыть грязную вонючую посуду.
- Застудишься. - пожурила её Галина, закрыла ставни и распахнула форточку.
Ни слова не говоря, она пошла в ванную, набрала полное ведро воды и принялась мыть полы.
- Миленькая, вот резиновые перчатки, одень их. - подала Зинаида Петровна жёлтые рукавицы.
Зинаида Петровна собрала в мусорный мешок все бутылки, старые вещи Толика и тряпьё Ольги. Неожиданно она нашла на полке шкафа семейные фотографии. Они лежали навалом в полиэтиленовом пакете.
- Это живая память моей жизни, погляди. - протянула старушка снимки.
- Какая ты здесь молодая! - восхитилась соседка. - А этот румяный карапуз с ясными чистыми глазами твой сыночек?
- Я держу Толика на руках! - улыбка озарила выцветшее лицо Зинаиды Петровны. - А рядом муж Вадим. - показала она на брюнета. - Тогда он ещё не притрагивался к выпивке. Погубил он себя и сына.
Зинаида Петровна утёрла глаза платочком.
- У каждого своя судьба. - философски заметила Галина. - А я чую, дышать легче становится. Мы вымываем всё печальное прошлое.
Под вечер Галина ушла, а Зинаида Петровна осталась одна. Она убирала всё новые уголки и горестно думала.
"Хорошо бы сделать ремонт. Покрасить потолки, наклеить новые обои, выбросить этот старый диван. Только где взять деньги? И всё-таки не стану отчаиваться. Если откладывать с пенсии понемногу, то потихоньку сумма наберётся. Мне ведь не надо ничего сверхъестественного, самый скромный минимум. А сперва что я сделаю, куплю новые простыни и подушки. До пенсии осталось несколько дней." - И с этими мыслями старушка заснула.
Фёдор с детства мечтал защищать обездоленных, и поэтому непростая ситуация Зинаиды Петровны задела его за живое. Часто перед его глазами появлялась покойная мама. Она оставила его пять лет назад, а рана не зарубцевалась до сих пор. Мама всегда приучала сына к порядку и дисциплине, следила за учёбой в школе. Именно она привила основы нравственности и человечности. Сама работала посменно на заводе, и тяжёлый труд подорвал здоровье. Родительница заболела, а Фёдор даже не догадывался, ведь она никогда не жаловалась. Он жил отдельно от матери, изредка созванивался и навещал. Как и все дети, Фёдор думал, что мама вечная. Он встречался с друзьями, строил свою карьеру и часто на звонки матери говорил.
- Я сейчас очень занят, перезвоню тебе позже.
А потом забывал и думал.
- Успею в другой раз.
А как мама радовалась его редким визитам! Она хлопотала, доставала с верхней полки шоколадные конфеты. Они разговаривали, и мать ни разу не упрекнула в редких посещениях. Иногда она просила его приехать пораньше, а он отвечал.
- Извини, срочная работа. Потом всё обсудим. - и задерживался в офисе
допоздна.
Фёдор искренне верил, у него ещё уйма времени для разговоров с матерью. А потом в самый трагичный день его жизни он понял - ничего не осталось. Он узнал о страшной болезни матери от тёти Галины, но до последнего надеялся, что она выкарабкается. Чуда не произошло, и Фёдора терзала неотступная мысль.
"Ты мало заботился о матери, не спас её, не сделал попыток найти лучших докторов."
Этот голос преследовал его, и после смерти матери он ощутил пустоту. Она ничем не заполнялась, весь мир ощетинился. Фёдор погрузился в работу и именно тогда обратил внимание на беззащитных стариков. Как он отчаивался, когда мошенники лишали их жилья. И вот перед ним сидела Зинаида Петровна так похожая на его родительницу.
"Как бы чувствовала себя моя мама, если бы я выгнал её на улицу как Толик?" - От таких мыслей мороз пробежал по коже. - "Как жаль, я не успел сказать матери как сильно её люблю. Не успел поблагодарить за её незаметные ежедневные труды. Редко спрашивал совета, считал себя очень умным. А теперь тянет посовещаться, увидеть её улыбку, да слишком поздно."
Именно поэтому Фёдор помогал пожилым людям. Он подсознательно хотел услышать одобрение матери.
"Феденька, ты замечательный сын, и я горжусь тобой!"
По роду своей деятельности Фёдор знал много историй о мошенниках. Но когда ими оказывались родственники, его трясло от ярости.
- Как можно предать отца или мать? Тех, кто дал тебе жизнь, кормил и воспитывал.
Фёдор презирал таких как Ольга. Жестоких, беспринципных, эгоистичных. Он не считал себя мстительным, но в глубине души желал, чтобы подобные люди получали наказание за свои злодеяния.
- Это не просто дело, это вопрос справедливости. - твердил он себе. Он не мог исправить этот мир, но всеми силами пытался улучшить его.
Тётя Галина осталась его единственной родственницей. У них одинаковые голоса с мамой, и они очень добрые. Его мама тоже всегда помогала соседям, друзьям. Фёдор общался с тётей, они часто вспоминали прошлое. Племянник с жалостью наблюдал как Галина устаёт после смены на вахте. Он уговаривал её бросить эту работу и отдыхать, но Галина отвергала.
- Я ещё крепкая, и хочется приносить пользу.
Именно по просьбе тёти Галины Фёдор принялся за дело её соседки. Квартиру они вернули, но Галина позвонила опять.
- Я помогла Зиночке навести порядок, но этого явно недостаточно. Квартира Зинаиды Петровны в ужасном состоянии, она просто убитая. Краны протекают, электропроводка старая и запросто может загореться. Линолеум истёрли до дыр. У тебя ведь есть знакомая бригада строителей? Пригласи их.
Фёдор даже не размышлял.
- Ждите.
На следующий день он сам привёз бригаду рабочих. Они зашли к Зинаиде Петровне все вместе.
- Мы заменим вам обои, постелим новый линолеум.
А чем я буду платить? - всплеснула руками старушка. - Конечно, я хотела откладывать с пенсии...
- Не волнуйтесь. - подбодрил её Фёдор. - Сначала мы всё посчитаем и найдём самый экономный вариант. Торопиться не будем, а рассчитываться можно и в рассрочку.
Работа закипела. Ребята отодрали от стен старые обои, освежили побелку, электрик протягивал новые провода. В кухне обновили плитку, а в ванной поменяли краны и ржавый смеситель. Зинаида Петровна помогала в меру своих сил. Она мыла окна, выносила мешки с мусором, заваривала чай и угощала рабочих.
- А вы с виду худенькая, но крепкая женщина. - похвалил её маляр.
- Я привыкла во всё впрягаться сама. - вздохнула хозяйка.
Спустя месяц бригадир весело объявил.
- Принимайте работу!
- Я не узнаю свою квартиру... - Зинаида Петровна утёрла глаза.
Стало чисто, уютно, пропали запахи грязи и перегара, зато веяло свежей побелкой и добротой. Зинаида Петровна села на стул и оглядела бригаду.
- Я так благодарна вам всем!
Теперь живи и радуйся! - подбодрила её Галина.
- А ведь без тебя ничего бы не получилось. - Зинаида Петровна посмотрела на подругу тёплым взглядом. - Я вот думаю, как отблагодарить тебя.
Галина опешила.
- Да ладно, ты чего. Главное, ты снова дома.
Прошло несколько месяцев, и весна заявила о себе бурным таянием снега и ручьями. Зинаида Петровна часто приглашала Галину в гости, угощала чаем и домашними пирожками. Старушка рассказывала как провела свой день.
- Утром сходила по магазинам, потом прогулялась в парке. Вот где торжество природы. Птицы поют на разные голоса, деревья взбодрились и уже готовы украситься зелёными листьями. Иногда мне кажется, я только сейчас зажила по-настоящему, без страха и боли.
А что слышно про Толика? - поинтересовалась Галина.
- Он ни разу не навестил меня. - вздохнула Зинаида Петровна.
- Я слышала, будто он уехал в другой город. - подсказала соседка. - А Ольга отправилась за решётку, это мне племянник сказал.
Галина отпила чай.
- Теперь мы о ней вряд ли услышим.
Впервые за много лет Зинаида Петровна почувствовала себя хозяйкой своей жизни. Она сама распоряжалась своим временем и не терпела чужого хамства и издёвок.
Однажды Галина заглянула к ней.
- Идём погуляем, а потом посидим в кафе.
- С удовольствием! - отозвалась Зинаида Петровна и подумала.
"Я превращаюсь в современную бабушку."
Продолжение.