Найти в Дзене
Культура Петербурга

Станция метро «Горный Институт»: от мозаичных панно до новых архитектурных решений

В конце 2024 года произошло одно из самых ожидаемых и знаменательных событий для петербуржцев – открытие станции метро «Горный Институт».

Пройти мимо этого события было невозможно. Портал «Культура Петербурга» пообщался с авторским коллективом архитекторов АО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»: Дмитрием Бойцовым (главным архитектором), Николаем Ромашкиным-Тимановым (главным специалистом архитектурно-строительного отдела) и Александром Потехиным (главным специалистом архитектурно-строительного отдела).

Мы поговорили о настоящем и будущем станции, архитектурной и художественной составляющих работы над ней, а также узнали, удалось ли авторскому коллективу воплотить все задуманные идеи.

Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

- Расскажите, как Вы стали архитектором станции «Горный Институт». Был ли какой-нибудь конкурс, как проходил отбор специалистов?

- Общий, городской конкурс на станцию был. Он касался всего объема работ, включая архитектуру. И победил в нем наш проектный институт АО «НИПИИ «Ленметрогипротранс».
Отбор специалистов происходил с учетом положительного опыта ранее выполненных работ и специфики проектируемых станций. «Горный институт» (первоначальное название «Большой проспект») – станция в исторической части города, и с учетом данного контекста было принято коллегиальное решение в проектном институте выполнять архитектурные решения под руководством Ромашкина-Тиманова, работавшего над архитектурным обликом станций «Звенигородская» в 2008 году и «Адмиралтейская» в 2011 году. Интерьер станции «Горный институт» в процессе проектирования был изменен с учетом переименования, при этом команда авторов осталась прежней.
Интерьер вестибюля также модернизировался, в связи с переименованием станции и учетом новых мотивов и образов, связанных с Горным университетом и темой горнодобывающей промышленности.

Дмитрий Бойцов.

- К проектированию станции приступили в 2010 году, и работа затянулась на 15 лет. Сейчас же пассажиры могут наблюдать отсылки к классической архитектуре, к плавным арочным мотивам и строгим вертикальным ритмам. Так было задумано изначально, или проект на протяжении времени претерпел изменения?

- Проект несколько раз менялся. Главная корректировка была связана с переименованием. Первоначальный проект был посвящен архитектуре и градостроительной специфике Васильевского острова, образ которого, по петровской задумке, предполагал систему каналов вместо проспектов и линий. Можно сказать, что тема мостов и набережных в окончательном интерьере станции была взята из первого проекта. Кроме того, произошел ряд корректировок в связи с заменой материалов в рамках импортозамещения.

Дмитрий Бойцов.

- Станция поменяла цветовую гамму с коричнево-голубой на черно-зеленую-песчаную.

Николай Ромашкин-Тиманов.

- Вестибюль и наземные павильоны проектировались в современном стиле с использованием мотивов «Ар-деко». Мы использовали этот стиль, чтобы эффектно соединить классический интерьер станции, задуманный изначально, с современными тенденциями, формирующимися новыми кварталами Васильевского острова.

Александр Потехин.

- А удалось ли воплотить все задуманные идеи, совпали ли ожидание и реальность?

- В основном считаем, что удалось.

Дмитрий Бойцов.

- Конечно. Впервые после долгого перерыва построена пилонная станция с арочными проемами проходов в бетоне. (В отличие, например, от «Проспекта Славы»). Успешное воплощение конструкции дает перспективы в будущем.

Николай Ромашкин-Тиманов.

- «Горный институт» является одной из самых глубоких станций петербургского метро – некоторые работы в перегонных тоннелях велись на глубине около 70 метров под землей. Как протекала работа?

- Для Санкт-Петербурга такая глубина не является максимальной, для метростроения нашего города работа на глубоком заложении – это опробованные и десятилетиями отработанные решения. Поэтому глубина на работу не влияла.

Дмитрий Бойцов.

- Вы уже не первый раз вносите свою лепту в городские архитектурные проекты. До этого трудились над станцией метро «Волковская». Чем отличались подходы в работе к этим двум станциям?

- Станция «Волковская» проектировалась под руководством заслуженного архитектора РФ Александра Константинова, она создавалась для района, не имеющего особого стилистического контекста, который хотелось бы отобразить в архитектуре. Поэтому архитектура там имеет ряд абстрактных современных приемов. На станции «Горный институт», напротив, среда, обладающая сложным историко-культурным наследием, стала основой для архитектуры станции.

Дмитрий Бойцов.

- Правильно понимаю, внешний вид станции отсылает нас к дисциплинам, преподаваемых в Горном институте: «Нефтедобыча» и «Металлургия»?

- Да, именно этим темам мы посвятили круглые панно из флорентийки, которые находятся недалеко от будущего эваковыхода.

Николай Ромашкин-Тиманов.

- Тема исследований и геологических открытий в панно из флорентийской мозаики «Сибирь», в панно из смальты в вестибюле, а также в медном панно с золотой жилой.
Тема обучения горному делу в панно из флорентийской мозаики «Горный университет».
А в интерьере вестибюля воссоздали герб с датой основания Горного университета (1773 г.)

Дмитрий Бойцов.

Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

- Как Вы подбирали материалы и цветовые решения для оформления центрального зала и вестибюля? Как мы уже поняли, в строительстве и декорировании станции использовались минералы, изучением которых занимается первое высшее техническое учебное заведение России.

- Материалы архитекторы подбирали исходя из ряда образов. Зеленые порталы с бежевыми стенами – природные мотивы. Также эта гамма характерна для интерьеров Горного университета.
В вестибюле основная гамма – черное с медными включениями. Создается образ пещеры с полезными ископаемыми.

Дмитрий Бойцов.

- Строгое условие облицовки станции - отечественные месторождения камня. Удачей считаем нашу находку черно-зеленого конгломерата Калиолампи в Карелии. Им облицованы порталы проходов между залами.
Порталы прорезают подсвеченные полосы из кварцита. Простенки облицованы мраморовидным известняком карьера Бирюза в Дагестане. Полы из гранита Мансуровский (Екатеринбург) и Калливолампи.

Николай Ромашкин-Тиманов.

- Облицовка черным рваным камнем «Габбро» на стенах эскалаторного зала создает образ большого природного грота, в котором «золотой жилой» инкрустировано объемное медное панно.

Александр Потехин.

Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

- Как Вы видите дальнейшую судьбу станции? Какие архитектурные инновации могут быть внедрены в Ваших будущих работах? Думаю, что студенты Горного и жители Васильевского острова поют оды в Вашу честь.

- Дальнейшая судьба станции – это включение в состав пересадочного узла. Планируется, что станция станет пересадочной, а затем перспективной в рамках  проектируемой Кольцевой линией.

Дмитрий Бойцов.

- А можете рассказать про свой (любой) архитектурный проект, который запомнился больше всего?

- Это однозначно станция «Новокрестовская» («Зенит»). На ней впервые в России реализовано множество новых архитектурных решений.

Дмитрий Бойцов.

- Закончить хочется на философской ноте. Есть ли у Вас «архитектурная» мечта. Как считаете, чего не хватает нашему городу?

- На мой взгляд, нашему городу не хватает современных комфортных транспортно-пересадочных узлов. И, естественно, хочется поучаствовать в их проектировании.

Дмитрий Бойцов.

Автор: Дарья Белова — контент-редактор портала «Культура Петербурга»

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru