Все уже знают, что на сайте ФИПИ появились аудиозаписи новых изложений? Четыре из десяти предложенных текстов за авторством Д. С. Лихачёва. Над одним из них мы бились сегодня с учеником.
Если бы кто-то спросил меня, какие тексты надо брать для изложений, я бы ответила: "Те, которые вышли из-под пера автора нетронутыми, то есть не подверглись дополнительным манипуляциям извне". Неужели мало в отечественной литературе публицистических произведений нужного объёма? Слов на 150-200? Но специалисты ФИПИ не ищут лёгких путей, они как будто специально находят что-нибудь подлиннее, что сначала сами "сожмут", сделав из связного текста бессвязный, а потом предложат ученику ещё раз его "сжать". На выходе получаем набор предложений, который назвать текстом язык не поворачивается.
Один из новых текстов для изложений - это письмо третье из "Писем о добром и прекрасном", которое сам автор назвал "Письмо третье. Самое большое". На сайте ФИПИ оно предложено в таком варианте:
В чём самая большая цель жизни? Я думаю, в том, чтобы увеличивать добро в окружающем нас мире. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Ребёнок любит мать и отца, братьев и сестёр, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. А это уже большое и глубокое чувство. Надо быть патриотом, но не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом заключается любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. Любовь к людям не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Должна соединяться с умением замечать недостатки как в окружающих людях, так и в себе, бороться с ними. Любовь должна быть соединена с мудростью.
Мудрость – это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты – хитрость, которая рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Мудрость же приносит человеку доброе имя, прочное счастье и ту спокойную совесть, которая ценнее всего.
Понятен ли вам переход от предложения 3 к предложению 4? А какая связь между "добром - счастьем всех людей" и глубоким различием между патриотизмом и национализмом? Никакой. Потому что три лихачёвских абзаца со отдельными микротемами - это один абзац от ФИПИ.
Работаем, с тем, что нам предложено. Сегодня с девятиклассником сжимали его "в четыре руки". Вернее, каждый работал самостоятельно, потом сравнивали результаты наших трудов. В принципе, ученик справился. Запутался немного во втором абзаце, с первым и последним всё неплохо, учитывая, что он работал "на слух". Что бы я написала, не имея этого текста перед глазами, - большой вопрос.
Свой вариант оставляю здесь (сначала сжала до 123 слов, потом ещё немного выкинула, но меньше 115 всё равно не получилось).
Самая большая цель жизни - увеличивать добро в мире, делать людей счастливыми. Сначала ребёнок испытывает привязанность к членам своей семьи. Постепенно расширяясь, его чувства распространяются на родное село, город, всю страну. Человек становится патриотом. Не надо путать патриотизм и национализм. В первом заключается любовь к своей стране, во втором – ненависть к другим.
Добро начинается с желания благ своим близким, а потом и остальным людям. Любовь к людям должна соединяться с умением замечать недостатки как в окружающих, так и в себе, бороться с ними. Любовь должна быть соединена с мудростью.
Мудрость – это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты – хитрость, которая оборачивается против самого хитреца. Мудрость же приносит человеку доброе имя, прочное счастье и спокойную совесть.
А вы начали работать с новыми изложениями?
Ещё одно сжатое изложение по тексту Лихачёва можно найти здесь: