На пороге миллениума фирма Peugeot придумала гениальный конкурс. По сути своей ничего особенного. Просто любой желающий мог прислать в адрес фирмы эскиз автомобиля и участвовать в борьбе за главный приз. Призов было много, включая денежное вознаграждение, масштабные модельки, игровые приставки. Но Гран-при дизайнерского конкурса – нечто совершенно особенное. Эскиз концепт-кара, который признавали лучшим, специалисты Peugeot превращали в настоящий прототип. Его строили в натуральную величину, а потом возили по главным автосалонам мира.
Для каждого мальчишки, который рисовал машинки на полях школьной тетради, это был шанс проявить себя. Волшебный и замечательный шанс. Других слов нет.
Никаких особых правил не оговаривалось. Организаторы лишь объявляли общую тему конкурса, а дальше все зависело от фантазии и мастерства участников.
Каждый раз конкурс проводился по одной и той же схеме. Обычно он стартовал в начале лета, а прием заявок завершали ближе к августу. Потом Peugeot отбирала 30 лучших работ, которые продолжали борьбу в следующем этапе.
Лучшие 30 проектов публиковались на сайте конкурса, где за них голосовали пользователи интернета, а также эксперты и представители прессы. В итоге число финалистов сокращалось до десяти. Здесь уже слово было за жюри Peugeot. именно оно определяло победителя, а также второго и третьего призеров.
Темой первого конкурса 2001 года стал «Автомобиль 2020». Дизайнерский турнир проводился раз в два года. В течение первой половины выбирали лучший проект, следующий год шел на постройку концепта в натуральную величину. Дальше все повторялось.
Победителем первого конкурса стала Moonster – работа серба Марко Луковича. Не знаю, что уж здесь от «Автомобиля 2020 года», но «Лунный монстрик» получился очень ярким и эффектным. То, что называется дизайнерским заявлением.
Всего успели провести пять конкурсов. Когда победителем 2009 года стал колумбиец Карлос Артуро Торрес Товар, мир был уже совсем не тем,чем прежде. Прежде всего это касалось здоровья самой компании Peugeot, которая после сверхуспешных 80-х и 90-х в нулевых скатилась в пучину кризиса. Тогда на пороге 2010-го Peugeot реально стояла на краю бездны. Французам точно стало не до конкурса.
Не знаю, какой бюджет Peugeot зарыла в этот дизайнерский батл. Совершенно точно не маленький. Не очень ясно был ли от всего этого толк для компании. Возможно никакого. Но то, что тысячи мальчишек благодаря Peugeot получили шанс реализовать свой креативный потенциал – бесценно.
Многие даже нашли профессию. Тот же Марк Лукович со временем открыл собственную студию дизайна. А румын Михай Панаитеску, чей концепт-кар Flux выиграл четвертое издание конкурса, стал профессиональным дизайнером и работал на Toyota и Lotus.
По мне так это все лучше, чем вкладывать бюджеты в бесполезные рекорды на Нюрбургринге.