Найти в Дзене
Любопытный дилетант

Приключения колоссального кита: Он опять похудел!

В результате мел-палеогенового вымирания динозавры освободили огромное количество экологических ниш, чем немедленно воспользовались проведшие весь мезозой «в тени гигантов» млекопитающие. Они сразу же принялись расти, и в конце концов породили целую мегафауну, которая, правда, почти полностью вымерла в конце плейстоцена. Но это на суше. В морях экологические ниши тоже освободились — там вымерло множество морских рептилий, а на их место буквально за несколько миллионов лет пришли китообразные. Но там ситуация была иной. Теплокровному животному в воде быть большим очень выгодно энергетически — земля к себе не тянет, а вот потери тепла из-за огромной теплоёмкости воды большие размеры сильно сокращают. Не удивительно, что выросшие до гигантских размеров китообразные вымирать не торопились, а самое большое из когда-либо живших животных, синий кит, плавает в океане прямо сейчас. Во всяком случае, учёные были в этом уверены до тех пор, пока в 2010 году на побережье Перу не обнаружились окаме

В результате мел-палеогенового вымирания динозавры освободили огромное количество экологических ниш, чем немедленно воспользовались проведшие весь мезозой «в тени гигантов» млекопитающие. Они сразу же принялись расти, и в конце концов породили целую мегафауну, которая, правда, почти полностью вымерла в конце плейстоцена. Но это на суше.

В морях экологические ниши тоже освободились — там вымерло множество морских рептилий, а на их место буквально за несколько миллионов лет пришли китообразные. Но там ситуация была иной. Теплокровному животному в воде быть большим очень выгодно энергетически — земля к себе не тянет, а вот потери тепла из-за огромной теплоёмкости воды большие размеры сильно сокращают.

Не удивительно, что выросшие до гигантских размеров китообразные вымирать не торопились, а самое большое из когда-либо живших животных, синий кит, плавает в океане прямо сейчас. Во всяком случае, учёные были в этом уверены до тех пор, пока в 2010 году на побережье Перу не обнаружились окаменелости кита, жившего около 40 миллионов лет, в середине эоцена.

Особой полнотой скелет не отличался — нашлось всего четыре ребра, 13 позвонков и бедро. Не удивительно, что описать находку руки дошли только через тринадцать лет. Животное отнесли к семейству базилозаврид — примитивных китов, у которых, в отличие от современных, ещё сохранились задние конечности, и назвали Perucetus colossus — по месту обнаружения и в честь внушительных размеров.

Прямо скажем, от кита осталось не так чтобы слишком много. Поэтому затруднения с реконструкцией вполне понятны.
Прямо скажем, от кита осталось не так чтобы слишком много. Поэтому затруднения с реконструкцией вполне понятны.

А размеры, если судить по первой попытке реконструкции, были и в самом деле очень велики, при длине около двадцати метров массу кита оценили в 85—340 тонн. Верхняя оценка массы животного оставляла далеко позади синего кита, впрочем, согласились с этим не все. Если брать верхнюю оценку, то кит такого веса был бы либо сферическим, либо отлитым в граните.

Ошибка первых реконструкторов состояла в том, что при расчёте массы они исходили только из боковой проекции кита. Если таким же образом «реконструировать» современных китов и дельфинов, они получались тяжелее своего реального веса минимум на четверть. По второй же реконструкции максимальная оценка массы перуцета уменьшилась до 114 тонн, но и эту оценку авторы назвали малореальной, на самом же деле кит весил примерно 60—70 тонн.

Согласно одной из первых реконструкций, выглядел перуцет примерно так.
Согласно одной из первых реконструкций, выглядел перуцет примерно так.

Более того, вы таки будете смеяться, но совсем недавно беднягу перуцета опять перевзвесили, и опять в сторону уменьшения. На этот раз его рассматривали со всех возможных ракурсов и сравнивали с другими ныне живущими и вымершими морскими млекопитающими. Работа была весьма масштабная и трудоёмкая, но судя по всему, она того стоила.

Для начала авторы нового исследования указали на то, что сравнивать перуцета с современными китами неправильно, ведь он относится к базилозавридам, у которых телосложение совершенно другое. К тому же они отличаются ещё и строением костей — у современных китов они лёгкие и пористые, а у базилозаврид — тяжёлые и плотные, больше похожие на кости ламантинов и прочих сирен.

Сравнивали же его с asilosaurus cetoides...
Сравнивали же его с asilosaurus cetoides...

Так что за образец палеонтологи взяли стеллерову корову и двух базилозаврид — Basilosaurus cetoides и Cynthiacetus peruvianus, живших чуть позже пакицета. Для контроля тот же метод применили к ныне живущим китам и сиренам, массы тел которых точно известны. Не забыли учёные и про подкожный жир, которого у морских млекопитающих особенно много. Поскольку череп перуцета пока не найден, его длину оценивали, исходя из корреляции между длинами черепа и поясничных позвонков.

Контроль на современных китах показал, что метод получился очень точный, с погрешностью всего в несколько процентов и с тенденцией к занижению массы. Особенно заметным занижение оказалось заметным на японском ките, но там образцом была очень крупная кормящая самка, которая весила 116 тонн, на 8 тонн меньше расчёта.

И Cynthiacetus peruvianus.
И Cynthiacetus peruvianus.

Пытаясь вычислить длину черепа перуцета из сравнения с другими базилозавридами, учёные взяли среднее значение — около полутора метров, и отсюда получили длину всего кита где-то 15—16 метров. Массу вычислили не так точно — если кит походил на современных китов, то весил 36,7 тонны, а если скорее на сирен, то 40,5 тонн.

Однако стоит учитывать и то, что базилозавриды вообще и перуцет в частности жили в эоцене, когда было значительно теплее, чем сейчас, к тому же они ещё и не уходили далеко в море, а плескались на тёплых отмелях, так что в большом количестве подкожного жира не нуждались. Так что не исключено, что перуцет весил не больше 35 тонн, что аж на порядок меньше максимального веса согласно первой реконструкции.