Вымирание — не только время гибели для тех, кто вымер, но и время возможностей для тех, кто выжил — освобождается огромное количество экологических ниш, занимать которые нужно быстро, решительно. Так случилось и после погубившего динозавров мел-палеогенового вымирания. Причём ниши освободились не только на земле и в воздухе, но и в океане — ихтиозавры и плезиозавры последовали за динозаврами и птерозаврами, освободив нишу дышащих воздухом водных животных.
Поэтому не удивительно, что эволюция китообразных шла очень быстро — путь от мелких травоядных родственников бегемотов до никогда не выходящих на сушу хищных базилозавров они прошли всего за 26 миллионов лет, прошедших после того, как ихтиозавры и плезиозавры освободили территорию. А ещё через пять миллионов лет уступили место настоящим китам и сами базилозавры.
Впрочем, довольно примитивными были и сами базилозавры — у них, например, были хоть и изрядно редуцированные и уже отделившиеся от остального скелета, но всё же вполне отчётливые задние конечности. Да и эхолокацией, в отличие от современных зубатых китов, базилозавры ещё не владели. А вот большими, в отличие от своих предков, уже были.
Но даже став большими и совершенно безногими, в открытое море киты ушли не сразу, а долгое время держались мелководий. Во всяком случае, именно такой вывод сделали палеонтологи, изучив окаменелости всё ещё примитивного, но уже несомненного кита Antaecetus aithai.
Во всяком случае, кости у него были такими же, как у современного травоядного обитателя мелководий ламантина — очень тяжёлыми и плотными. Для ламантина тяжеленный костяк — несомненное преимущество, он позволяет сирене без особого труда нырять поглубже и пастись на донной траве. Есть, правда, и недостаток — именно из-за тяжёлых костей пловец из ламантина так себе. Впрочем, крупному травоядному, которого никто не ест, рекорды скорости ставить и не нужно.
А вот A. aithai травоядным отнюдь не был — его рот был заполнен весьма острыми зубами типичного хищника, траву такими зубами есть не особенно удобно. Впрочем, кит, видимо, вполне обходился — даже на современном мелководье хищнику вполне есть кем поживиться, к тому же вместительные лёгкие позволяли весьма долго лежать в засаде на неосторожную рыбу.
Правда, особенно эффективной такая охота вряд ли была — даже самая мягкотелая и рассеянная добыча от тяжеловесного и медлительного охотника, надо полагать, удирала без особого труда. Не удивительно, что современные киты в конце концов облегчили скелет и ушли в море окончательно, оставив прибрежные охотничьи угодья более быстрым и ловким тюленям.