Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Как понимать странные "съедобные" картины Арчимбольдо?

Джузеппе Арчимбольдо - итальянский живописец и художник-декоратор, которого традиционно причисляют к представителям маньеризма*. Однако в его творчестве некоторые исследователи XX века справедливо усматривали предвосхищение сюрреализма**.

* Маньеризм - течение в западноевропейском искусстве 1520—1590-х годов. Характеризуется утратой ренессансной гармонии.
** Сюрреализм - направление в искусстве ХХ века, отличающееся использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Автопортрет 1575 года.
Автопортрет 1575 года.

Джузеппе Арчимбольдо наиболее известен своими портретами, состоящими из фруктов, овощей, цветов и животных. Его уникальный стиль представлял собой смесь натюрморта и портретной живописи и был широко популярен среди аристократии конца XVI века.

Корзина с фруктами. В перевёрнутом виде картина представляет собой портрет.
Корзина с фруктами. В перевёрнутом виде картина представляет собой портрет.

В детстве наш герой помогал отцу создавать церковные росписи, а также специализировался на выполнении эскизов гобеленов и витражей. Близкий друг отца будущего художника был учеником самого Леонардо да Винчи, поэтому у семьи Арчимбольдо был доступ к зарисовкам и альбомам гения эпохи Возрождения.

Творчество да Винчи не могло не оказать влияния на Джузеппе. Однажды, обнаружив среди бумаг Леонардо изображение сплетенных между собой стеблей и листьев, наш герой понял, что растения могут напоминать лики людей и животных.

Арчимбольдо переосмыслил эту идею и, по сути, стал основоположником нового, уникального стиля...

"Четыре сезона в одной голове".
"Четыре сезона в одной голове".

Добившись известности, в 1562 году Джузеппе Арчимбольдо был приглашён ко двору императора Священной Римской империи Максимилиана II в Вену, а далее служил его преемнику Рудольфу II в Праге.

Арчимбольдо продолжал работать на Габсбургов до конца своей жизни, создавая портреты императора и других членов двор, а также аллегорические картины и рисунки для придворных торжеств.

"Огонь".
"Огонь".

За "Портрет Рудольфа II в образе Вертумна" (Вертумн - бог времён года и земных плодов) художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа.

Со временем такие портреты получили название "составленные головы" (фр. têtes composées). Вполне вероятно, что на стилевое своеобразие мастера оказала влияние придворная кунсткамера, которую он курировал.

"Портрет Рудольфа II в образе Вертумна".
"Портрет Рудольфа II в образе Вертумна".

Его серия картин "Четыре сезона" ("Времена года"), в которой времена года изображались как серии портретов, составленных из сезонных растений, была особенно популярна.

"Четыре сезона" ("Времена года").
"Четыре сезона" ("Времена года").

Например, "Весна" изображает голову в профиль, составленную из тысячи цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Волосы созданы из множества разноцветных растений, а платье представляет собой коллекцию зеленых растений.

"Весна".
"Весна".

"Лето" состоит из сезонных фруктов и овощей, чьи яркие цвета выделяются на темном фоне. Улыбающееся лицо убеждает зрителя в теплой доброжелательности столь же теплого солнечного сезона. На широком воротнике художник написал "Джузеппе Арчимбольдо - Ф." F обозначает fecit ("он сделал это").

"Лето".
"Лето".

На картине "Осень" мы видим человека, чье тело представляет собой сломанную бочку, а лицо состоит из груши (нос), яблока (щека), граната (подбородок) и гриба (ухо). Это время года символизирует плодородие.

"Осень".
"Осень".

"Зима" является последней картиной в серии. Старик завернут в соломенную циновку, которая защищает от холода, а потрескавшаяся кора символизирует морщинистую кожу.

Зима Арчимбольдо не сурова: на сломанной ветке мы видим апельсин и лимон - своими цветами они дарят тепло этой атмосфере. Если приглядеться к циновке, мы можем заметить герб. Именно так художник указывал заказчика картины - Императора.

"Зима".
"Зима".

Эту серию (впрочем, как и другие работы) также можно считать своеобразным "комментарием" к искусству и науке того времени. Работы Арчимбольдо отражают растущий интерес к ботанике и миру природы, а также увлечение человеческой формой и ее отношением к природе.

Повар и натюрморт.
Повар и натюрморт.

Портреты Арчимбольдо были образными и довольно игривыми. Часто они имели символическое значение, связанное с предметом портрета. Например, портрет библиотекаря может быть полностью составлен из книг, а портрет садовника — из цветов и овощей.

"Библиотекарь".
"Библиотекарь".

Используя нетрадиционные материалы для создания своих портретов, художник смог раздвинуть границы того, что считалось приемлемым в искусстве, и бросить вызов традиционным представлениям о красоте.

Кроме того, некоторые исследователи интерпретировали картину Арчимбольдо как форму политической сатиры. В его время многие европейские правители были одержимы демонстрацией своего богатства и власти посредством щедрых банкетов и пиров.

"Воздух".
"Воздух".

Оригинальную манеру исполнения художника по достоинству оценили не только современники, но и многие ценители искусства последующих эпох. Творчество итальянского мастера оказало огромное влияние на сюрреалистов, в том числе на их самого знаменитого представителя — Сальвадора Дали.

"Юрист".
"Юрист".

А вот что было бы, если бы Арчимбольдо создавал свои работы в XXI веке:

Спасибо, что дочитали до конца! ✅ А вам нравятся необычные картины Арчимбольдо?

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: