Ее окрестили самкой гориллы, а руку на бедре называли отвратительной жабой. Художник Гюстав Курбе сравнивал фигуру Олимпии с дамой пик из колоды карт в морге, а разъяренные критики не советовали беременным женщинам и юным девушкам смотреть на эту картину.
Сегодня нам, искушённым зрителям, сложно в это поверить, но в свое время обнажённая героиня, возлежащая на белых простынях, вызвала бурю негодований...
Так и случился одни из самых известных случаев, положивший начало современному искусству. В 1865 году на Парижском салоне разразился чуть ли не самый крупный скандал за всю его историю.
С полотна, написанного Эдуардом Мане, на публику бесстыжими глазами смотрела обнаженная проститутка! При одном взгляде на "Олимпию" джентльмены теряли над собой обладание — им казалось, будто бы они оказались не в Парижском салоне, а забрели в местный бордель.
В итоге картину было решено перевесить в самый дальний зал Салона на такую высоту, что её было почти не видно. Французский критик Жюль Кларети восторженно сообщал: "Бесстыжей девке, вышедшей из-под кисти Мане, определили наконец-то место, где до нее не побывала даже самая низкопробная мазня".
Эдуар Мане недоумевал: "Я писал только то, что видел". Но зрители наотрез отказывался видеть то, что увидел художник: уверенную, свободную, притягательную и чувственную куртизанку, чью наготу Мане даже не потрудился прикрыть мифологическим сюжетом. Назови он картину "Венерой", возмущение, скорее всего, поубавилось.
Действительно, прообразом для создания композиции могла послужить картина Тициана "Венера Урбинская". Но если героиня Тициана левой рукой пытается завлечь незадачливого зрителя, то жест Олимпии может быть истолкован как приглашение заплатить в обмен за сексуальную независимость...
Моделью для "Олимпии" вновь выступила любимая на тот момент модель художника - 19-летняя Викторина Меран (за миниатюрность прозванная Креветкой).
Обнаженная женщина лежит на кровати, у которой склонилась темнокожая служанка с букетом цветов. Взгляд женщины без стеснения устремлен на зрителя. Мане оказался первым художником, который осмелился изобразить в таком виде не нимфу, богиню или персонажа древней истории, а вполне обыкновенную женщину.
Да к тому же еще и представительницу порицаемой обществом профессии...
Ряд признаков указывает на то, что Олимпия являлась девушкой легкого поведения: цветок орхидеи (афродизиак) в волосах, браслет и серьги, восточное покрывало на кровати говорят о богатстве и чувственности.
Черная лента на шее резко контрастирует с бледной кожей, а скинутая туфля (символ утраченной невинности) подчеркивает пикантность сцены. Маленькую собачку с картины Тициана (символ верности) Мане заменил на черную кошку, которая традиционно символизировала проституцию и сексуальную распущенность...
Насладившись образом обнажённой красавицы, зритель переводит взгляд влево – на темнокожую служанка с букетом цветов от недавнего посетителя. Тёмный цвет кожи женщины резко контрастирует и с яркими цветами, и с белыми одеждами.
Некоторые дорогие проститутки в Париже XIX века держали темнокожих прислужниц, чья внешность навевала ассоциации с экзотическими удовольствиями восточных гаремов.
К слову, даже название картины отсылало к миру запретных удовольствий... Имя главной героини картины вызывало определенные непристойные ассоциации. Такие экзотические имена, как правило, выбирали себе дорогие проститутки.
Кроме того, Олимпией звали одну из самых знаменитых куртизанок в истории – любовницу папы Иннокентия Х, которая фактически 10 лет управляла католической церковью. Более того, французской публике был знаком роман Александра Дюма-младшего, одну из героинь-куртизанок которого тоже звали Олимпией.
Спасаясь от гонений и ярости парижских буржуа, Мане пришлось уехать в провинцию, а потом и вовсе бежать в Испанию. Свою выстраданную "Олимпию" он забрал с собой и на протяжении 25 лет бережно хранил в мастерской, подальше от посторонних глаз.
Когда Мане не стало, скандальное полотно было выставлено на продажу вместе с другими работами художника. Однако ни один покупатель не захотел приобрести "Олимпию". Прошло 17 лет, прежде чем картина, наконец, была реабилитирована благодаря другу художника - Клемансо (в то время премьер-министру Франции).
В 1947 году работа заняла свое постоянное место в музее Орсе.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: