1. “Обмен”, Виллем де Кунинг, 300 млн $:
Картина американского художника-экспрессиониста голландского происхождения была завершена в 1955 году. К этому времени Виллем де Кунинг перешёл от человеческой формы к абстрактным изображениям архитектуры и окружения. Необычный шедевр, по словам художника, отражает уродливую реальность послевоенного времени.
Картина была написана в то время, когда де Кунинг тесно сотрудничал с Францем Клайном, который известен быстрыми мазками и черно-белой палитрой. Оригинальное название картины - “Interchan”, что в буквальном переводе означает "взаимообмен". Клайн начал добавлять цвет к своим картинам, вдохновленный де Кунином, а де Кунинг начал включать в себя техники, напоминающие интуитивные мазки Клайн. "Обмен" - это яркий пример творческого союза.
2. “Номер 17А”, Джексон Поллок, 200 млн $:
Самой дорогой работой в коллекции Джексона Поллока стала картина "Номер 17А". Ее приобрел американский миллиардер Кэннет Гриффин за 200 миллионов долларов. Все работы Поллока неординарны…
Художник никогда не писал кистью и не натягивал холст на подрамник. Он прибивал холст к полу (или стене) и начинал расплескивал алюминиевую краску или фабричные лаки. Далее, при помощи разнонаправленных ударов веревки, он создавал густую, блестящую паутину линий. Отринув традиционные в Европе художественные техники, Поллок начал разливать и разбрызгивать краску на горизонтальной поверхности (техника "drip and splash"), заложив основы нового художественного направления — абстрактного экспрессионизма.
3. “№6”, Марк Ротко, 186 млн $:
Картина американского художника Марка Ротко, ведущего представителя абстрактного экспрессионизма, была написана в 1951 году. Живопись художника была тесно была связана с эмоциями и духовными чувствами и именно ему принадлежит создание “живописи цветового поля”.
Галереи, демонстрирующие работы художника, должны были соблюдать особые требования: для картин Ротко не годились проходные залы, и в экспозиции нельзя было находиться картинам других художников. Ничто не должно было мешать зрителю войти в непосредственный контакт с картиной, поэтому было предусмотрено минимальное освещение. Кроме того, Ротко избегал любых рамок, как в прямом, так и в переносном смысле: он закрашивал боковины холстов, словно пространство картины не имело границ.
4. “Шедевр”, Рой Лихтенштейн, 165 млн $:
Картина в стиле поп-арт была создана американским художником Роем Лихтенштейном в 1962 году. Поп-арт художник называл "самым идиотским" и "худшим" визуальным элементом. Тем не менее, Лихтенштейн брал за основу работы картинку из комикса, изменял композицию, добавлял детали и упрощал цветовую гамму. Главной же особенностью его работ стала имитация растровой печати — так называемых “точек Бен-Дэй”.
Несмотря на критику, знаковые образы Лихтенштейна стали синонимом поп-арта, а его способ создания работ, в котором сочетались некоторые способы механического воспроизведения и рисунок вручную, стал значимой частью современной культуры.
5. “Триптих к портрету Люсьена Фрейда”, Фрэнсис Бэкон, 142,4 млн $:
В 1969 году английский художник Френсис Бэкон изобразил своего коллегу, Люсьена Фрейда, на трех холстах одинакового размера, но в разных сидящих позах. Интересно, что для создания триптиха художник выбрал не типичную для своих работ цветовую гамму.
В середине 70-х картины были выкуплены и разъехались в Рим, Париж и Японию. В октябре 2013 года их наконец выставили вместе и продали на аукционе Christie's в Нью-Йорке за $142,4 млн. Купившая триптих Элейн Уинн выставила шедевр в Художественном Музее Портленда.
6. “Без названия”, Жан-Мишель Баския, 110,5 млн $:
Жан-Мишель Баския — американский художник и музыкант гаитянско-пуэрториканского происхождения. В возрасте 17 лет он начал рисовать граффити на стенах в Нью-Йорке, затем присоединился к группе художников, которых позже окрестили неоэкспрессионистами. В 1982 году Баския познакомился с Энди Уорхолом, с которым работал до смерти последнего в 1987-м. Сам Баския умер годом позже в возрасте 27 лет, смешав героин с кокаином.
На полотне 1982 года черной краской на голубом фоне изображены контуры человеческой головы (тема большинства его работ — притеснения темнокожих в Америке). Картина, не имеющая названия, была продана на аукционе Sotheby’s за 110,5 миллионов долларов, что стало абсолютным аукционным рекордом художника.
7. “Собака из воздушных шаров (Оранжевая)”, Джефф Кунс, 58 млн $:
Джефф Кунс – один из самых знаменитых и дорогих скульпторов современности. Собака из нержавеющей стали выставлялась в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, на Гранд-канале в Венеции, в Версальском дворце, а на торги попала из коллекции бизнесмена Питера Бранта. Оранжевая — первая из пяти "воздушных собак", созданных Кунсом. Остальные четыре скульптуры успешно разошлись по собраниям, но были проданы по более умеренной цене.
Джефф Кунс пропагандирует сразу несколько идей: он настаивает на том, что даже массовое и современное может быть прекрасно, что взрослые тоже любят игрушки, и что задача современного искусства - зарабатывать деньги, иначе оно перестанет быть возможным.
8. “Тайная вечеря”, Цзэн Фаньчжи, 23,3 млн $:
"У Иуды на картине Фанжи галстук жёлтый, к тому же в западном стиле. Это символизирует движение Китая к капитализму. Художник изобразил период трансформации китайского общества", — объясняла перед торгами суть сюжета глава отдела современного азиатского искусства Sotheby's Эвелин Лин.
Художник перенес на китайскую почву евангельский сюжет настолько успешно, что картина была продана по цене в два раза больше ожидаемого. Герои картины повторяют позы леонардовских апостолов и Иисуса, только они изображены в виде юных пионеров в красных галстуках. Художник отражает в своей работе значительную трансформацию китайского общества, начатую экономическими реформами 1990-х годов.
9. “Сонная весна”, Дэмиен Херст, 15,4 млн $:
“Сонная весна” — это стеклянный шкаф почти трехметровой длины, наполненный более чем 6 000 разноцветными таблетками. Работа была выполнена в 2002 году, на излете наркотического периода Херста, в рамках цикла “Времена года”.
Инсталляция имеет довольно необычный формат. С одной стороны, это шкаф-витрина с муляжами таблеток (6 136 пилюль). А с другой, витрина эта сделана плоской (10 см в глубину), ограничена рамой и вешается на стену как плазменная панель.
10. “Генри Мур, обреченный на провал”, Брюс Науман, 9,9 млн $:
Цена, за которую была продана восковая фигура Брюса Наумана в 2001 году, стала рекордом для американского художника. Кто приобрел этот необычный арт-объект, неизвестно. В качестве возможных покупателей назывались французский бизнесмен и коллекционер Франсуа Пино, нью-йоркский дилер Люси Митчел-Инз и коллекционер из Сан-Франциско Филлип Уаттис.
До этого этого самой дорогой работой Наумана считалась видеоинсталляция "Хороший парень, плохой парень", состоящая из двух телевизоров, на экране которых двое ведущих одновременно произносят разные фразы. Инсталляция была продана за $2,2 млн в 1997 году. А в 1992 году инсталляция "Сто раз живи и умри", состоящая из сотни разноцветных неоновых словосочетаний со словом "умри", была продана за $1,9 млн.
Спасибо, что дочитали до конца! А как вы считаете, можно ли считать подобные работы искусством?
Мои статьи, которые могут быть интересны: