Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Рафаэль и Форнарина: гений и неверная возлюбленная

Казалось бы, что могло связывать прославленного и успешного художника Высокого Возрождения и дочь булочника? Маргерита Лути – таково настоящее имя юной прелестницы, ставшей музой и возлюбленной гения эпохи Возрождения - Рафаэля Санти. Однако не стоит преждевременно романтизировать эту любовную историю... Отец девушки, Франческо Лути, был пекарем (итал. fornaio) - отсюда и пошло прозвище "Форнарина". На итальянском языке в то время это было вульгарное обозначение любовницы. Почему? Все дело в том, что при выпекании хлеб поднимается - так и умелая чаровница воздействует на мужчину. Таким образом, само слово forno и производное от него fornarina — это  эротический эвфемизм, которым пользовались куртизанки. Искусствоведы считают, что Рафаэль впервые встретил Маргериту в 1514 году, когда работал в Риме над росписью виллы Фарнезина, принадлежавшей банкиру и покровителю искусств Агостино Киджи. Вилла располагалась на берегу Тибра в районе Трастевере, где, по некоторым данным, на Via Santa Dor

Казалось бы, что могло связывать прославленного и успешного художника Высокого Возрождения и дочь булочника? Маргерита Лути – таково настоящее имя юной прелестницы, ставшей музой и возлюбленной гения эпохи Возрождения - Рафаэля Санти. Однако не стоит преждевременно романтизировать эту любовную историю...

Энгр, "Рафаэль и Форнарина", 1814.
Энгр, "Рафаэль и Форнарина", 1814.

Отец девушки, Франческо Лути, был пекарем (итал. fornaio) - отсюда и пошло прозвище "Форнарина". На итальянском языке в то время это было вульгарное обозначение любовницы. Почему? Все дело в том, что при выпекании хлеб поднимается - так и умелая чаровница воздействует на мужчину. Таким образом, само слово forno и производное от него fornarina — это  эротический эвфемизм, которым пользовались куртизанки.

Себастьяно дель Пьомбо, "Форнарина", 1512.
Себастьяно дель Пьомбо, "Форнарина", 1512.

Искусствоведы считают, что Рафаэль впервые встретил Маргериту в 1514 году, когда работал в Риме над росписью виллы Фарнезина, принадлежавшей банкиру и покровителю искусств Агостино Киджи. Вилла располагалась на берегу Тибра в районе Трастевере, где, по некоторым данным, на Via Santa Dorotea жил булочник Франческо Лути со своей дочерью…

Агостино Киджи и Вилла Франезе.
Агостино Киджи и Вилла Франезе.

По одной из легенд, Рафаэль находился в поисках модели для фрески "Амур и Психея", когда случайно увидел юную Форнарину. Влюбившись в Маргериту, Рафаэль выкупил ее у предприимчивого и не обременённого нормами морали отца за 3000 золотых и снял для нее виллу. Художник был впечатлителен и легко увлекался, да и мог ли быть равнодушен к красоте тот, кто её создавал? 

"Красивых женщин так же мало, как и хороших судей", – напишет он в 1515 году своему другу, поэту и прозаику Бальдассаре Кастильоне.
Рафаэль, "Психея несет сосуд Венере". Фреска лоджии Психеи виллы Фарнезина, Рим.
Рафаэль, "Психея несет сосуд Венере". Фреска лоджии Психеи виллы Фарнезина, Рим.

Существует два бесспорных изображения возлюбленной Рафаэля - "Портрет молодой женщины" / "Форнарина" и "Дама с вуалью, или Донна Велата". Мы можем обнаружить очевидное портретное сходство, да и жесты на обеих картинах довольны схожи. Но тут не все так просто...

Взгляните на украшения с жемчужиной в волосах – такие драгоценности (впрочем, как и покрывала на голове) носили только замужние римлянки. На предплечье виден браслет с надписью RAPHAEL URBINAS (Рафаэль Урбинский) – недвусмысленный намёк, кому принадлежит эта женщина душой и телом. Хотя не стоит исключать и версию о том, что таким образом художник решил оставить своеобразный автограф.

-6

Кроме того, во время чистки и реставрации картины в 1999 году было обнаружено закрашенное кольцо на безымянном пальце левой руки. Были ли Рафаэль и Маргерита обвенчаны? Но почему в таком случае не осталось ни одного документального свидетельства?

-7

Скорее всего, дело в том, что в 1514 году по настоянию могущественного кардинала Бернардо Довици Биббиена состоялась помолвка между Рафаэлем и племянницей кардинала, Марией. Но год за годом свадьба откладывалась, пока юная невеста, увы, не скончалась. Отказать кардиналу художник не мог и в душе надеялся, что ситуация разрешится сама собой. Так и получилось. На могильном камне несчастной Марии выгравировали надпись:

"Мы, Бальдассаре Турини да Пеша и Джанбаттиста Бранкони-далл'Аквила, душеприказчики и исполнители последней воли Рафаэля, поставили этот памятник его обручённой жене Марии, дочери Антонио да Биббиена, которую смерть лишила счастливого супружества".
Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббиена".
Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббиена".

Увы, Форнарина не отличалась постоянством и верностью, хотя оставалась музой и натурщицей художника. Одним из её любовников стал Агостино Киджи – владелец виллы Фарнезина, стены которой расписывал фресками Рафаэль. Не отказывала в ласках она и ученикам Рафаэля. Но их отношениям оставалось длиться не долго...

Энгр, "Рафаэль и Форнарина".
Энгр, "Рафаэль и Форнарина".

6 апреля 1520 года Рафаэль Санти скончался в Риме в возрасте 37 лет. Джорджо Вазари, знаменитый биограф (и не менее известный сплетник), писал о кончине художника следующее:

"И вот однажды после времяпрепровождения ещё более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару, и врачи решили, что он простудился, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь, что ослабило его до полной потери сил. Тогда он составил завещание и первым делом, как христианин, отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование".

Скорее всего, эти слова - не больше, чем домыслы Вазари. Респираторное заболевание и изнурительная лихорадка стали настоящей причиной смерти художника. Точнее, врачебная ошибка. Доктора, присланные Папой, неверно поставили диагноз и пытались снять жар очень распространённым в Средние века средством – кровопусканием, что ухудшило состояние художника.

Рафаэль и Форнарина.
Рафаэль и Форнарина.

Папский посланник приказал, чтобы рыдающую Маргериту удалили из комнаты, так как не считал возможным передавать напутствие верховного правителя Святого Престола в присутствии "распутной женщины". А вот дальше сведения о судьбе Форнарины расходятся. Некоторые исследователи считают, что после смерти Рафаэля она получила немалое состояние и продолжила вести разгульную жизнь, став одной из самых знаменитых римских куртизанок. 

Джулио Романо, "Форнарина".
Джулио Романо, "Форнарина".

Другие же уверены, что Форнарина ушла в монастырь, где и находилась до конца жизни. Антонио Валери в 1897 году обнаружил в рукописях одной из римских монастырских обителей документ, датированный 18 августа 1520 года, где рукой новой послушницы внесена запись:

"Маргерита Лути, вдова Рафаэля".

Павел Муратов, знаток итальянского искусства, уверен, что женщину сослали в монастырь насильно. Хотя Рафаэль её полностью обеспечил, после его смерти она уже была беззащитна. Никому не нужно было, чтобы она обнародовала свои отношения с известным художником. Ведь он был похоронен, как жених племянницы кардинала.

-12

Спустя века образ Форнарины использовал в своих работах Жан Огюст Доменик Энгр, а уже в ХХ веке Пабло Пикассо создал серию откровенных рисунков, изображающих любовные забавы художника и его музы, за которыми подглядывают Папа Римский и Микеланджело.

Непристойные работы Пикассо, скорее всего, цензура Дзена не пропустит, поэтому поделюсь более приличными работами, на которых запечатлен величайший художник эпохи Возрождения и его муза...

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать:

Сусанна и похотливые старцы: как изображали провокационный сюжет
arts_tobe - просто об искусстве20 августа 2024