Коронавирус — далеко не первая эпидемия в истории человечества. Жуткий мор, известный под разными именинами, был постоянным спутником цивилизации, а безумный "Dance Macabre" ("пляска смерти") — едва ли не самый знаменитый сюжет, связанный со страшными болезнями прошлого.
Само слово macabre, которое зачастую использовалось как некоторое обозначение мертвого тела, скорее всего, пошло от святых Маккавеев, покровителей умерших.
В XIV в. эпидемия чумы ("черная смерть") уничтожила (по разным версиям) от 30 до 60% населения Европы. Так в иконографию и литературу того времени проник сквозной сюжет, получивший название Dance Macabre - "Пляска смерти". Бурная фантазия средневекового человека привела к традиции изображения гниющих тел и символического воплощения бренности бытия.
Около середины XIII века появляется сюжет, именуемый "Сказ о трех мертвых и трех живых". Его суть заключается в том, что к трем знатным юношам являются их мёртвые двойники, предупреждающие о неизбежной кончине. Это лишь предшествующая традиция, но последствия её влияния мы сможем увидеть в предмете нашего разговора.
Но вполне вероятно, что подобный образ существовал и до Черной смерти, но с ее приходом он обрел настоящую популярность и стал чуть ли не самым популярным сюжетом на долгие века. Мысли о тщетности земной жизни получили широкое распространение около конца Х в., когда ожидалось наступление конца света.
В Италии особой популярностью пользовались изображения не пляски, а триумфа Смерти. Одним из таких примеров являются фрески пизанского кладбища Кампо-Санто, написанные под впечатлением чумы 1348 г.
Приплясывающая смерть в образе жуткого скелета впервые возникает в композиции фрески, которая в 1424 г. появилась под аркадами Парижского кладбища Невинноубиенных младенцев (des Saints Innocents). Смерть настигает представителей всех сословий: королей и нищих, монахов и пастухов, ростовщиков и проституток.
Скелет утягивает за собой человека в характерном одеянии, указывающим на его сословие. Рядом же размещалось назидательное стихотворение с примерно одинаковым смыслом: "Не важно, кто ты - мы все там будем". Смерть - великий уравнитель...
В XV веке появляется целый ряд гравюр, где с экспрессией и натуралистичностью изображается страшный промысел смерти. Скелет (или скелеты) держатся за руки с длинной вереницей живых людей, и посредством этой пляски Смерть заводит людей прямиком в могилы.
Иногда три сословия средневекового общества представлены в порядке убывания: сперва за смертью идут короли и папы, затем архиепископы, герцоги и так далее, вплоть до крестьян.
По усовершенствовании искусства гравирования и изобретении книгопечатания общедоступные изображения Пляски Смерти стали расходиться в большом количестве в виде отдельных листов (со стихотворным текстом и без него).
Самое знаменитое из таких изданий — серия 40 изображений, гравированных на дереве Гансом Лютценбургером с рисунков Ганса Гольбейна Младшего, опубликованное в 1538 г. в виде небольшой "памятной книжицы". Это был своеобразный аллегорический комментарий художника к немецкой действительности XVI века: голоду, болезням, восстаниям и войнам.
В качестве предварительных набросков к большому произведению Гольбейн также создал алфавиты, в которых инициалы изображены на фоне сцен, заимствованных из плясок смерти (скелеты, набрасывающиеся на людей).
Художник вводит Смерть в чертоги ренессансного мира, тем самым разоблачая его иллюзорное благополучие и ложную гармонию. В работе Гольбейна Смерть все еще агрессивна, тем не менее она уже не танцует с людьми, а вмешивается в их повседневную жизнь.
Позже мотив пляски Смерти становится частью всеобщей разрухи, которую несёт смерть. Это изменение иллюстрирует работа "Триумф смерти" Питера Брейгеля Старшего 1561-1563 г. Здесь уже нет игры со смертью, она приходит и уничтожает всех, а миром правят скелеты-посланники.
Уже ближе к середине XIX века звестный немецкий художник и график Альфред Ретель воскрешает подобный сюжет и переносит место действия в актуальную ему современность.
Пляска смерти и на сей день вызывает интерес и используется в различных видах искусства. Например, в фильме Ингмара Бергмана "Седьмая печать" рыцарь возвращается из Крестового похода и обнаруживает, что Чума охватила его страну. Рыцарь играет с ней в шахматы, а пляска смерти следует за ним на каждом шагу: он обсуждает фрески с этим сюжетом и даже танцует со смертью в финале.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: