Найти в Дзене
Клиника доктора Шурова

6 правил убеждения: как говорить, чтобы к нам прислушивались? Объясняет психотерапевт

Оглавление

«Меня не воспринимают всерьез!», «Ну почему меня никто не слушает?!», «Я же прав, почему они не понимают?»… Нам часто кажется, что для убедительности нам достаточно просто хорошо разбираться в вопросе, излагать достоверные и проверенные факты, использовать веские доводы. Но помимо этой устойчивой основы у нас должно быть еще кое-что — навыки убеждения, которые превращают наши аргументы в инструмент воздействия на людей и окружающую реальность. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров объясняет, какие правила и приемы помогут нам сделать свою речь более веской и убедительной.

1. Определяем свою цель и позицию

Ключевое условие для убедительной речи — четкое понимание своей цели.

Мы должны заранее понять, какого именно решения\поведения\эмоционального отклика хотим добиться от собеседника или аудитории, перед которой выступаем. Нам важна конкретика, детализация целей.

Я хочу, чтобы она согласилась на предложенное мной решение.
Я хочу, чтобы мы пришли к компромиссному решению, объединили в конечном варианте проекта *такие-то* мои и *такие-то* его пожелания.
Я хочу, чтобы он понял мои чувства и изменил свое поведение *таким-то* образом в *определенных* ситуациях. Я вижу это *так*.
Я хочу, чтобы они задумались над проблемой, открыли для себя факт такой возможности. Я понимаю, что на этом этапе они не смогут полностью принять мою точку зрения — но мне бы хотелось, чтобы они допустили саму возможность дискуссии на этот счет.

Это важно, потому что именно цель определяет наши инструменты: какие аргументы будем использовать, в каком тоне будем говорить.

Цель также может подсказать, какую позицию нам стоит занять в разговоре, например:

  • убеждение «сверху»: мы выступаем в роли «начальника\авторитета», хорошо разбираемся в вопросе, точно значим, о чем говорим, можем аргументированно доказать свою правоту, желаем получить согласие собеседника;
  • убеждение «сбоку»: мы выступаем в роли союзника и друга, предлагаем возможные решения проблемы, хотим прийти к компромиссу;
  • убеждение «снизу»: мы признаем влиятельность\авторитет\компетенцию\убеждения собеседника, но хотим донести до него альтернативную точку зрения, преодолеть начальный барьер непонимания и открыть путь к обсуждению проблемы.
-2

2. Определяем потребности собеседника

Наиболее охотно мы прислушиваемся к словам тех людей, кто говорит о нас самих: о наших потребностях, желаниях, целях и мечтах.

Поэтому прежде чем убеждать в чем-либо собеседника, нам важно рассмотреть ситуацию из его перспективы. Чего он хочет? Какие из его потребностей и желаний может закрыть наше предложение? Каким образом наши слова или предлагаемые решения могут улучшить его жизнь, решить его проблемы?

Ответы на эти вопросы позволяют нам продумать по-настоящему веские для собеседника аргументы:

  • иллюстрация проблемы\ситуации с точки зрения собеседника;
  • понятные для собеседника примеры, ассоциации, тон беседы;
  • понятные для собеседника выгоды от нашего предложения.
Не убеждает: Я хочу, чтобы ты перестал пить! Мне это все уже надоело, я страшно страдаю, переживаю, мне приходится постоянно разгребать последствия твоего поведения и решений! Ты должен ко мне прислушаться, я права!
Может убедить: Знаешь, в последнее время ты чувствуешь себя неважно. Жалуешься на здоровье, постоянно напряжен, мучаешься от бессонницы, не можешь расслабиться, становишься нервным и раздражительным из-за сильного напряжения. Тебе приходится пить, чтобы расслабиться, но потом ты чувствуешь себя неловко из-за ошибок, которые совершил в пьяном состоянии… Тебе приходится нелегко. Но, возможно, алкоголь — не единственный способ решить эту проблему. Может, попробуем обратиться к врачу? Ты пройдешь детоксикацию и «почистишь» организм, получишь медикаментозную помощь, сможешь лучше высыпаться и бодрее себя чувствовать, перестанет болеть голова и сердце. Даже если это будет временным решением, ты почувствуешь себя лучше, укрепишь здоровье. Что скажешь?
-3

3. Находим точки соприкосновения

Если мы чувствуем, что от собеседника исходит агрессия и прямое давление, обвинения — мы склонны занимать оборонительную позицию, даже если его аргументы обоснованы и могут быть нам полезны.

Поэтому важно помнить: убеждение — это не конфликт ради конфликта. Наша задача — не доказывать человеку его неправоту, не давить на чувство вины, не унижать, не оскорблять. Наша задача — убедить его своими аргументами и подходом, склонить на свою сторону, добиться своих целей.

Поэтому нам важно создать условия, в которых собеседнику будет легче пойти нам навстречу. И для этого мы ищем точки соприкосновения:

  • подчеркиваем правоту собеседника там, где это не противоречит нашим целям;
  • отмечаем объединяющие нас факторы: совместный опыт, общие точки мировоззрения и т. д.;
  • упоминаем компетенции, достоинства и достижения собеседника.
Тут я с тобой полностью согласен, ты прав.
Мы ведь оба считаем и знаем, что…
Я признаю, что в этом вопросе ты разбираешься лучше меня.
-4

4. Следим за динамикой беседы

Теперь, когда мы определились с содержанием, поговорим о динамике и форме беседы.

Во-первых, мы всегда считываем напряженность и тревожность в речи собеседника. Это эволюционный механизм: если наш соплеменник выдает признаки тревоги и страха, это сигнализирует нам о скрытой угрозе, опасности, ненадежности.

Поэтому наша речь должна быть неспешной, размеренной:

  • не суетимся, не торопимся высказать все свои доводы;
  • при необходимости молчим и даем себе время подобрать нужные слова и примеры;
  • не заполняем смысловые паузы междометиями («ааа», «эээ», «нууу») и словами-паразитами («в общем…», «короче…»);
  • не форсируем беседу, спокойно выдерживаем молчание, позволяем собеседнику спокойно обдумать наши аргументы и дать ответ, задать вопрос.

Во-вторых, убедительная речь должна быть лаконичной. Если мы хотим эффективно донести свою точку зрения, важно уважать время собеседника и облегчить ему понимание нашей позиции:

  • не допускаем длинных пространных вступлений, сразу говорим по существу;
  • не пытаемся скрыть сомнительные доводы двусмысленностью — если не уверены, не говорим или честно признаем сомнение;
  • излагаем суть структурировано — аргументы и факты вытекают друг из друга в логичной последовательности;
  • не перескакиваем с темы на тему.

В-третьих, важно следить за динамикой беседы и уметь вовремя остановиться. Если мы чувствуем, что наши доводы не возымели эффекта и\или оказались слишком «сырыми», «не доработанными», — нам НЕ стоит пытаться спешно и натужно придумать новые, заменять их эмоциональными реакциями, обвинять собеседника в «непонятливости».

Ну почему же ты меня не понимаешь?! Разве ты не чувствуешь, как это важно для меня?.. Почему ты такой твердолобый?!

В этом случае мы лишь увеличим пропасть между нами и собеседником — и своего не добьемся, и усложним себе следующую беседу.

Поэтому мы спокойно завершаем разговор, чтобы в будущем обдумать свои ошибки и подготовить более эффективные аргументы.

Что ж, я понял твою позицию. Давай поговорим о другом \ вернемся к этому разговору позже.
-5

5. Избавляемся от стоп-сигналов

Помимо темпа речи, есть и другие стоп-сигналы для собеседника, которые могут вызвать у него напряженность и недоверие к нашим словам.

Вербальные стоп-сигналы:

  • слова неуверенности: «кажется», «может быть», «наверно», «возможно», «..но это не точно», «я могу ошибаться», «не обещаю» и т. д.
  • слова извинения и оправдания: «простите, но…», «извините, я…», «к сожалению», «просто я…» и т. д.
  • слова самобичевания: «это я виноват», «это все из-за меня», «ну я и дурак», «ой, глупости говорю» и т. д.

Невербальные стоп-сигналы:

  • сутулость, опущенная голова, общая зажатость словно в попытке «казаться меньше»;
  • избегание зрительного контакта;
  • заискивающий\просительный взгляд;
  • суетливые движения рук, заламывание пальцев;
  • нервное теребление одежды и аксессуаров.
-6

Но это вовсе не означает, что мы должны общаться неподвижно и с «каменным лицом», наоборот: важно, чтобы эмоции, мимика и жесты соответствовали беседе. Убедительная речь — живая, выразительная, подкрепленная невербальными сигналами.

Поэтому важно уделять внимание не попыткам «железного самоконтроля», а уверенности и расслабленности перед беседой (и во время нее, например, в паузах):

  • убеждаемся в силе и целесообразности своих аргументов — мы знаем, о чем говорим;
  • напоминаем себе о своей компетенции, позитивном опыте, навыках и достижениях;
  • прислушиваемся к своему телу и поэтапно расслабляемся: разжимаем челюсть, расслабляем и отводим назад-вниз плечи, расслабляем руки, корпус, ноги, представляем себе лишь общий стержень в виде ровной осанки — она нас поддерживает, а не мы ее.
-7

6. Работаем над качеством речи

Наконец, работаем отдельно с речью — нашим главным инструментом общения. Четкость звуков, плавность и глубина звучания, яркость и вариативность интонаций — все это делает нашу речь более яркой, живой и убедительной.

Тренируем артикуляцию

Сперва разогреваем и тренируем наш речевой аппарат: язык, губы, небо, челюсти. Они должны слаженно работать, чтобы мы могли четко произносит звуки и звукосочетания.

Выполняем эти упражнения в 5–10 повторов.

  • Трубочка и улыбка — поочередно вытягиваем губы в трубочку, после чего растягиваем в улыбку.
  • Маятник — перемещаем язык из одного уголка рта в другой, касаясь зубов.
  • Круг — высовываем язык и делаем 10 круговых вращений вправо и влево.
  • Гриб — прижимаем язык к верхнему небу и удерживаем его в таком положении несколько секунд.
  • Иголка — высовываем натянутый язык далеко вперед изо рта, после чего прячем глубоко внутрь ротовой полости.
  • Маляр — водим языком по небу, словно раскрашивая его красками, 1 минуту.
  • Ковш — открываем рот и двигаем нижней челюстью влево-вправо и вверх-вниз.

Тренируем дикцию

Теперь тренируемся четко и внятно произносить слова и предложения. Лучше всего для этого подходят скороговорки.

Мы НЕ стремимся произнести их «как можно быстрее»: начинаем с медленного темпа и делаем упор на четкое проговаривание, постепенно ускоряем темп.

На свистящие (С, З, Ц):

У Сени и Сани в сенях сом с усами.
Цапля цепко цеплялась за цепь.
Зяблик зорко за зорями зорит.

На шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ):

Шестнадцать шишек на шоссе, шуршат, шуршат по всей земле.
Щегол щебетал на щедрой щавелевой щепке.
Четыре черненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

На сонорные (Л, Р, М, Н):

Лапу ли лиса в лесу зализала?
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Мама мыла Милу мятным мылом.

На звонкие и глухие (Б, П, Д, Т, Г, К):

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
Бобры бодры, бобры добры.
Как у нашего кота кошка котят родила.

На труднопроизносимые сочетания:

На дворе — трава, на траве — дрова.
Купи кипу пик, кипу пик купи.

Тренируем глубину голоса

Эти упражнения помогут сделать голос более глубоким и насыщенным.

  • Мычим. Расслабляем челюсть, не зажимаем ее. Произносим букву «М» на низком тоне, ощущая вибрацию в груди. Постепенно переходим от низкого к более высокому тону и обратно, сохраняя расслабленное дыхание.
  • Рычим. Произносим звук «Р»: в первом повторе с закрытым ртом (вибрируем языком и губами), во втором повторе с открытым ртом (вибрируем только языком). Идем от низкого тона к высокому и обратно.
  • Громко дышим. Глубоко вдыхаем через нос, затем медленно и громко выдыхаем через рот, издавая звук «С». При этом концентрируемся на том, чтобы звук был ровным и продолжительным.
  • Окаем. Произносите звук «О» с глубоким и плавным дыханием, начиная с низкой ноты и плавно повышая тон. Делаем это несколько раз, концентрируем внимание на глубине звука и его стабильности.
  • Шепчем с голосом. Произносим слова и фразы шепотом, но с таким тембром, как если бы вы говорили своим нормальным голосом. Можем тренировать так заготовленную речь, или читать книгу вслух.

Тренируем интонацию

Чтобы речь была более яркой, выразительной и убедительной, мы также тренируемся следить за интонационным рисунком.

  • Горка. Произносим фразу с плавным подъемом и сплошным снижением интонации: «Кто ты? Я человек. Я пришёл с миром.». Начинаем с низкой ноты (на первой фразе) и постепенно увеличиваем тон (на второй фразе), а затем снова возвращайтесь на низкий (на третьей фразе).
  • Вариации тональностей. Учимся произносить фразу разным тоном в зависимости от смысла. Например, произносим: «Я пошёл в магазин.». Начинаем с низкого тона голоса и постепенно переходим к более высокому, а затем обратно.
  • Вариации эмоций. Учимся произносить одну и ту же фразу с разными интонациями в зависимости от смысла. Например, берем фразу «Я люблю тебя!». Произносим ее сначала с радостной интонацией, затем с вопросительной, затем с грустной.

А вы считаете себя убедительным собеседником? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:

  • Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
  • Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
  • Медикаментозная терапия;
  • Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях.

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!