Российский рынок дорожно-строительной техники (ДСТ) может столкнуться с серьезным падением, которое, по прогнозам, составит около 10% к концу 2024 года. Производители фиксируют нарастающий дефицит спроса, несмотря на то, что запасы на складах продолжают увеличиваться, а конкуренция с китайскими брендами не прекращается.
Снижение продаж и производства
Согласно информации, представленным ассоциацией «Росспецмаш», которая собирает данные от заводов, производящих 80% всей ДСТ в стране, объем продаж в период с января по октябрь текущего года уменьшился на 5,5%, составив 61,1 миллиарда рублей.
Издание «Коммерсант» ссылается на данные ассоциации и сообщает, что производственные объемы упали на 11%, достигнув 63,8 миллиарда рублей, в то время как импорт сократился на 7,9% и составил 340,2 миллиарда рублей. В «Росспецмаше» поясняют, что запасы техники на складах как у заводов, так и у дилеров продолжают нарастать, в то время как спрос на технику демонстрирует отрицательную динамику.
Анализ снижения отгрузок
Наибольшее сокращение отгрузок в натуральном выражении произошло в сегменте экскаваторов, где оно составило 44,9%. Поставки кранов и автогрейдеров также показали значительное снижение — на 29,9% и 25,6% соответственно. В то же время наблюдается рост отгрузок кранов-трубоукладчиков (+1,9%) и бульдозеров (+1,9%), а также погрузчиков, у которых объем отгрузок увеличился на 37,6%.
Финансовые причины падения спроса
Представители «Росспецмаша» указывают на высокую ключевую ставку как главный фактор, способствующий снижению спроса на ДСТ. Это обстоятельство приводит к тому, что как предприятия, так и потенциальные покупатели техники вынуждены приостанавливать или откладывать свои инвестиционные программы. Кроме того, снижение продаж связывают с действующими правилами оплаты работ на государственных строительных проектах, по которым застройщики получают деньги за выполненные в текущем году работы фактически только в следующем.
Конкуренция с импортной техникой
Ассоциация также подчеркивает, что негативное влияние на ситуацию в отрасли оказывает агрессивный импорт. В частности, в сегментах экскаваторов и фронтальных погрузчиков доля иностранных машин превышает 90%. Большую часть рынка занимают китайские компании.
По информации из «Европлана», в области продаж дорожно-строительной техники лидируют китайские фронтальные и ковшовые экскаваторы-погрузчики, дорожные катки и бульдозеры марки LGCE, Lonking и XCMG. Платформа «Авито Спецтехника» подтверждает, что с января по ноябрь наибольшим спросом пользовались отечественные марки: XCMG, Lonking, LiuGong, Shanmon, Zoomlion, SANY и LGCE.
Воздействие экономических факторов
Увеличение ключевой ставки Центрального банка приводит к росту цен не только на технику, но и на стоимость кредитных ресурсов. Александр Корнев, возглавляющий управление работы с импортерами в «Газпромбанк Автолизинг», отмечает, что доля спецтехники в общих продажах автолизинга остается на стабильном уровне около 11–12%.
Он также добавляет, что подрядные организации на различных инфраструктурных объектах поддерживают спрос на технику вне зависимости от роста ключевой ставки.
Прогнозы и вызовы
По мнению аналитика Дмитрия Бабанского, рынок дорожно-строительной техники в России ожидает снижение на 7–10% в 2024 году, причем эта негативная динамика продолжится и в последующие годы. «При сохранении текущего макроэкономического фона я бы ожидал падения на 5–10%. С одной стороны, негативные условия влияют на рынок, с другой — на 2025 год запланированы значительные строительные проекты», — отмечает он.
Получите бесплатный доступ к системе Техэксперт на 7 дней
Оставайтесь с нами в соц сетях!