К строительству нового моста через Иртыш приступили летом 2024-го. Он призван заменить действующий объект, построенный еще при СССР в начале 1960-х. Последний давно не справляется с нагрузкой. Семь лет назад после детального обследования конструкции эксперты пришли к мнению, что капремонтом сооружения не обойтись — необходимо возведение новой переправы. Соответствующее решение было принято в 2019-м, а через два года проект прошел государственную экспертизу. Правда, с тех пор он значительно подорожал — с 39 до 71 тенге ($135 млн).
Речь идет о переходе через водную преграду в районе Павлодара (Казахстан), от которого три дороги ведут к границе с Россией (Омская и Новосибирская области, Алтайский край), поэтому, как подчеркивается, реализация данной инициативы не только улучшит транспортную ситуацию в регионе (мост станет ключевым звеном, соединяющим левобережную и правобережную части города), но и поспособствует укреплению экономических связей между двумя государствами — новый объект позволит увеличить пропускную способность трассы и сократить время в пути. На действующем мосту введено ограничение на грузоподъемность 10 тонн и соблюдение дистанции 30 м между транспортными средствами, поэтому фурам приходится сегодня делать крюк.
Подобных конструкций в Казахстане, в отличие от России, еще не возводили, поэтому для Республики проект является уникальным. Это будет экстрадозный мост. Данная система, впервые предложенная в 1988-м французским инженером Ж. Матива, занимает промежуточное положение между вантовой и балочной. От первой ее отличает меньшая высота пилона по отношению к пролету. Ванты в данном случае работают подобно предварительно напрягаемой арматуре в балочной системе, а не как воспринимающие вертикальную нагрузку податливые опоры. На павлодарском объекте предусмотрено шесть опор и четыре пилона высотой 20 м. Длина пролета между опорами — 150 м. Общая протяженность моста составит около 690 м.
В целом, рассматривались различные варианты. Уже после одобрения проекта, учитывая его удорожание (в том числе из-за повышения цен на стройматериалы), предлагалось сэкономить, сделав дорогу в два раза уже. Но, учитывая рост автомобильного трафика, решили оставить четыре полосы по 3,75 м. На переходе также предусмотрены пешеходные зоны. Что касается действующей переправы, то ее планируют демонтировать до 2027 года. Однако объект могут сохранить как местную достопримечательность с велодорожками и тротуарами.
В данный момент на строящемся мосту задействовано не менее 200 человек и свыше 50 единиц техники. Работы ведутся в две смены, благодаря чему удается идти с небольшим опережением графика. Продолжается устройство буронабивных свай (всего 222 шт.). Что касается пролетного строения, то оно возводится методом уравновешенного бетонирования с использованием системы преднапряжения. В полной мере завершить кампанию рассчитывают в 2026 году.
Отметим, что за первые десять месяцев текущего года объем грузоперевозок в сфере железнодорожного и автомобильного транспорта между Казахстаном и Россией достиг 110 млн тонн. Известно, что из-за перегруженности железнодорожной и портовой инфраструктуры в России, некоторые компании, занимающиеся импортом грузов из Китая, все чаще делают выбор в пользу автоперевозок, включая маршруты через Казахстан.
Изображения в статье — АО «НК «ҚазАвтоЖол» / ru.qaj.kz