Найти в Дзене

*Сага о якорных стоянках. Часть 4 Сага о якорных стоянках и катабатическом ветре. Как"выжить" ночью ?

Образование катабатических ветров объясняется охлаждением воздуха и накоплением его на горных плато, вершинах, ледниках или даже холмах. Поскольку плотность воздуха увеличивается с понижением его температуры, сила тяжести увлекает его вниз по склону, он мчится подобно потоку воды на водопаде и внизу ударяется в поверхность моря, где мирно стоит на якорной стоянке ваша яхта.

Кто сталкивался на якорной стоянке с этим «зверем», то понимает о чём речь. Комфортная якорная стоянка днём, ночью превращается в сущий ад, который ничто не предвещало.

*Другие статьи досуговой информационно - учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

Рис. 1 Такой горный кряж, как на фото, вполне может быть источником ночного ветра, скользящего вниз по его склонам к воде. Если яхта там расположится на якорную стоянку, пусть и рекомендованную, экипажу будет много беспокойства
Рис. 1 Такой горный кряж, как на фото, вполне может быть источником ночного ветра, скользящего вниз по его склонам к воде. Если яхта там расположится на якорную стоянку, пусть и рекомендованную, экипажу будет много беспокойства

Катабатические ветры приносят к подножию гор прохладу, которая не компенсируется адиабатическим нагреванием при опускании вниз по склону воздушных масс. Они могут достигать ураганных скоростей. На снимке ниже на Рис. 2 мы видим накопление массы холодного плотного воздуха в виде облачности над прибрежным горным хребтом в Новороссийске. Эта холодная плотная «тяжёлая» масса стекает по горному уклону вниз и вызывает в бухте и около сильный ветер.

Рис.2. Новороссийская Бора. На фото видно как холодная масса воздуха нависает над прибрежными возвышенностями и заливом
Рис.2. Новороссийская Бора. На фото видно как холодная масса воздуха нависает над прибрежными возвышенностями и заливом

В частности, такое присуще местным ветрам под наименованием Бора. Бора, как явление, характерно для черноморского побережья от Геленджика до Новороссийска и в Адриатическом море у берегов Хорватии. Бора начинается в ночные, часто в предутренние часы и к середине дня обычно затихает. Если посмотреть на схему ниже, то нужно понимать, что этот ветер постепенно и далеко в море теряет силу. Как будто этот ветер выпускают из гигантского баллона со сжатым воздухом и понятно поэтому, что через некоторое время на открытом пространстве ветер затихает.

Рис.3. Схема движения катабатического ветра по склону прибрежной возвышенности. Горное ущелье, выходящее своим устьем к берегу усугубляет ситуацию, создавая эффект аэродинамической трубы и усиливая воздушный поток
Рис.3. Схема движения катабатического ветра по склону прибрежной возвышенности. Горное ущелье, выходящее своим устьем к берегу усугубляет ситуацию, создавая эффект аэродинамической трубы и усиливая воздушный поток

Но нас сейчас интересует не экстремальный ветер типа Бора, а тот который может встретиться в гораздо более мирной обстановке. Такой ветер может быть описан и отмечен в Лоции. Смотрим иллюстрацию ниже из Лоции:

Рис. 4 План бухты Чавуш из Лоции. На плане отмечены местные ночные шквалы. Они описаны и текстовой части Лоции. Но это бывает не всегда. Эта зона акватории нами на иллюстрации выделена красным эллипсом.
Рис. 4 План бухты Чавуш из Лоции. На плане отмечены местные ночные шквалы. Они описаны и текстовой части Лоции. Но это бывает не всегда. Эта зона акватории нами на иллюстрации выделена красным эллипсом.

Работа катабатических ветров в Лоции (Pilot) и на картах бывает отмечена не всегда, причём и для конкретных рекомендованных якорных стоянок.

Рис. 5 На фото экипажи яхт наслаждаются комфортной якорной стоянкой под струями нежного дневного морского бриза. Но наступит ночь, и к ней нужно быть готовым.
Рис. 5 На фото экипажи яхт наслаждаются комфортной якорной стоянкой под струями нежного дневного морского бриза. Но наступит ночь, и к ней нужно быть готовым.

Наступит ночь. И катабатический ветер, скатываясь по склону этого большого холма изменит мирную обстановку примерно на такую, как на фото ниже. Начинающему капитану трудно представить, что хорошая солнечная погода днём и ясное ночное небо могут создавать мощные катабатические «сквозняки». Когда горный хребет остывает, создавая слой охлажденного, более плотного воздуха, и этот плотный воздух накопившись до определённой массы быстро скользит вниз по крутым склонам вниз.

Рис. 6. Ночной предутренний ветер начинает жёстко мотать яхты из стороны в сторону.
Рис. 6. Ночной предутренний ветер начинает жёстко мотать яхты из стороны в сторону.

В принципе этот ветер является ночным бризом. Но этот ветер не такой нежный и ласковый, как ночной бриз с равнины. В присутствии горных хребтов, кряжей, больших холмов, скал он становится «хищным зверем». При этом яхта как на приведенных фото, проворачивается на якорной стоянке на противоположный «курс», носом к берегу. В этот момент проворачивается и якорь, и если он был поставлен небрежно, то яхту может начать тащить «хищным» ветром, терпимо если на глубину, когда спящий экипаж это заметил. А если потащит на противоположный отмелый и скалистый берег залива, что тут делать?

Рис.7 Для нормального удержания якорем донного грунта приходится действовать наверняка: здесь экипажам яхт подойти достаточного близко к берегу, чтобы положить якорь на песок, если там есть пятно песка и этом указано в Лоции. Последить, чтобы якорь штатно зарылся (зацепился) в донном грунте.
Рис.7 Для нормального удержания якорем донного грунта приходится действовать наверняка: здесь экипажам яхт подойти достаточного близко к берегу, чтобы положить якорь на песок, если там есть пятно песка и этом указано в Лоции. Последить, чтобы якорь штатно зарылся (зацепился) в донном грунте.

Болтанка в таких условиях может продолжаться несколько часов, якорь может поползти, и начинающему капитану можно вместе со своей яхтой оказаться достаточно далеко в море. Особенно неприятным для экипажей впервые столкнувшимися с этой ситуацией является то, что яхту на якорной цепи от этого ветра мотает то вправо, то влево, отклоняя на большой угол, до 90 градусов к первоначальному «курсу». Причём всё это часто сопровождается воем и посвистом ветра.

И так, мирная волшебная картинка на акватории днём в рекомендованной для якорной стоянки бухте, может превратиться в «сущий ад».

Рис.8 Рекомендованная якорная стоянка, бухта «Генуэзская». Вид с севера, с высоты полёта птицы. Справа на фото высокий горный массив.
Рис.8 Рекомендованная якорная стоянка, бухта «Генуэзская». Вид с севера, с высоты полёта птицы. Справа на фото высокий горный массив.

Какие технические и тактические приёмы тут могут быть применены для противодействия дискомфортным и даже аварийным ситуациям?

Можно выставить якорь и зафиксироваться длинным кормовым швартовым за берег в правом дальнем (юго-западном) от зрителя углу бухты, здесь это возможно. Смотрим фото ниже.

Рис. 9. Гулета стоит на якоре в генуэзской бухте, закрепившись длинным кормовым швартовым (двумя) на берег. Ночной ветер при таком способе якорной стоянки не будет её крутить и болтать лодку.
Рис. 9. Гулета стоит на якоре в генуэзской бухте, закрепившись длинным кормовым швартовым (двумя) на берег. Ночной ветер при таком способе якорной стоянки не будет её крутить и болтать лодку.

Рассмотрим другие способы стабилизации яхты на подобной якорной стоянке, которые бывают в судоводительской яхтенной практике. Первый раз я такое, как описано ниже, увидел много-много лет назад именно в этой бухте, на британской яхте. Яхта успешно справлялась с «нападением» катабатического ветра. Якорная цепь у неё была вытравлена на вскидку значительно меньше 50 метров, но на ноке гика у неё было что-то типа маленького паруса - стабилизатора.

Рис. 10. Штатный аэродинамический стабилизатор положения яхты.                         Здесь красного цвета из жёсткого материала, подобной ткани для штормовых парусов.
Рис. 10. Штатный аэродинамический стабилизатор положения яхты. Здесь красного цвета из жёсткого материала, подобной ткани для штормовых парусов.

Небольшой вспомогательный стабилизирующий положение яхты треугольный парус, аэродинамический «киль» для стабилизации положения яхты. На иллюстрации вверху он изображён треугольником красного цвета.

Рис.11. Стоянка у сказочных пляжей не всегда спокойное дело
Рис.11. Стоянка у сказочных пляжей не всегда спокойное дело

Вот, что пишет один русских капитанов по подобному поводу: «….Сделал из фанеры стабилизатор, как вертикальный киль с рулем направления на самолёте, закрепил его вертикально на ахтер -штаге, чтобы как можно дальше вынести его в сторону кормы, вот и всё. Лодка стоит, как вкопанная.»

Рис. 12 Вспомогательный «парус» из фанеры вынесен ближе к корме на ахтер штаг, чтобы увеличить плечо своего действия и свою эффективность.
Рис. 12 Вспомогательный «парус» из фанеры вынесен ближе к корме на ахтер штаг, чтобы увеличить плечо своего действия и свою эффективность.

Далее капитан пишет о своём изобретении : «Очень удобно. А сделал я это после четырёх подряд шквалов до 70 узлов с градом. Лодка «гуляла» так, что вся жизнь прошла перед глазами. Сейчас при усилении ветра ставлю за 3 минуты этот девайс и сплю спокойно.»

От себя добавлю, что в случае необходимости, такое «перо» можно сочинить из носовых или кормовых малых пайолов – сланей, укрепив между ахтер -штагом и ноком гика по возможности жёстко. Вертикализацию в диаметральной плоскости яхты можно обеспечить верёвочными растяжками («вантами») «усами» или импровизированными «шкотами» на правый и левый борт.

Мотание (болтанка) лодки на якоре характерно не только при работе катабатического ветра, при подобном сильном ветре дующим с берега. Описан следующий случай:

«Якорь на глубине 9 метров в 200 метрах от берега, выложено 80 метров цепи, на ноке грота-гика маленький стояночный парус (стабилизатор). Ветер N 20-22 узла, волна 0,3 м, стоим ровно, как на асфальте. При усилении ветра до 30 узлов (на порывах 35) лодка начинает поворачиваться левым бортом к ветру до положения близкого к перпендикулярному, дальше следует удар в левый борт, лодка начинает двигаться в обратном направлении, пересекает линию цепи, уходит правым бортом на ветер, удар в правый борт. И дальше этот маятник до бесконечности. Полный вынос мозга. Кто-нибудь объяснит в чём причина и что делать?» Автор сюжета приводит такую картинку:

Рис.12а. Яхту мотает на якоре на якорной цепи, вытравленной на достаточно большую длину (80 метров). Ситуация похожа, описанным ранее. Есть небольшая неточность, яхту может заносить больше вправо- влево, чем на рисунке и она будет с собой утаскивать вбок часть якорной цепи.
Рис.12а. Яхту мотает на якоре на якорной цепи, вытравленной на достаточно большую длину (80 метров). Ситуация похожа, описанным ранее. Есть небольшая неточность, яхту может заносить больше вправо- влево, чем на рисунке и она будет с собой утаскивать вбок часть якорной цепи.

Вот, что отвечают комментаторы: «…Ваша лодка попала в ветровое течение от берега, и образовалась система вихрей, называемая «Дорожка Кармана» (Карман – учёный аэродинамик). Целесообразно стравиться по ветру на всю длину якорной цепи, отдать с кормы верповочный (оттяжной вспомогательный) якорь, после чего добраться шпилем к становому якорю на прежнее место. Затем добрать кормовой конец. Вспомогательный парус-стабилизатор необходимо спустить, поскольку в воздухе тоже образуются вихри с вектором приложения силы перпендикулярным направлению ветра. После чего автоколебания Вашей лодки перпендикулярно направлению ветра должны прекратиться».

*Примечание. Вытравливание основной якорной цепи на всю длину выполняется только при выполнении манёвра установки второго кормового якоря. Затем основная якорная цепь выбирается на значительную длину, чтобы вытравливание кормовой якорной цепи и обеспечить ей необходимую длину для работы.

Рис 14. Удержание яхты для стабилизации её положения при ветренной погоде на двух якорях: один выставляется с носа, другой с кормы.
Рис 14. Удержание яхты для стабилизации её положения при ветренной погоде на двух якорях: один выставляется с носа, другой с кормы.

Но есть и пессимистические комментарии этой ситуации: «Слишком много цепи, руль закрепить, но мотать все равно будет, как на всех аналогичных яхтах с высоким бортом. Стабилизатор-парус надо крепить дальше к корме на ахтер-штаге, а не ноке гика, но не факт, что поможет».

Что ещё можно сделать, чтобы уменьшить "болтанку" в подобной ситуации? Иногда применяют постановку на два якоря по V – образной схеме. Это рекомендуют производить так, как показано на схеме ниже. Причем считается чем дальше в дистанции по боковому измерению будут стоять якоря, тем меньше будет болтать лодку. Смотрим иллюстрацию.

Рис. 15. Манёвр под мотором для установки двух якорей по V образной схеме
Рис. 15. Манёвр под мотором для установки двух якорей по V образной схеме

Рекомендуется угол V выдерживать ближе к 90 градусов, тогда при изменениях направления ветра лодку будет меньше мотать вправо-влево. Более радикальное решение по поводу расстановки якорей по V образной схеме, смотрите ниже:

Рис.16. Угол расстановки якорей значительно больше 90 градусов. Нос зафиксирован фактически в точке. А вот корма всё равно будет как-то «играть». Если последнее вас не устраивает можно применить шпринг (шпринги) закрепив его на якорную цепь или канат, как при установке плавучего якоря. На иллюстрации позиция шпринга прочерчена красной линией
Рис.16. Угол расстановки якорей значительно больше 90 градусов. Нос зафиксирован фактически в точке. А вот корма всё равно будет как-то «играть». Если последнее вас не устраивает можно применить шпринг (шпринги) закрепив его на якорную цепь или канат, как при установке плавучего якоря. На иллюстрации позиция шпринга прочерчена красной линией

Схемы с двумя якорями и шпрингами лучше применять в случаях, когда якорная стоянка вами хорошо изучена и «повадки» местного ветра вам знакомы, а команда натренирована на выполнение таких действий.

Рис. 17. Схему с двумя якорями и с двумя шпрингами иногда применяют большие суда и это не так уж технически просто.
Рис. 17. Схему с двумя якорями и с двумя шпрингами иногда применяют большие суда и это не так уж технически просто.

Без тренировки схемы использования двух якорей и шпрингов начинающему капитану и команде новичков трудно применять, особенно при срочном снятии с якорей ночью в нештатной ситуации. А последнее приходится делать при выполнении «золотого правила» якорной стоянки для парусной яхты – срочное покидание якорной стоянки, если что-то пошло не штатно, погода резко изменилась к месту якорной стоянки пришла большая волна, якоря тащит, и т.п., ситуация грозит гибелью лодке и безопасности экипажа. Нужно срочно поднять якоря и уйти в море даже ночью и несмотря на непогоду. \

Ещё пару опробованных им вариантов уменьшения болтанки и использования двух якорей предлагает наш читатель Сергей Иванов: " Во первых - спуск еще одного якоря с бака до дна. Якорь должен просто лечь на дно. Это существенно уменьшает рысканье. Опробовано как на яхтах так и на больших транспортных судах. "

Рис.18. Ещё один якорь с носа на своём якорноим канате, но ставить два якоря "вразнос" рпо "V" образной схеме не нужно.
Рис.18. Ещё один якорь с носа на своём якорноим канате, но ставить два якоря "вразнос" рпо "V" образной схеме не нужно.

Во вторых второй вариант, широко применяется японскими рыбаками. На корме поднимается два стабилизатора, совмещенные передней шкаториной а задние разведены под углом примерно 15 градусов.

Рис. 19. Флюгарка стабилизатор японских рыбаков
Рис. 19. Флюгарка стабилизатор японских рыбаков

Последнее: место якорной стоянки изначально должно быть защищено от ветра и волны открытого соря контуром и рельефом берега.

В случае экстренного покидания яхтенной стоянки по условиям выживания судна в ряде случаев яхты бросают на месте стоянки якорь и якорную цепь раздавая жвака-галс – открепляя основную якорную цепь вместе с якорем от яхты. Дополнительно можно почитать статью : "Жвака-галс, зачем все эти хитрости https://m.dzen.ru/a/ZrxmhXPTo0XnproL

Роль такого жвака-галса на большинстве яхт играет небольшой прочный синтетический трос, который развязывают или просто обрезают.

Рис. 20. Якорная яхтенная лебёдка и штатная конечная часть системы якорной цепи часто короткий или длинный прочный трос – якорный канат.
Рис. 20. Якорная яхтенная лебёдка и штатная конечная часть системы якорной цепи часто короткий или длинный прочный трос – якорный канат.

И пожалуйста, поменьше собственных новаций при выполнении тех или иных манёвров и операций. В Морском деле накоплен огромный опыт разных тактических приемов и решений, нужно его изучать и тогда ваша морская практика будет безопасной.

Предшествующая Часть 3 Саги о якорных стоянках здесь: https://dzen.ru/a/Z0heHjl5i0OP_Xn-

Всем счастливых морских миль!

Море и паруса всегда в вашем смартфоне!

*Другие статьи досуговой информационно - учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке.

Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

и в наших всегда доступных бесплатно на экране вашего смартфона учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой на нашем сайте https://morakademy.ru/

*Прием курсантов для обучения по курсу яхтенного капитана круглогодичный, заявление о приёме на обучение и вопросы присылать письменно в электронную почту morakademy@yandex.rи

или через форму на сайте, подробности и вся информация на сайте https://morakademy.ru/

@АБС