2024-й - очень сложный и переменный год, как для всего мира, так и для всей кино-культуры. Многие переехавшие из-за прошлогодних забастовок проекты зрители увидели только сейчас, а в воздухе вновь начала витать атмосфера подхалимства и безвкусия: продолжения и студийные блокбастеры всё же вновь стали интересны массовому зрителю. Но были в этом году и громоздкие события, непосредственно связанные с миром кино: триумфальные победы, громкие сенсации, оглушительные провалы, неоднозначные премьеры, воскрешения давно забытого и угасание всеми любимого. В первой статье из рубрики по итогам уходящего года мы рассмотрим двенадцать самых значимых событий в мире кино 2024-го, которые так или иначе повлияли или ещё повлияют на дальнейшее развитие всего мейнстримного/авторского искусства. Приятного прочтения!
1. Триумф Кристофера Нолана на "Оскаре"
Ни одно упоминание крупных режиссёров современности не обходится без монструозной силы Кристофера Нолана: американского постановщика, определившего жанровые направления на несколько десятилетий вперёд. Нолан выворачивает время наизнанку, вскруживает головы своими провокациями, разрушает шаблоны сценарных правил и возводит фундамент новаторского кино-языка, что присущ сегодняшнему фантастическому жанру. От того и удивительно, что самая монументальная работа режиссёра - это трёхчасовой разговорный байопик о создателе ядерной бомбы, Роберте Оппенгеймере. А заодно - та работа, что наконец-то пробила Нолану дорогу в лист самых титанических режиссёров двадцать первого века
Нолан долгое время являлся одним из тех массовых любимчиков, кто был обделён крупными наградами. За всю карьеру режиссёра набралась лишь парочка номинаций за второстепенные достижения, но "Оппенгеймер" - работа столь актуального и зыбкого характера, что вывела на эмоции даже предвзятых к творчеству постановщика академиков. Милосердный и в то же время едко ядовитый, добропорядочный и провокационный, лекальный и напряжённый одновременно: уникальный манифест, что продекларировал человечеству трагическое состояние будущего при неизменности сегодняшнего мирового порядка. Вовсе не удивительно, что именно "Оппенгеймер" стал колоссальным триумфатором на "Оскаре" этого года
В копилке у Нолана теперь вереница не только технических наград, но и призов высшего порядка: впервые за всю карьеру Кристофер получил золотую статуэтку за лучшую режиссуру, а его работа - за лучший фильм года. "Оппенгеймер" демонстрировал и продолжит демонстрировать свою необъятную и титаническую силу даже спустя десятилетия после сокрушительной кинотеатральной премьеры летом 2023-го: а сам Нолан шагнул на ту ступень, что определила его как самого взвешенного и амбициозного режиссёра целого поколения. Этакий Стэнли Кубрик нашего времени: и это, по своему, настоящее событие, которое сможет определить развитие авторского (от того не менее дорогого) кинематографа на целые года вперёд
2. Лауреат "Золотой пальмовой ветви" - инди-фильм Шона Бэйкера
Бэйкер всегда славился своим нетрадиционным подходом к изложению поучительных американских историй, расположенных на экране вверх тормашками. Его "Мандарин", "Проект Флорида" и "Красная ракета" показывали самую низшую социальную прослойку с оптимистичной точки зрения: где человеческие пороки и депрессивный антураж соседствовали с яркой визуальной оболочкой и людским смехом за экранными рамками. "Анора", новый проект Бэйкера, и тут не стала исключением: лента продолжает подглядывать за "маленькими" людьми, чьей мотивацией управляет извечная "американская мечта"
Только на этот раз Шон Бэйкер пробежал кроссом несколько километров вперёд: "Анора" не только оборачивает депрессивную историю в оптимистичную форму, но и с полёта разбивает зрительские розовые очки. Где богатеи - зажравшиеся эгоисты, а настоящий принц на белом коне - простой бруклинский парень, живущий в квартире бабушки. "Анора" трагична и смешна одновременно, доводит до ослепительного блеска наивный взгляд Бэйкера и представляет в кадре сразу нескольких представителей новой актёрской школы. От того же картина и получила основную награду Каннского конкурса - "Золотую пальмовую ветвь". Проникнуться этой чуткой и трогательной фабулой смогли даже члены жюри, возглавляла которых, к слову, Грета Гервиг: ещё одна представительница инди-прослойки американского кино, которая подарила нам в прошлом году невероятную "Барби"
Но для отечественного зрителя это победа не столько американцев и самого Шона Бэйкера (западные кинематографисты не получали "ветку" со времён Терренса Малика и его "Древа жизни" в 2011-м году), сколько наших актёров: Марка Эйдельштейна и Юры Борисова. Пронзительная харизма обоих влюбила в их экранные образы всех поклонников Бэйкера и инди-кино, вследствие чего и у Марка, и у Юры получилось пробить себе дорогу в большой кинематограф. Так, тот же Борисов уже получил номинацию на "Золотой Глобус" и прямо сейчас рассматривается академиками на соискание грядущего "Оскара", а Эйдельштейна тем же временем пригласили во второй сезон "амазоновского" хита - телевизионной адаптации "Мистера и миссис Смит", где актёр вольётся в главную роль. Даже в столь турбулентное время наши кинематографисты смогли осуществить ту самую "американскую мечту", которая движила идеями героев Бэйкера. И это событие вновь подтверждает тот неоспоримый факт, что искусство объединяет людей самых разных наций и социальных прослоек
3. Хайп "Субстанции"
Должно быть, Корали Фаржа, постановщица "Выжившей" и "Субстанции", обомлела уже в тот момент, когда её новая работа получила колоссальные овации на том же Каннском кинофестивале, где свою "ветку" заслуженно и взял Шон Бэйкер. Фаржа получила лишь приз за лучший сценарий, однако её фильм - это нечто больше, чем простое фестивальное откровение, созданное для нахмуренных киножурналистов и открытых членов жюри. "Субстанция" - по-настоящему самое громоздкое открытие этого года, случившееся в тот момент, когда этого не ожидал никто из предвзятых зрителей. Открытие при всех своих провокационных вводных: любительский жанр боди-хоррора, вагон и маленькая тележка мета-юмора, ориентированная на западную аудиторию проблематика и вереница раскрепощённых актрис
О "Субстанции" слышали даже те, кто не интересуется кино и искусством в принципе, настолько гигантской была та волна хайпа, что с головой накрыла Фаржу и её новое детище. Причина всего одна: новаторский кино-язык. Постановщица завернула конъюнктурную историю об угасающей актрисе, что желает бывшей славы, в очень пошлую и высокоградусную форму, благодаря которой движимой силой "Субстанции" стал не сюжет, а визуальный нарратив. Цветовая комбинация, очень дерзкие ракурсы, акцентирование на женских телах и их видоизменениях, хамоватый диалог со зрителем, ведущий которого активно потешается над сторонниками традиционного патриархата. И вы всё ещё спрашиваете, почему "Субстанция" внезапно стала самым обсуждаемым фильмом этого года?
И при всей формуле ленты не стоит забывать, что "Субстанция" - это боди-хоррор: исконно любительский жанр, восторгающий одну часть аудитории и отторгающий другую. Вторая работа Фаржи не обошла все классические постулаты столь едкого и кислотного направления: литры бутафорской крови заливают экран доверху, конечности и лица героинь деформируются до неузнаваемой степени, сюрреалистичные образы соседствуют рядом с грациозной красотой, окрашенной в яркий розовый цвет, так сильно напоминающий женскую невинность. В своё время жанр, который чуть было не погубил Дэвида Кроненберга, стал спасительным звеном развлекательного кинематографа современности: это ли не настоящее чудо? Не событие ли тот факт, что "Субстанция", при всех своих провокационных вводных, образовала фанатскую коалицию вокруг Фаржи, что с трепетом ожидает её новых работ? Действительно прецедент: и для фестивалей, и для кино, и даже для Голливуда
4. Победа Педро Альмодовара в Венеции
На работах испанского меланхолика и защитника женских героинь выросло целое поколение зрителей: фильмы Педро определили несколько жанровых спектров развития, вызывали споры в кинокругах, заходили в массы и выходили оттуда с раздосадованным лицом. И вот теперь Альмодовар наконец-то получил гигантское признание: под натиском режиссёра не смог устоять даже Брэйди Корбет с его титаническим "Бруталистом", "Золотого льва" которому пророчили все кому не лень. А более примечательным стал тот факт, что долгожданный приз Альмодовар взял за фильм, который всей своей формой походит на завещание постановщика - "Комнату по соседству"
Самые традиционные постулаты режиссёрского стиля Педро не изменились от слова совсем: основные персонажи фильма - самоотверженные и грациозные женщины на грани нервного срыва, которые ведут проникновенные беседы о семейных отношениях и своих матерях на протяжении львиной доли хронометража; действие по большей части ограничивается четырьмя стенами роскошного коттеджа; все фигурирующие в истории мужчины - либо козлы отпущения, либо деспотичные тираны, втаптывающие права женщин в землю; основной колорит определяет цветовая комбинация, что лишь ярче окрашивает зрителю розовые очки. Но в то же время "Комната по соседству" - менее провокационная и более классическая работа Педро, чем его предыдущие проекты. Быть может, от того эта лента и вызвала такие широкие академические почести в свою сторону
"Золотой лев" Альмодовара - это приз не столько за фильм, сколько за имя постановщика: достижение за все его заслуги прошлого, благодаря которым женщины стали мелькать в кадре не только во второстепенных ролях, а невинный розовый превратился в раскрепощённый красный. Пускай "Комната по соседству" и не столь яркое кино-событие этого года, по сравнению с представителями основного каннского конкурса, но событие достаточное для широкого круга зрителей, которые искренне импонируют сентиментальному стилю Альмодовара: такая награда для сегодняшних дней - на вес золота
5. Оглушительный провал сиквела "Джокера"
Сегодня можно с иронией перечитывать кино-материалы годовой давности: буквально все журналисты в один голос заявляли, что сиквел "Джокера" станет новой сенсацией и вновь соберёт для Тодда Филлипса и деятелей из Warner Bros. лакомый кусочек миллиарда в прокате. Но столь прецедентный провал не ожидал, пожалуй, никто: "Безумие на двоих" обвалилось так резко и непредсказуемо, что оставило в экстазе буквально всех. Сторонники непочитателей первого "Джокера" вновь ехидно насмехались над историей дилогии, а фанаты фильма выходили из кинозалов с раздосадованными эмоциями. Провал сиквелу предвещали ещё со времён премьеры на Венецианском кинофестивале, но тогда критикам никто не поверил: стоило лишь вспомнить, что и пять лет назад те же самые журналисты обругали первую часть, что стала для мира кино настоящим феноменом
Желание выдавить из успешной истории все соки настигла даже тех авторов, что искренне влюблены в неподдельную сторону искусства: неугомонная жажда Тодда Филлипса и Хоакина Феникса собрать ещё один миллиард долларов обернулась для студией колоссальными убытками. Критики лишили второго "Джокера" всякого убедительного сарафана, зрители - втоптали ленту в землю, придя в неистовую ярость от столь манипулятивной рефлексии постановщиков. Всё "Безумие на двоих", костяк которого строится на около-музыкальном судебном процедурале, выглядит лишь игрушкой авторов: в меру весёлой, в меру живописной, но ни капли не интересной и тотально угнетаемой всеми сторонними факторами
Первый "Джокер" смог принести своим создателям гигантскую прибыль, более миллиарда в прокате при достаточно скромном бюджете: второй "Джокер" не добрался даже до цифр производственных затрат. Первый "Джокер" обернулся громадной сенсацией и отхватил несколько "Оскаров": второму "Джокеру" грозит разве что "Золотая малина". Первый "Джокер" рассчитывает стать культовой работой для следующих поколений: про второго "Джокера" все позабыли уже через день после выхода цифровой версии. Удивительно, как ожидания порой могут не совпадать с реальностью: на успех сиквела ставили все кому не лень, а он обернулся самым сокрушительном провалом последних лет для Warner Bros.
6. Киновселенная Marvel возвращает прежнее лицо
Прошлый год чуть было не обернулся для MCU трагическим исходом: каждый проект Кевина Файги, помимо третьих "Стражей Галактики" и второго сезона "Локи" (к разработке которых подключили прежних людей), оборачивался колоссальным провалом. Будь то халтурная "Квантомания", обругали которую даже критики, никчёмное "Секретное вторжение", что вызвало анти-рекорд по статистике просмотров на стриминговом сервисе Disney, или нелепый сиквел "Капитана Марвел", который стал самым крупным провалом за всю историю существования киновселенной (точные убытки от ленты продюсеры не оглашают и по сей день). Казалось, что MCU спешно теряет прежнюю хватку и в будущем отторгнет от себя даже самую закостенелую аудиторию гиков. Однако 2024-й показал, что у Файги всё же припрятана парочка козырей в рукаве
Как бы то не было грустно, но имя одному из этих козырей - ностальгия. Disney очень любит эксплуатировать зрительскую тоску по прошлому, воспроизводя старые истории на больших экранах под несколько иным и более осовремененным углом. Так случилось и в этом году: тот же триквел "Дэдпула" собрал для Marvel более одного миллиарда долларов в прокате, подкупив к просмотру даже непочитателей сегодняшней MCU образом Хью Джекмана. Неубедительная и откровенно дешёвая "Агата" привлекла в свою сторону настолько большое число зрителей, что Disney уже сейчас раздумывают о продлении сериала на второй сезон. В то же время ролики грядущих проектов Файги (четвёртого "Кэпа" и "Громовержцев") собирают колоссальные просмотры: зрители жаждут увидеть новые истории внутри некогда любимой вселенной
Однако настоящее лицо Файги показал на июльском Comic-Con: после увольнения Джонатана Мейджорса из каста грядущих "Мстителей" концепт фильма оказался полностью переработан. Теперь место Канга в назревающей мультивселенской войне займёт Дум, воплотит которого сам Роберт Дауни-младший. В то же время на пост постановщиков вернётся дуэт братьев Руссо, что подарили нам "Войну бесконечности" и "Финал": что это, если не самый громкий крик отчаяния? Провалившись с новыми историями и росписями юных персонажей, руководитель Marvel Studios вернулся к истокам франшизы: это единственный шанс для нашего "кепочника" для того, чтобы уйти из MCU красиво. Да, киновселенная снова встала на кон: зрители с нетерпением ожидают увидеть возвращения полюбившихся персонажей. Проекты про "новичков" уже в спешном порядке отменяют, а премьеру "Мстителей" перенесли на годик пораньше, чтобы окончательно положить конец настрадавшейся Саге мультивселенной. Но что будет с франшизой дальше?
7. Возвращение Disney на прежний кон
В этом году прежнее лицо смогли вернуть не только дельцы из Marvel, но и руководитель Disney, Боб Айгер. 2023-й чуть было не обернулся для студии трагедией: компанию преследовал провал за провалом, и положение не смог нивелировать даже Джеймс Ганн с его триквелом "Стражей Галактики". Оригинальные проекты приносили после себя колоссальные убытки, а на сериалы внутри крупных франшиз, будь то Marvel или "Звёздные войны", зрители не обращали никакого внимания. Тем и парадоксальнее, что в этом году Disney вернулись на кон с оглушительным триумфом: таким образом, что целых два проекта студии перешагнули планку в миллиард долларов (в прошлом году такие проекты попросту отсутствовали)
Вторая "Головоломка" вмиг стала самым кассовым анимационным проектом за всё время существования мультипликации: почти $1,7 млрд. для сегодняшних инвесторов Disney - как дорогой светский праздник. Следом, уже через месяц, вышел третий "Дэдпул": блокбастер Marvel с высоким возрастным ограничением, что должен был спасти положение всей киновселенной. И вновь миллиард: самый кассовый фильм с рейтингом "R" в истории кино! Недавний сиквел "Моаны" собирает в прокате гигантский куш, реинкарнация "Чужого" стала настоящей сенсацией, а четвёртая "Планета обезьян" несколько раз отбила цифры производственного бюджета. Сравните это с показателями прошлого года, когда даже самые экспериментальные проекты студии (такие, как "Элементарно" или "Заветное желание") собирали в прокате сущие копейки
На сегодняшний день всё ещё не ясна тенденция столь сокрушительного триумфа: почему проекты Disney вновь стали пользоваться большим спросом у массового зрителя? Под конец года у студии остался live-action приквел "Короля Льва", выходящий аккурат под Рождество и также рассчитывающий на получение прибыли в прокате. А следующий год может стать для Disney ещё более выигрышным: нас ждут третий "Аватар", live-action ремейк "Лило и Стича", сиквел "Зверополиса" (в его миллиарде мы ничуть не сомневаемся) и обойма перспективных проектов MCU
8. Самые кассовые фильмы года - исключительно сиквелы
Такой грустной и в то же время редкой тенденции кинематограф не видел слишком давно: буквально все кассовые рекордсмены 2024-го - это сиквелы, триквелы, приквелы и ремейки уже рассказанных историй. В этом году высокими кинотеатральными показателями не смог отличиться никто из новичков: ни трансцендентальный "Дикий робот" от DreamWorks, ни оригинальные блокбастеры, ни откровения вроде прошлогоднего "Барбигеймера". Хотя в этом году зрители попытались создать новый флэшмоб - "Glicked": в одну неделю выходили сиквел "Гладиатора" и адаптация бродвейской постановки "Злая". Все старания оказались тщетными: оба фильма не смогли добраться даже до полумиллиарда
Зато рекордсменами стали продолжения: вторая "Головоломка" и третий "Дэдпул" перебороли отметку в миллиард долларов, четвёртому "Гадкому я" не хватило до заветной планки всего-ничего, сарафан внезапно получили новые "Годзилла и Конг", а за сиквелом "Битлджуса", триквелом "Венома" и второй "Моаной" закрепились звания осенних триумфаторов мирового проката. В кинотеатрах 2024-го отсутствовали свежие лица, залы не облюбовали Грета Гервиг и Кристофер Нолан: провалился даже Джордж Миллер с его "Фуриосой", которую постановщик разрабатывал почти что целое десятилетие. Что уж говорить про Копполу и его монументальный долгострой, подробнее про который речь пойдёт уже ниже
Тем и интереснее, исправится ли эта плачевная ситуация уже в следующем году. Тогда кинотеатральный прокат ожидают возвращения многих зрительских любимчиков, в числе которых стоят Пол Томас Андерсон и Пон Джун-хо, а Disney вновь рассчитывают сорвать большой куш с помощью полностью оригинальных проектов. Но 2025-й - всё же следующий год: а 2024-й так и запомнится плачевной статистикой, с верхушки которой за новичками будут наблюдать выходцы из самых крупных студийных машин
9. Коппола и его "Мегалополис"
Оно наконец-то вышло. В премьеру "Мегалополиса" в 2024-м, кажется, не верил вообще никто: Фрэнсис Форд Коппола долгое время манипулировал своей фанбазой и опровергал теории зрителей, предпочитая ответам на вопросы витающую в воздухе тишину. Совсем резко постановщик ворвался со своим эпическим долгостроем в основной каннский конкурс: там же премьера нового фильма Копполы собрала в округе настолько негативную ауру, что участь ленты, казалось, была решена заранее. Десятилетия проработок, смены актёрских составов, влияние на производство внешних факторов: "Мегалополису" угрожала буквально каждая живая душа, и это заметно по качеству фильма
Некоторые успели окрестить "Мегалополис" главным провалом десятилетия (а то и всего двадцать первого века), другие - восхитились стремлениями Копполы довести проект своей мечты до идеала. Одни зрители возненавидели фильм за хаотичное повествование и абсурдное переплетение комичности и серьёзности, другие же углядели в этом особенный шарм, что придаёт ленте чересчур консервативный тон. Нет, это не новый "Вавилон" Дэмьена Шазелла, заживо съеденный перед премьерой и принятый публикой после появления цифровой версии. Следующие поколения не будут называть "Мегалополис" шедевром и ехидничать над критиками, что обругали монументальное творение Копполы в Каннах 2024-го. Но почему же тогда данная лента стала целым событием в мире кинематографа?
Фильмы очень редко вызывают вокруг себя амбивалентный сарафан: когда одна часть зрителей искренне защищает творение постановщика от неудовлетворённых масс, а другая - пытается нивелировать наследие режиссёра натянутой формой его завещания. Эта ситуация и коснулась "Мегалополиса", оценки которого варьируются от ужасной к отличной. "Мегалополис" - не столько художественный проект, сколько олицетворение всех целей и амбиций своего архитектора: человека, чья мечта о создании opus magnum`а проносилась сквозь десятилетия и поколения. Это ли не тот успех, что пытается поймать каждый дебютант?
10. Шаг вперёд для мультипликации
Мультипликационная индустрия давно перешагнула степь наивности и шаблонных манер, чуть ли не ставших для мультфильмов двадцать первого века дурным моветоном. Сегодня анимация чувствует себя в роскошной зоне комфорта, а свежий воздух в неё поставляют предприимчивые дебютанты или выходцы из крупных студий: так, в прошлом году Sony, франшиза о злодеях Человека-паука которой сегодня переживает свои не самые лучшие времена, выпустили сиквел анимационных "Через вселенные", собравший такой громоздкий сарафан, что о слаженном процессе производства второй части уже чуть ли не сейчас складывают легенды
В этом же году таких проектов набралось гораздо больше (в 2023-м отметиться смогли разве что та же "Паутина вселенных" и новый проект культового аниме-мейкера Хаяо Миядзаки): например, на кон вновь вернулся DreamWorks, подаривший зрителям не столько яркое продолжение "Кунг-фу Панды", сколько глубоко традиционного и сентиментального "Дикого робота". На Каннском кинофестивале представили немой инди-мультфильм про чёрного котика, что путешествует с другими животными на лодке после воспроизведения картинки Всемирного потопа, - милейшее "Течение" (или же "Поток", варьируется от степени каждого перевода простенького "Flow"). Адам Эллиот, постановщик "Мэри и Макса", вернулся в индустрию, чтобы представить фанатам своего творчества жизнеутверждающие "Мемуары улитки", восхваляющие жизнь, как самое невинное и сокровенное чудо. Не побоялись выступить и Paramount, вдохнувшие новую жизнь в заметно стагнировавшую франшизу "Трансформеров". Или что на счёт Disney, чьи продолжения "Головоломки" и "Моаны" сорвали в прокате денежный куш?
Но на верхушке всех мультипликационных проектов этого года так и продолжит оставаться второй сезон "Аркейна": живописное произведение, радующее глаз не только изобилием разных стилей рисовок или совмещением несовместимого, но и проработанной драматургией разлученной семьи, что объединяется под настиком угрозы от общего противника. 2024-й год доказал, что мультфильмы сегодня переживают самый лучший период за всё время своего существования: это направление развивается и ныне не делает акцент на одной только младшей зрительской категории. Анимационные проекты теперь повсеместно создаются и для детей, и для взрослых: и это, по-своему, то самое маленькое чудо, в чём так нуждался каждый из нас
11. "Властелин колец" живёт и дышит
Казалось, что после невзрачного приёма последней части трилогии "Хоббита" про кинематографический перенос вселенной Средиземья Толкина забудут все голливудские амбассадоры. Но в свете последних воскрешений давно заброшенных франшиз (про "Гарри Поттера" уже вовсю разрабатывают сериал, "Звёздные войны" развивают с помощью телевизионных и полнометражных ответвлений, а вселенную "Чужих" и "Хищников" обновляют с приходом амбициозных хоррор-мейкеров) новый шанс решили дать и "Властелину колец". Первый сезон "амазоновского" шоу по мотивам произведений Толкина толкнул голливудских продюсеров на реинкарнацию этой линейки в кино-воплощении
Только в этом году уже вышел второй сезон "Колец власти", чуть-чуть улучшивший плачевное положение предшественника, а мировые кинотеатры прямо сейчас штурмует первый аниме-проект по мотивам этой вселенной - "Войны рохирримов". Помимо него, в разработке находится полнометражная дилогия про Голлума, к производству которой подключится сам Энди Сёркис (он же исполнял роль обезображенного от чар кольца Смеагола в трилогиях "Властелина" и "Хоббита"), и ещё один безымянный фильм, что (судя по слухам) расскажет о ком-то из круга пяти синих магов. "Властелин колец" живёт и дышит, а авторы не намерены забрасывать перспективную франшизу. И это не учитывая ещё трёх не успевших выйти сезонов "Колец власти"!
Посмотреть на реализацию всех наполеоновских амбиций кинематографистов мы сможем минимум через два года, однако это ещё один яркий показатель тому фактору, что Голливуд готов давать второй шанс перспективным франшизам. Только недавно фанаты Толкина говорили, что про повторение пришествия "Властелина колец" на большие или малые экраны можно забыть, как только свет озарил сериал от Amazon. И это - лишь верхушка того айсберга, что запланирован продюсерами: впереди ещё минимум три проекта по франшизе, от успеха которой и будет отталкиваться построение грядущей киновселенной
12. Хорроры живут свою лучшую жизнь
Если ещё каких-то несколько лет назад мы предсказывали предстоящее падение хоррора, как цельной единицы кино, то сегодня при подобных воспоминаниях проявляются нервные смешки. Фильмы ужасов третьего десятилетия двадцать первого века - это самая большая неожиданность и для поклонников жанра, и для простых обывателей. Сегодняшние хоррор-мейкеры активно экспериментируют с жанром и уводят повествование от манипулятивных приёмов в сторону заигрываний с аудиторией. Банальные хорроры об одержимости превращаются в семейные драмы, религиозные ужастики - в экзистенциальные притчи, напряжённые триллеры - в парад психоделики. Этот год лишь подчеркнул уверенное желание сегодняшних авторов окрасить стагнировавший жанр новыми красками и придать ему свежее дыхание
При перечислении самых успешных ужастиков года на ум сразу же всплывает боди-хоррор Корали Фаржи - "Субстанция", которому в статье уже был посвящён целый пункт. Однако 2024-й прославился в среде хоррор-фанов и сторонними представителями жанра: так, настоящей жемчужиной для зрителей стал сиквел "Улыбки", обернувший банальную историю в роскошную визуальную форму. "Собиратель душ" Осгуда Перкинса вывел конъюнктурную фабулу условного "Молчания ягнят" в сторону огнеопасного религиозного высказывания. "Смотрители" младшей дочери Шьямалана поэкспериментировали с устаревшим поджанром фолк-хоррора. "Первый Омен" вернулся к истокам франшизы и с ходу же обновил её фундамент. "Эбигейл" превратилась в ультра-кровавый боевик, изобилующий отличной хореографией и блестящей постановкой экшена. "Еретик" вывел из формулы камерного триллера про столкновение сбрендившего христианина и юных миссионерок новаторские кино-детали. А "Кукушка" и вовсе превратилась в откровенную социальную притчу насчёт взаимоотношений детей и родителей
И это мы ещё не говорим об инди-представителях жанра, на верхушке которых располагается психоделический "Oddity" (у нас переведённый как "Астрал. Медиум"). Южнокорейский "Зов могилы" осовременил старомодное течение жанра в азиатских странах; "Азраэль" укомплектовал в единую картину классические жанровые этюды и философские замашки в сторону религии; а "Нечисть" и вовсе рассмотрела охоту маньяка за молодыми студентами с точки зрения самого убийцы. И это мы ещё не видели "Носферату" Роберта Эггерса, что обещает открыть немецкий экспрессионизм с несколько иной стороны. Следующий же год должен стать для хоррора не менее экспериментальным: как минимум, нас ждёт новый проект Осгуда Перкинса (того, что делал "Собирателя душ"), "Обезьяна", камерное "Присутствие" Стивена Содерберга, четвёртое "Заклятие", прямой сиквел "Оно следует за тобой", новый "Сайлент Хилл" и сериал по мотивам "Оно" Стивена Кинга. Хоррор сегодня действительно живёт свою лучшую жизнь: этому факту так и хочется улыбнуться от чистого сердца
Остальные итоги года: