Если 2023-й можно было назвать для кино поворотным годом, то с 2024-м случилась противоположная ситуация: крупные студийные блокбастеры, реюнионы культовых героев и воскрешения старых франшиз перекрыли все авторские замашки, которые бы могли претендовать на образование потенциально нового "Барбигеймера". В этом году на кон вернулись практически все крупные монополисты, потерявшие в прошлом чуть ли не все зрительские подвязки. И от того 2024-й можно и нужно называть годом весьма показательным и грустным: практически все самые кассовые кино-тайтлы, о которых пойдёт речь в сегодняшней статье, - это продолжения или реинкарнации крупных кино-франшиз. Приятного прочтения!
15. "Чужой: Ромул"
Бюджет: $80 млн.
Касса: $342 млн.
Одна из приятных неожиданностей этого года - триумф "Чужого", что вернулся на прежний кон после около-религиозных недоразумений от Ридли Скотта. "Ромул" ловко комбинирует саспенс и экшен-сегмент оригинальной дилогии, объединяя все детали под бесшовной режиссурой мастака хоррор-жанра - Феде Альвареса. Многие рассчитывали на провал картины в прокате, однако положительный сарафан нового "Чужого" и его заряженная энергетика завлекли в кинотеатры максимальное количество зрителей: картина собрала больше "Завета" семилетней давности, а сам Альварес уже давно вдохновился колоссальной отдачей публики и запустил в разработку полноценный сиквел
14. "Смерч 2"
Бюджет: $155 млн.
Касса: $369 млн.
Зрители изрядно устали от фильмов-катастроф, что не помешало сиквелу "Смерча" взорвать американский бокс-офис в летнем прокате. Картина стала самой главной и приятной неожиданностью для продюсеров за весь год: то, что должно было обернуться коммерческим провалом или "выбросом" на территории стриминговых сервисов, стало триумфальным успехом. Пускай "Смерчи" так и не смогли добраться до отметки в полмиллиарда баксов, её сборы - самый автоматный показатель того, что зрители ценят в кино не его жанр, а закладываемое внутрь качество
13. "Планета обезьян: Новое царство"
Бюджет: $160 млн.
Касса: $396 млн.
Так же резко и неожиданно в майском прокате выступила четвёртая "Планета обезьян": картина, не подвязанная к истории и персонажам первой трилогии фильмов от слова совсем. С учётом бешеной конкуренции и спада у аудитории спроса к классическим антиутопиям, "Новое царство" отбило собственные затраты и показало авторам движение в правильную сторону. На данный момент в разработке находятся ещё две части во франшизе, которые должны подвести к завершению вторую, начатую лишь в этом году, трилогию. Будет ли дан "зелёный свет" третей, последней - узнаем по кассовым промежуткам следующих фильмов
12. "Гладиатор 2"
Бюджет: $250 млн.
Касса: $398 млн. (всё ещё идёт в прокате)
Пускай Ридли Скотт и его компаньоны всё ещё не признают относительный кассовый провал сиквела "Гладиатора", от второй части эпического пеплума про римское восстание авторы всё ещё несут титанические убытки. Если следовать слухам, во время прошлогодних забастовок съёмки продолжения встали в затор, а затраты на производство увеличивались с каждым днём. На данный момент официальный бюджет ленты, без учёта солидной маркетинговой кампании, - более 300 миллионов баксов. Тем не менее, в 2024-м второй "Гладиатор" смог ворваться в список самых кассовых проектов. Идентичная ситуация происходила и в прошлом году с такими студиями, как Disney и Paramount
11. "Плохие парни до конца"
Бюджет: $100 млн.
Касса: $404 млн.
Чистую же прибыль, в отличие от "Гладиатора", смог принести авторам дуэт бравых копов из залитого солнечным светом Майами. Четвёртые "Плохие парни" увеличили показатели триквела, привлекли в свою сторону большее количество зрителей, а заодно знатно поэкспериментировали с постановкой экшен-сегмента. Результаты более чем однозначные: квадриквел - пожалуй, один из самых прибыльных (и в то же время кассовых) высокобюджетных фильмов этого года. Однако о разработке полноценной пятой части пока что не говорили ни слова
10. "Битлджус Битлджус"
Бюджет: $100 млн.
Касса: $434 млн.
Колоссальную прибыль Тиму Бёртону и его макабрическим подручным смог принести и сиквел "Битлджуса": прямой дани уважения олдскульному кино из эпохи VHC-кассет и старомодной готике одновременно. Картина получила яркий сарафан и привлекла в свою сторону не только старожил творчества Бёртона, но и совершенно новую аудиторию. От того и интересно, дадут ли Warner Bros. полноценный "зелёный свет" триквелу: результаты второй части говорят всё сами за себя
9. "Веном: Последний танец"
Бюджет: $120 млн.
Касса: $468 млн.
Несмотря на колоссальный провал в прокате "Мадам Паутины" и тихий выход "Крэйвена", третий "Веном" чувствовал себя в осеннем слоте более чем прекрасно: аудитория всё ещё любит абсурдные и полу-комедийные проекты про похождения непутёвого репортёра и его инопланетного подручного. Пусть "Последний танец" и не добрался до заветной планки в полмиллиарда долларов, успех очередного "Венома" доказал Sony, что эту серию фильмов нельзя обрывать на полу-слове. От того возвращение Тома Харди в образе Эдди Брока возможно уже в ближайшие несколько лет
8. "Злая: Сказка о ведьме Запада"
Бюджет: $150 млн.
Касса: $500 млн. (всё ещё идёт в прокате)
Дотошная адаптация бродвейского мюзикла не рассчитывала на какой-либо потенциал в прокате: пока не подоспело благосклонное расположение к фильму киножурналистов. От того первая "Злая" получила гигантский сарафан, вдобавок устроив себе мини-кампанию в социальных сетях и задействовав в маркетинге участие всемирно любимой Арианы Гранде. Сейчас начало дилогии является не только одним из самых кассовых фильмов года, но и одним из главных претендентов на соискание грядущего "Оскара": как бы абсурдно или нелепо это сейчас не звучало
7. "Кунг-фу Панда 4"
Бюджет: $85 млн.
Касса: $543 млн.
Как бы анимационное подразделение DreamWorks не пыталось скооперировать экранные силы ради создания новой прибыльной франшизы (слабенькие сборы недавнего "Дикого робота" - яркий тому пример), публика всё равно будет любить их старые проекты больше новых. Поэтому и четвёртая "Панда" собрала такие баснословные (особенно для столь мелких производственных затрат) деньги: и это при всех недостатках качества мультфильма, на которые зрители обращали внимание с первого дня старта проката. Всё же ностальгия - то самое выигрышное звено, за которое можно зацепить любого зрителя: предвзятого или открытого
6. "Годзилла и Конг: Новая империя"
Бюджет: $120 млн.
Касса: $567 млн.
То ли публика соскучилась по монструозным блокбастерам про противостояние гигантских кайдзю, то ли весенний прокат был настолько пустой, что новые "Годзилла и Конг" смогли расчистить себе длительную прокатную дорожку: причины успеха новой части франшизы по сей день не известны даже самим авторам. На данный момент "Новая империя" - самый кассовый фильм во всей линейке, который смог превзойти все благосклонные ожидания самых рьяных кино-аналитиков. Но получит ли эта франшиза дальнейшую выдержку? Узнаем лишь через несколько лет, когда в прокат попадёт очередная глава этого длительного освежения японской классики
5. "Дюна: Часть вторая"
Бюджет: $190 млн.
Касса: $708 млн.
Всего за парочку лет старина Дени Вильнёв смог превратить книжную вселенную Фрэнка Герберта в гигантскую мульти-медийную франшизу: точкой в этом развитии же стало завершение адаптации первой книги. Вторая "Дюна" - самый титанический и монументальный блокбастер нашего времени, объединивший медлительную умиротворённость, грациозное созерцание великолепных пейзажей и всеобъемлющих масштабов экшен, к которому нас готовят все два с половиной часа экранного времени. По своей сути, сиквел "Дюны" - самый дорогой и в то же время кассовый авторский блокбастер двадцать первого века. И такому исходу хочется улыбнуться от чистого сердца
4. "Моана 2"
Бюджет: $150 млн.
Касса: $710 млн. (всё ещё идёт в прокате)
Всего за один год Disney смогли реабилитироваться в глазах поклонников: если 2023-й можно было назвать для студии самым неудачным за весь двадцать первый век, то 2024-й - годом триумфального возвращения, когда все основные позиции кассовых проектов заняли исключительно проекты "мышиной" студии. Так, прямой сиквел "Моаны", анонсированный продюсерами лишь в начале этого года, вышел прямо под срок проведения Дня благодарения, вследствие чего расчистил себе дополнительный слот зрительского внимания. Но и это для мультфильма не предел: картина продолжает собирать титанические деньги в мировом прокате
3. "Гадкий я 4"
Бюджет: $100 млн.
Касса: $963 млн.
Пройдут годы, десятилетия, а анимационная франшиза Illumination так и продолжит находиться на кассовом коне. Этой серии мультфильмов не может помешать ничто: ни прохладный приём от критиков, ни отрицательный сарафан, ни отсутствие цельной истории, ни конкуренция в прокате. Даже четвёртый "Гадкий я", при всей своей недальновидности, почти что смог добраться до отметки в один миллиард долларов, что для относительно низкобюджетного проекта - огромная золотая жила. А в разработку тем же временем уже пустили третьих "Миньонов", с надеждой на то, что и их кассовый успех настигнет авторов столь же резко и бескомпромиссно
2. "Дэдпул и Росомаха"
Бюджет: $200 млн.
Касса: $1,335 млрд.
Самый кассовый фильм с высоким возрастным ограничением "R" в истории мирового кино: это третий "Дэдпул", спасательный крючок для медленно задыхающейся киновселенной Marvel, что перенасытилась проходными проектами и маркетинговыми провалами. Тандем Райана Рейнольдса и Хью Джекмана смог доказать публике, что у MCU всё ещё остаётся пачка козырей в рукаве: и почти что полтора миллиарда долларов кассовых сборов здесь - лишь яркое и чертовски ёмкое подтверждение этому фактору. Кто знает, какой ещё проект Marvel сможет собрать столь большую сумму для Disney
1. "Головоломка 2"
Бюджет: $200 млн.
Касса: $1,687 млрд.
Disney могут открывать бутылку самого дорогого шампанского: их проект вновь стал самым кассовым открытием года. Вторая "Головоломка" получила бешеный сарафан, вызванный сразу несколькими факторами: благосклонное принятие критиками, зрительский восторг, эдиты в социальных сетях, повышенная проблематика ленты, завязанная на ментальных проблемах молодого поколения. Вовсе не удивительно, что именно за сиквелом сохранилось звание самого кассового мультипликационного проекта: не только за 2024-й год, но и за всё время существование анимации в принципе. Это громоздкий прецедент, перебить который не сможет, пожалуй, ни один из грядущих мультфильмов "мышиной" студии
Остальные итоги года: