Сегодняшние отечественные зрители относятся к кинематографу своей страны крайне неоднозначно: одна половина искренне недолюбливает эту фактуру, чья фабула погрязла в конвейерных сказках на современный лад и допотопных комедиях с очень неловкими гэгами, другая же - находит место душевного успокоения в авторском кино, пестрящем разнообразием идей советского кинематографа 1970-х. В условиях дестабилизации сегодняшнего общества российское кино, на удивление, продолжает держать планку, не только внутреннюю, но и внешнюю: но какие именно отечественные фильмы уходящего года можно назвать в нём лучшими? В сегодняшней статье как раз поговорим о тех скрытых драгоценностях, что обязаны получить шанс на массовую узнаваемость. Приятного прочтения!
1. "Надо снимать фильмы о любви"
Режиссёр: Роман Михайлов
Самый необычный отечественный фильм за последние несколько лет, а может быть - и за всё десятилетие в целом. "Надо снимать фильмы о любви" - история внутри истории, мокьюментари-адвенчура про кино-съёмки на территории Индии, соединённая с мета-подачей через архаичный и драйвовый сценарий. Заложенные Михайловым мотивы и подтексты (при хронометраже лишь в 70 минут) можно и нужно разбирать ещё очень долго, пока "...фильмы о любви" остаются приземлённым и очень атмосферным путешествием в избранную культуру, эстетику и аутентичность восточной страны. Воспалённый и бессознательный поток воображения режиссёра или же структурированный бэд-трип, поглядывающий на соседних европейских представителей? Каждый может трактовать последний проект Ромы Михайлова по-своему: от того "Надо снимать фильмы о любви", через прозаичное название которого читается всё мировоззрение постановщика, закрепляют за собой звание главного российского открытия за последние года
2. "Контакты"
Режиссёр: Дмитрий Моисеев
Первые посмотревшие фильм журналисты называли "Контакты" отечественным ответом Нилу Бломкампу с его "Районом №9", но фильм Моисеева построен на несколько других фундаментальных вводных: в центре истории - освоение российской "глубинки" иноземными существами. Несчётное количество референсов и оммажей на самые популярные мировые сай-фай хиты, обрамлённые в тихую и скромную историю дружбы человека и пришельца. Никакой злобы, никаких морализаторских составляющих: лишь взгляд на серость угасающей человеческой цивилизации и тёплая надежда на счастливое будущее, поданная сквозь призму инопланетянина, символично названного Виталиком. Так и должно выглядеть новаторское кино о встрече двух рас в двадцать первом веке
3. "Пришелец"
Режиссёр: Иван Соснин
Регрессирует ли наше общество? Иван Соснин, один из самых перспективных отечественных постановщиков 2020-х, коротко и ёмко отвечает: нет! Его недавний "Пришелец" - это ода любви человечности и милосердию, взаимопониманию и поддержке, семейным ценностям и дружбе. Извечный сай-фай концепт перетекает в саркастичное высмеивание консервантов, что не приветствуют на своей территории чужеземцев, а к концовке превращается в гуманистическое авторское высказывание: пожалуй, самое доброе и сентиментальное за весь уходящий год
4. "Каникулы"
Режиссёр: Анна Кузнецова
Школьная труппа отправляется на фестиваль детского театра в осенний Сочи вместе с консервативным завучем и своенравным драматургом, дети для которой - не ученики, а верные друзья и компаньоны в этом сказочном путешествии. "Каникулы" не только со злой ухмылкой высмеивают бредовые анти-культурные законы и правки, ограничивающие в людях творческие позывы, но и проводят персонажей сквозь деконструкцию типичного российского романа взросления: дети и подростки в "Каникулах" хотят знать больше о взрослой жизни и прощаются с ребячеством на серых и будто бы безжизненных берегах южной столицы. Всем своим видом дебют Анны Кузнецовой напоминает советскую историю о силе дружбы и преобладании любви над цензурой: и это, по-своему, тот элемент, за который "Каникулы" и стоят своего просмотра
5. "Ненормальный"
Режиссёр: Илья Маланин
Отечественная симфония, играющая гимн человеколюбию и гуманизму так открыто и сентиментально, что "Ненормальный" с ходу же открещивается от всех жанровых клише подобных своим предшественникам. Это в меру локальная, в меру масштабная история о путешествии восьмилетнего мальчика и его более старшего учителя в китайскую сердцевину: где извечные человеческие чувства, как и подобает жанру, превышают любые допустимые ноты умиления. "Ненормальный" не читает нравоучения и не заходит в ту нишу, что рискует превратить его в однобокую эксплуатацию: что для режиссёрского дебюта - воистину громкий прецедент!
6. "Сто лет тому вперёд"
Режиссёр: Александр Андрющенко
Осовременивание классических мотивов Киры Булычёва, вкупе с фантасмагоричным потоком воображения Андрющенко и безупречной работой художников-постановщиков с визуальной составляющей "Сто лет тому вперёд". Предсказуемая история про борьбу клишированного добра и банального зла нивелируется изящной подачей материала, вставками социальных мотивов про конфликт поколений и схваткой между будущим и прошлым (как в буквальном, так и в метафизическом смысле). Многочисленные референсы на самые яркие фантастические блокбастеры со всего мира - тому подтверждение. Пожалуй, именно за "Сто лет тому вперёд" можно закрепить плашку самого оригинального, беспризорного и отточенного российского блокбастера за первую половину этого десятилетия
7. "Мастер и Маргарита"
Режиссёр: Михаил Локшин
Важно отличать экранизации книг от их адаптаций: в первом случае авторы обязаны верно перенести колорит первоисточника на киноэкраны, сохранив его общий посыл и основной месседж, во втором же - цельной и не изменённой должна остаться лишь коренная фабула, на которой держится история. Новые "Мастер и Маргарита" идут по собственной дорожке, вдохновляясь фантасмагоричным потоком воображения Булгакова и выстраивая индивидуальный портрет футуристической Москвы. В свою очередь иронично, что порцию негодования от читателей (сегодня - от зрителей) по тем же самым причинам получил и оригинальный роман: как говорится, история циклична
8. "Кончится лето"
Режиссёры: Максим Арбугаев, Владимир Мункуев
И вновь тема человеческих чувств, проходящих проверку на верность в условиях депрессивной якутской антиутопии. Здесь бывший тюремный заключённый (Юра Борисов, кажется, готов рвать и метать всех конкурентов за звание лучшего драматического актёра России последних лет) пускается в бега от ошибок прошлого, прихватив с собой несовершеннолетнего и горячо любимого брата. "Кончится лето" проводит нас по самым отдалённым задворкам человечества, где в условиях выжженной атмосферы и будут выяснять отношения главные герои. Лента уже получила свой заветный "Гран-при" за лучший фильм на "Маяке" этого года, а в широкий российский прокат выйдет 27-го февраля: отличный повод ознакомиться!
9. "Семь чёрных бумаг"
Режиссёр: Анатолий Колиев
Современное военное кино отечественного производства может быть не только слащаво-патриотическим взглядом в сторону бесчеловечных событий восьмидесятилетней давности, но и духовно-разряжённой историей про падение оптимизма и надежд в гражданском обществе. Братья решают спрятать письма с так называемыми "похоронками" от подавленных родственников, но своими действиями лишь усугубляют настроение осетинского села. Исследование потаённых страхов человека, увидевшего бескомпромиссную и жестокую войну собственными глазами: в таком контексте "Семь чёрных бумаг" ярко выделяются на фоне остальных представителей жанра в России
10. "Фрау"
Режиссёр: Любовь Мульменко
Романтический фильм без тривиальной романтики, как таковой: "Фрау" показывает нестандартную и запутанную систему отношений между обычной местной девушкой, медленно "выгорающей" из-за комплексов внутренней неполноценности, и возомнившим себя средневековым рыцарем парнишкой, кидающимся в объятия нового объекта обожания. "Фрау" настолько меланхолична и отточена, что ей хочется простить все немногочисленные шероховатости: клише всего жанра обыгрываются в едко-иронической форме, а блестящая драматургия (режиссёр Любовь Мульменко - в первую очередь профессиональная сценаристка, приложившая руку и к тексту "Фрау") перекрывает любые затянутые линии с откровенным раскрытием бытовой рутины
Остальные итоги года: