2024-й кино-год подходит к своему триумфальному завершению: на фоне множественных успехов, воскрешений и реинкарнаций маячат представители более низшей прослойки кино, одни из которых ухудшили все многочисленные преимущества первоисточников, другие - уничтожили авторское наследие, третьи же - не отказались от избитых приёмов, вернувших кино к уровню проработки 2000-х годов. В сегодняшней статье мы обсудим пятьдесят самых плохих, провальных и, попросту говоря, отвратительных кино-тайтлов уходящего года, хвалить которые можно разве что из лишней жалости. Приятного прочтения!
50. "Книга Кларенса"
Режиссёр: Джеймс Сэмюэл ("Тем больнее падать")
Ироничная задумка Джеймса Сэмюэла, ради которой начинающий постановщик зазвал к себе в каст Омара Си, Анну Диоп, Калеба Маклафлина, Джеймса МакЭвоя и Бенедикта Камбербэтча, обернулась лишь примитивным пшиком: "Книга Кларенса" высмеивает религиозные каноны и христианский фанатизм так блекло и монотонно, что карикатурный фарс из картины улетучивается с первой же сцены. Вместо формы со звенящим абсурдом зритель получил невнятную кашу: обезличенную, слишком нудную и что самое главное - совсем не смешную. Что для чёрной комедии - как прямой выстрел из револьвера в голову
49. "Жребий"
Режиссёр: Гари Доберман ("Проклятие Аннабель 3")
И вновь адаптация мистического романа Стивена Кинга: первоисточник рассказывал о кровопролитной схватке между обезумевшими вампирами и вернувшимся в родные края писателем. Новый "Жребий" же слепо следует дешёвым канонам хорроров категории "Б" и подчистую забывает об уникальной особенности романа: его непринуждённой эстетике и пугающей атмосфере неизведанности, что витает в воздухе Джерусалемс-Лота подобно зловещему року. Не такой современной адаптации от стриминговых кинематографистов ожидали почитатели творчества Кинга: и этот фактор - при той данности, что в разработке активно участвовал сам писатель
48. "Подай знак"
Режиссёр: Зои Кравиц (режиссёрский дебют)
Феминистский ответ устоявшемуся патриархату, что терроризирует ни в чём не повинных женщин и превращает представительниц женского пола в послушных рабынь - интересный концепт для вольнодумного слэшера (о сходстве с островом Эпштейна и вечеринками P. Diddy думайте уже сами). Однако актриса Зои Кравиц, попробовавшая себя в режиссёрском ремесле, умудрилась подпортить каждый работающий в картине элемент: вкрапления слэшера стали абсурдными и гротескными, а создание тревоги вне стен экрана - до боли искусственным и вычурным. Пожалуй, именно за исповедью Кравиц стоит звание одного из самых нераскрытых кино-потенциалов этого года
47. "Хеллбой: Проклятие Горбуна"
Режиссёр: Брайан Тейлор (дилогия "Адреналина", "Геймер", "Призрачный гонщик 2", "Хэппи")
Кажется, кино-адаптации "Хеллбоя" прокляты навечно: после ухода из производства Гильермо дель Торо, что придавал дилогии фильмов особую готическую изюминку, истории про краснокожего демона из недр Ада стали для голливудских студий чем-то вроде диковинки. Перезапуск с Дэвидом Харбором в образе Хеллбоя жестоко провалился, а недавняя реинкарнация, уже с меньшим бюджетом и под сумасбродной режиссурой Брайана Тейлора, привлекла в свою сторону лишь ограниченное число самых преданных почитателей комиксов о персонаже. Всё-таки "Хеллбоя" нужно либо оставлять в покое, либо пытаться выдавливать из него все мрачные соки. Третьего варианта, к сожалению, не дано
46. "Красотки в бегах"
Режиссёр: Итан Коэн ("Бартон Финк", "Фарго", "Большой Лебовски", "Старикам тут не место", "Внутри Дэвина Льюиса", "Баллада Бастера Скраггса")
После распада творческого дуэта братья Коэны разбежались по разным дорожкам: Джоэл, старший, пошёл делать свою вариацию "Макбета" для стримингового сервиса Apple, а Итан, младший, с головой погрузился в музыкальную индустрию. Лишь в 2024-м Коэн вернулся в кинематограф: его "Красотки в бегах" - сумасбродное и хаотичное роад-муви, пестрящее неоном и буффонадой буквально в каждой сцене. Тем и обиднее, что "Красотки" - слишком короткое и чересчур нелепое кино, которое убивают любые юмористические мета-вкрапления. Показательно, что об этой работе после её премьеры не говорил вообще никто: ни Джоэл Коэн, ни почитатели стиля братьев. Хотя был ли вообще у такого гротескного концепта какой-либо потенциал?
45. "Союз"
Режиссёр: Джулиан Фарино ("Бруклин 9-9", "Человек из Флориды")
В этом году высокобюджетные стриминговые боевики продвинулись чуть дальше: премьеры таких проектов чередовали друг друга в высокоскоростной погоне, пока крупным актёрам первой величины платили гигантские суммы ради отыгрыша стандартных для жанра архетипов. В "Союзе" же дуэт главных героев отошёл Марку Уолбергу и Холли Берри: пожалуй, только с помощью их манерной харизмы картина и пытается нивелировать многие содержательные недостатки. К сожалению, такие проекты всё ещё набирают колоссальное количество просмотров, заставляя своих авторов вкладывать больше денег в конвейерное производство
44. "Братья"
Режиссёр: Макс Барбаков ("Зависнуть в Палм-Спрингс")
И вновь бессюжетное развлекательное кино, спасти которое изо всех пытаются лишь ведущие лица: на этот раз - неукротимый броманс нервных братьев, Питера Динклэйджа и Джоша Бролина. Впрочем, в отличие от многих других стриминговых проектов "Братья" берут тон более юмористический и абсурдный: здесь же карикатурность сменяется тотальным угнетением из-за монотонности истории, даже не пытающейся развеселить своего зрителя. Всё же у стримингов не получается делать не только высокобюджетные шпионские боевики, но и примитивные комедии прямиком из эпохи "нулевых"
43. "Воздушное ограбление"
Режиссёр: Ф. Гэри Грей ("Ограбление по-итальянски", "Законопослушный гражданин", "Форсаж 8", "Люди в чёрном: Интернэшнл")
Концепт фильмов-ограблений, кажется, уже давно изжил свою типичную формулу: так думают все, кроме дельцов из Netflix, выделивших на производство очередного безответственного боевика целую сотню миллионов баксов. Теперь в главных ролях целая вереница знакомых зрителю лиц: Кевин Харт, Сэм Уортингтон, Гугу Эмбата-Ро, Винсент Д`Онофрио, Джейкоб Баталон, Берн Горман и сам Жан Рено. Ситуация осталась неизменной: примитивная история, нивелировать недостатки которой пытается экшен-составляющая картины, так же пребывающая в будто бы анабиозном состоянии. Продюсеры стримингов явно не учатся на своих ошибках
42. "Миллениум"
Режиссёр: Кайл Муни (режиссёрский дебют)
Концепт молодёжного "Y2K" был чрезвычайно амбициозен: всего-то следовало объединить бунтарский стиль с многочисленными элементами американской эпохи "девяностых". Элементы остались не тронуты: второстепенную роль в картине играет сам Фред Дерст, а отсылки на поп-культуру и музыкальную индустрию в картине перебивают любые диалоги между героями. Однако про стиль "Миллениум" спешно забыл: это наспех смонтированный трэш, где того самого обещанного безумия нет и в помине, а действие ограничивается парочкой мелких локаций. Кажется, Кайл Муни лишь раскрыл продюсерам А24, что зумерский стиль не подпадает под стать духу миллениалов
41. "Дикий алмаз"
Режиссёр: Агат Редингер (режиссёрский дебют)
В этом году Каннский кинофестиваль изобиловал разнообразными откровениями, широкими манифестами и возвращениями крупнокалиберных режиссёров. Но среди общей программы затерялся единственный дебют - фильм французской уроженки Агат Редингер, рассказывающий о потерянной в собственных мыслях девятнадцатилетней девушке, издевающейся над внешностью ради заветной ребяческой мечты - стать популярной селебрити. Впрочем, сама Редингер настолько заигрывается в искусственную форму, что и её "Дикий алмаз" начинает казаться фальшивой и чересчур наглой эксплуатацией уже отработанных приёмов. Жаль, что свою карьеру юная постановщица начала со столь нелепой объективации
40. "Затерянные в Рио-Браво"
Режиссёр: Александр Невский (не нуждается в представлении)
Мы просто не могли обойтись без старины Невского: синонима слова "маскулинность" и бывшего российского актёра, покоряющего своим эпатажным стилем весь Голливуд. Невзирая на негативные выпады в сторону его работ и весьма ограниченный прокат, Саша продолжает гнуть заданную линию, реализуя свою главную мечту - делать кино, независимо от его качества. "Затерянные в Рио-Браво", прямой сиквел прошлогоднего "Нападения", лишь подтвердил в корне, что Невского не могут остановить никакие силы: ни отвратный сценарий, ни актёрские переигрывания, ни блеклый сеттинг. Чудо ли это? Пусть каждый решает для себя сам
39. "Веном: Последний танец"
Режиссёр: Келли Марсел (режиссёрский дебют)
На плечи дебютантке Келли Марсел упала "сложная" задача: завершить великую трилогию "Венома" на самой восклицательной и эпатажной ноте. Но "Последний танец" наспех забывает и про язвительный броманс главных героев, что становится здесь не преимуществом, а раздражающим недостатком, и про уморительное мета-повествование сиквела Энди Сёркиса, где абсурдная комедия стала главенствующим жанром. Последний "Веном" выглядит комбинацией сразу же всех стилей предшественников, кидается референсами в сторону культовых роад-муви, не забывает про танцы и дарит зрителю невнятную, скомканную концовку, на которой, кажется, киновселенная Sony окончательно попрощалась со своими зрителями. Будет ли кто-то скучать? Вопрос резонный
38. "Дева и дракон"
Режиссёр: Хуан Карлос Фреснадильо ("28 недель спустя")
Если у Netflix не очень хорошо получается в оригинальные боевики или абсурдные комедии, то с фэнтези-жанром дела обстоят ещё хуже. "Дева и дракон" перерабатывалась бесчисленное количество раз, меняла даты премьеры чаще, чем многоликие фильмы MCU, но умудрилась выйти в свет недоработанной и технически неотточенной. Хотя потенциал у ленты присутствовал в запасе: переиначивание старых диснеевских сказок на яркий феминистский лад, где с драконом сражается сама принцесса, а принц на белом коне оказывается не таким уж и лапочкой. К сожалению, все эти данные оказались лишь формальностью для завлечения масс к просмотру стерильного и безэмоционального блокбастера: уже стандартного для стриминговой практики
37. "Аргайл: Супершпион"
Режиссёр: Мэттью Вон ("Пипец", "Люди Икс: Первый класс", "Kingsman: Секретная служба", "Kingsman: Золотое кольцо", "King`s Man: Начало")
В последнее время даже почитателям творческого стиля Вона кажется, что их любимый постановщик свернул куда-то не туда: его последний "Аргайл" - наглая комбинация сразу всех этюдов шпионского жанра, объединяющаяся с карикатурным подтекстом и перегруженным сценарием, нашпигованным до дыр разнообразными вариациями одного и того же плот-твиста. Как бы "Аргайл" не хотелось хвалить за парочку достойных экшен-сцен, растянутая и убитая история картины не позволяет этому случиться. Кажется, Вону нужно в срочном порядке или сносить под корень прежние приоритеты, или концентрироваться на чём-то кардинально новом. Иначе повторный успех первого "Kingsman" режиссёру так и не улыбнётся
36. "Меган: К вашим услугам"
Режиссёр: С. К. Дэйл ("В западне")
В российском прокате "Меган" получила порцию популярности с помощью не своей истории, но внешней ситуации с переводом: прокатчики так хотели заманить зрителей в кинотеатры, что обозвали "Подчинение" именем актрисы Меган Фокс (не первый и далеко не последний случай для наших кинотеатров). Но и вне сторонних факторов монотонная картина С. К. Дэйла задыхается от жанровых штампов: воздух в неё не проникает даже с присутствием самой Фокс, чья роль здесь - буквально искусственная и роботизированная. Были ли у авторов какие-либо амбиции насчёт своего произведения? Скорее всего, нет
35. "Онегин"
Режиссёр: Сарик Андреасян ("Служебный роман. Наше время", "Что творят мужчины!", "Мафия: Игра на выживание", "Землетрясение", "Защитники", "Чикатило")
Адаптации отечественной классики - дело столь скрупулёзного характера, что к нему надо подходить с максимальной осторожностью. Гораздо более выдающимися получаются проекты, что подгоняют классический повествовательный слог под современный лад: от того кассовым хитом стали новые "Мастер и Маргарита", а недавнее "Преступление и наказание" хоть и обругали в широких кругах, но смотрели с особым упоением и интересом. Из всего этого списка выделяется один только "Евгений Онегин" Сарика Андреасяна: допотопная экранизация с телевизионными костюмами, посредственными актёрскими выступлениями (вдобавок - с тотальным кастинговым провалом) и растянутыми временными рамками. Тем и печальнее, что зрители, в своей массе, оценили нового "Онегина" по достоинству: этот знак указывает на то, что подобных адаптаций в сфере отечественного кинопрома с каждым днём будет становиться лишь больше
34. "Ворон"
Режиссёр: Руперт Сандерс ("Белоснежка и охотник", "Призрак в доспехах")
От современной экранизации комиксов Джеймса О`Барра требовалось немного: всего-то превратить нового "Ворона" в графический парад вседозволенности, укомплектовав в нём разнообразные вариации экшен-вкраплений. Но Руперт Сандерс решил немного иначе: его истолкование культовой бумажной истории - по большей степени, типичный любовный роман прямиком со сценарных страниц подростковой мелодрамы. Фактически, от самого "Ворона" в ленте одно лишь название: и общую ситуацию не может спасти даже брутальный экшен, которому в ленте выделяется от силы парочка мелких сценок. Обидно ли за потерянный потенциал? Наверное, нет: в атмосфере фильма ещё на стадии пре-продакшена витала негативная аура
33. "Мятежная Луна, часть 2: Дарующая шрамы"
Режиссёр: Зак Снайдер ("Рассвет мертвецов", "300 спартанцев", "Запрещённый приём", "Человек из стали", "Лига справедливости Зака Снайдера", "Армия мёртвых")
Если в прошлом году за потугами Снайдера построить новую франшизу было следить весело, то в этом - грустно: старина-визионер так старается воспроизвести лор новой вселенной на больших экранах, что теряет за этим желанием всю самобытность определённого фильма. Вторая "Мятежная Луна" лишь укрепила нежелание Снайдера, как творческой личности, развиваться, переступать через ошибки прошлого и идти навстречу будущему. На данный момент Netflix уже отменили все планы постановщика по развитию вселенной "Армии мёртвых": не удивимся, если та же политика затронет и его новую космическую оперу
32. "Винни-Пух: Кровь и мёд 2"
Режиссёр: Рис Фрейк-Уотерфилд ("Винни-Пух: Кровь и мёд")
Воспринимать хоррор-дилогию "Винни-Пуха" на серьёзных тонах - невозможная задача: если прошлогоднему первому фильму недоставало сдобренных слэшер-элементов, в связи с чем он поглядывал в сторону сырой дешевизны, то в сиквеле, где невооружённым глазом виден увеличенный бюджет, пострадала уже атмосфера. Сиквел "Крови и мёда" зачем-то стал нахмуренной историей и погрузил зрителя в лор (!) новой франшизы: с таинственными био-лабораториями, экспериментами по скрещиваниям и массой новых антропоморфных животных-маньяков. Но авторов не остановить в их начинаниях: впереди у нас не только полноценный триквел, но и многие сторонние проекты про других культовых сказочных героев, которые объединятся в едином кроссовере уже через год
31. "Всемирный потоп"
Режиссёр: Махалия Бало ("Реквием")
Не то фильм-катастрофа, не то социальная притча, не то глубокая антиутопия, осуждающая общественную дискриминацию и людскую ненависть: "Всемирный потоп" кажется комбинацией сразу из нескольких жанровых правил и оболочек. Но не раскрывается в фильме ни одна из заданных деталей: катастрофа происходит на фоне, за сторону антагонистов отвечают злодеи левого пошиба, а семейные мотивы сходятся к репетативным хождениям вокруг одной и той же локации. Кто знает, получила ли бы картина столь знаковый приём, если бы не премьера на прошлогоднем кинофестивале в Торонто
30. "Поле боя"
Режиссёр: Джанни Амелио ("Похититель детей", "Ключи от дома")
Лента из категории телевизионных итальянских фильмов за несколько тысяч евро, каким-то образом допущенная до премьеры на Венецианском кинофестивале. "Поле боя" разговаривает со зрителем сразу на несколько проблематичных тем: здесь вам и мотив о массовой истерии, вызванной военными действиями вне городских стен, и социальный раскол, и извечное противостояние патриотизма и морали. Но новая картина Амелио так и не отвечает публике на один конкретный вопрос: для чего всё это было? "Поле боя" хочется окрестить главным фестивальным провалом последних лет: но следуя тенденции по отбору проектов в основную программу Венеции, подобное заявление будет выглядеть весьма неловко
29. "Миссия: Красный"
Режиссёр: Джейк Кэздан ("Домашнее видео", "Джуманджи: Зов джунглей", "Джуманджи: Новый уровень")
И вновь постоянная категория, не меняющаяся из года в год: коммерческие высокобюджетные блокбастеры с рождественским колоритом, что лишь убивают в зрителе любое новогоднее настроение. "Красный" имеет за плечами все атрибуты типичных безжизненных доилок, созданных ради дополнительного кассового окна в прокате: здесь вам и отвратительный экшен-сегмент (при том ещё и достаточно малый), и нелепый тандем ведущих актёров (Дуэйну Джонсону и Крису Эвансу не слишком получается в драму), и посредственный визуал, преддверие Нового года из которого улетучивается с лёгкого дуновения. К слову, для самих Amazon "Красный" стал настолько дорогим проектом, что лента сразу же обошла стриминговый выход: а зря. Там бы новый фильм Кэздана чувствовал себя как дома
28. "Джекпот!"
Режиссёр: Пол Фиг ("Копы в юбках", "Шпион", женский ремейк "Охотников за привидениями", "Простая просьба", "Рождество на двоих")
Со стриминговыми безобразиями всё ещё не покончено: из всей вереницы высокобюджетных боевиков и комедий незамеченным остался "Джекпот!", вышедший прямиком на Amazon. Сумасбродное пиршество продюсерской безнаказанности, прикидывающееся техно-демонстрацией всех извечных приёмов подобного жанра, - как ещё одно ёмкое подтверждение тому факту, что подобные картины так и будут штамповаться одна за другой, пока в этом заинтересована сама публика. Зрительский спрос и рождает столь нелепую буффонаду, главные роли в которой будто бы назло исполняют актёры среднего пошиба - Джон Сина и Аквафина
27. "Проклятые воды"
Режиссёр: Брайс Макгуайр (режиссёрский дебют)
2024-й по праву можно назвать годом инноваций для хоррор-жанра: от того же весьма инородно в нём выглядят "Проклятые воды", созданные по канонам всех клише дешёвых фильмов ужасов категории "Б". Ужасают здесь не мистические образы или явления призраков из потустороннего мира, а визуальная составляющая, сценарная проработка и уже вечная примитивность экранных персонажей. "Проклятые воды" оказались настолько провальными, что в их сторону не кинули взгляд даже самые маститые поклонники жанра: для хоррора подобного рода - это уже скверный показатель
26. "Атлас"
Режиссёр: Брэд Пейтон ("Путешествие 2: Таинственный остров", "Разлом Сан-Андреас", "Рэмпейдж")
Впрочем, Netflix кормят не только высокобюджетные боевики с эшелонными звёздами первой величины в касте, но и блокбастеры более низшего калибра: как правило, эти картины стараются создать для стриминга новые франшизы, которые в дальнейшем будет развивать сторонними ответвлениями. Недавний "Атлас" - самая яркая же демонстрация острой потребности стримингов не только в квалифицированных сценаристах, но и в смене рабочей обстановки: иначе не получится объяснить, почему каждый нарративный аспект в "Атласе" настолько плох, примитивен и однообразен. И хоть общую лавочку после невразумительной премьеры картины Netflix прикрыли, свою порцию прибыли от колоссального количества просмотров они всё же получили
25. "Летучий корабль"
Режиссёр: Илья Учитель ("Стрельцов")
Новый тренд отечественных кинематографистов - переиначивание советских сказок, полнометражных или мультипликационных, на современный лад. Досталось уже практически всем, в том числе и фантасмагоричному "Летучему кораблю", на производство которого у нас выделили баснословные 700 миллионов рублей. Очевидно, что столь абстрактный и оторванный от данностей реального мира проект чересчур сложно воплотить в образе высокобюджетного фильма: и тут все опасения подтвердились. Новый "Летучий корабль" не только отбрасывает блеклую тень величия предшественника, но и изобилует самыми устаревшими и примитивными тропами сказочных историй. Пожалуй, главное недоразумение последних лет для всего жанра: по крайней мере, в России
24. "Брат 3"
Режиссёр: Валерий Переверзев (режиссёрский дебют)
Провокативные заявления режиссёра "третьей" части "Брата", Валерия Переверзева, изначально были движимы одной конкретной идеей: привлечь к просмотру картины как можно большее количество зрителей. Но идея эта провалилась с треском ещё на стадии анонса: картина - это спешный набор авторских формулировок насчёт апатичного состояния общества двадцать первого века, погрязшего в насилии, коррупции и отчуждении от родных людей. Вдобавок, не совсем ясна конечная цель столь пафосного выбора названия: ещё один элемент промо-кампании, с помощью которого Переверзев хотел сыграть на ностальгии почитателей Балабанова?
23. "Город страха"
Режиссёр: Джордан Скотт ("Трещины")
Многие дети маститых режиссёров хотят добиться похожего уровня славы, какая присутствует у карьеры их отцов. Такие дети наречены в народе "nepo babies", и, как правило, каждый из них выступает лишь блеклой копией величия того или иного постановщика. В 2024-м эту данность вновь доказала Джордан Скотт, дочь того самого Ридли Скотта, решившая отойти от выверенного стиля отца и снять историю под индивидуальной оптикой. Но "Город страха" так жестоко тормошит от переизбытка лобовых формулировок, что картина так и не рассказывает публике чего-то нового. На выходе остаётся лишь нелепый полуторачасовой триллер, зачем-то рассуждающий вслух на темы фанатизма и аутсайдинга
22. "Рейган"
Режиссёр: Шон Макнамара ("Русалка и дочь короля")
Политические агитации стали для сегодняшнего американского кинематографа чем-то вроде нормы: пока свою порцию славы в ограниченном прокате получал "Ученик", рассказавший финансовую историю о молодости Дональда Трампа, стороной всех обошла ещё одна художественная биография, на сей раз - про невзгоды на пути Рональда Рейгана. Одна часть аудитории сразу же заклеймила фильм из-за личной неприязни в сторону бывшего президента США, другая же отметила чрезвычайную унылость картины, её визуальные несовершенства и отвратительную сценарную последовательность. К какому лагерю примкнёте вы уже не столь важно: важно лишь то, что "Рейган" - самый скучный и дешёвый политический байопик за историю существования жанра
21. "Воображаемый друг"
Режиссёр: Джефф Уодлоу ("Пипец 2", "Правда или действие", "Остров фантазий")
Но не одними лишь "Проклятыми водами" хоррор-жанр 2024-го "сыт" по горло: за звание худшего фильма ужасов уходящего года явно может посоперничать другой лекальный проект, старающийся напугать зрителя теми атрибутами, что вышли из моды ещё лет тридцать тому назад. Одержимые плюшевые игрушки и паранормальные образы, что мерещатся маленьким детям в одиноком домике (естественно за дешёвую ренту, когда бывало иначе?), - столь древний троп для хорроров, что "Воображаемый друг" с ходу же превратился в представителя ужастиков низкосортного качества: в меру весёлого, но не менее монотонного
20. "Времени в обрез"
Режиссёр: Ханна Макферсон ("Воровки", "Школьные духи")
Неоновые блики, перемещения в прошлое, схватка с карикатурным маньяком в маске из низкосортных хоррор-фильмов, ориентационные проблемы главных героинь, банальный месседж в сторону молодого поколения: кажется, "молодёжные" триллеры про схватку подростков и убийц с вилами наперевес не меняются из года в год. Переменчивой становится лишь форма, содержание же с каждым новым разом ухудшает все немногочисленные смысловые показатели. Так и "Времени в обрез" не обходит все жанровые штампы подобных слэшеров: зритель попросту насытился зумерским колоритом ещё в прошлом десятилетии
19. "Платформа 2"
Режиссёр: Гальдер Гастелу-Уррутия ("Платформа")
Недоброжелатели первой "Платформы" не понимали, за что авторы растянули концепт маленькой короткометражки до формата полнометражного фильма: однако зловещая атмосфера ленты и её ёмкое социальное высказывание сумели оставить эти недовольства вне стен повествования. Вторая же "Платформа" проделывает всё то же самое, только в два раза больше: больше крови, больше насилия, больше экранных героев, больше авторской критики мировых социально-экономических систем. Но за призмой фарса теряется та нить самобытности, что до последнего удерживала первую часть на плаву: хаотичный монтаж сиквела отпугнул от просмотра очень многих зрителей, а история попросту регрессировала до состояния "бэшного" триллера. Столь же интересно, одобрят ли продюсеры Netflix полноценный триквел после такого невразумительного принятия продолжения
18. "Незнакомцы: Начало"
Режиссёр: Ренни Харлин ("Охотники за разумом", "Тайна перевала Дятлова", "Геракл: Начало легенды", "Каменщик")
Сегодня хоррор-мейкеры постепенно отказываются от типичной формулы ремейков: в перезапусках или пересказах на современный лад новые картины берут у первоисточника лишь фабулу, создавая по пути нечто новое и уникальное. Присутствовала ли у западных кинематографистов надобность в повторе провальных "Незнакомцев"? Ремейк (который вроде как и продолжение) берёт все вводные предшественников, в очередной раз нагло копирует "Жестокие игры" Ханеке и оставляет после себя длинное троеточие: по планам авторов впереди нас поджидает ещё две части. Видимо, в двадцать первом веке столь избитые истории про схватку маньяков и людей всё ещё пользуются мало-мальским спросом
17. "Комната на первом этаже"
Режиссёры: Макс Эггерс (режиссёрский дебют), Сэм Эггерс (режиссёрский дебют)
Пока мировой прокат прямо сейчас штурмует Роберт Эггерс со своей готической вариацией экспрессионистского "Носферату", осенью в кино попробовались его младшие братья, Макс и Сэм: но их режиссёрскому дебюту не улыбнулась удача уже на стадии основного продакшена. "Комната на первом этаже" стала лишь пародийной комедией и уколом в сторону самых избитых и примитивных хорроров двадцатого века: вкрапления мистики заменились туалетным юмором, а конфликт поколений - гротескной схваткой свекрови и невестки. Интересно, вернутся ли к этому ремеслу младшие Эггерсы после столь дешёвой подделки: как и интересно, какие эмоции испытывал Роберт при просмотре столь карикатурной комедии, прикидывающейся триллером
16. "Девушка Миллера"
Режиссёр: Джейд Бартлетт (режиссёрский дебют)
Сразу же после успеха "Уэнсдей" Дженна Ортега решила раскрепоститься до такой степени, что согласилась на участие в провокационной эротической драме про нестандартные отношения учителя и ученицы. Но от эротики, как и от телесной экспрессии, в "Девушке Миллера" одно лишь название: по большей степени, вся картина является курсом психотерапии для постановщицы, блекло стилизованной под стать провокации. Привлечь к просмотру столь невразумительной ерунды не может ничто: ни Ортега и Мартин Фриман в касте, ни редкая для сегодняшнего жанра проблематика взаимоотношений преподавателя и студента
15. "Экзорцизм"
Режиссёр: Джошуа Джон Миллер (режиссёрский дебют)
Биоэкзорцизм - уже редкая фабула для хорроров нового поколения, изжившая себя ещё на стадии разработки сиквела "Изгоняющего дьявола". От того же вкрапления элементов этой законсервированной истории превратили недавний "Экзорцизм" в очень блеклое, нудное и попросту неудачное подобие хорроров пятидесятилетней давности. "Экзорцизм" не может спасти буквально ничто: ни харизма Рассела Кроу, ни интересные режиссёрские решения, ни извечные паранормальные образы, что стараются напугать зрителя не действиями, но внешним видом. Придёт ли этому поджанру окончательный конец в обозримом будущем? Узнаем ещё не скоро
14. "Беляковы в отпуске"
Режиссёр: Александр Назаров (режиссёрский дебют)
Полнометражное продолжение отдельной новеллы из уже культового для отечественной телевизионной индустрии "Наша Russia" рассказывает о семье Беляковых, что прибывает на долгожданный летний отдых в Турцию. А там как оно и бывает: иллюзорная элитность, мнимая роскошь, соотношение деревенской и городской диаспор и разница менталитетов. Только "Беляковы в отпуске" намеренно обходят стороной все эти темы, оставляя от содержания лишь наспех смонтированную комедию неловких ситуаций: до боли примитивную, шовинистскую и постыдную. Ситуация осталась неизменной: хотя ждал ли кто-либо иного результата?
13. "Лгунья"
Режиссёр: Юлия Трофимова ("Я любила мужа")
Отечественные кинематографисты могут отчаянно доказывать индустрии, что путь российского кинематографа отличается от западного: но показатели авторских проектов, вроде той же "Лгуньи", говорят об обратном. Это очень наглая и крайне дешёвая эксплуатация господства младшего поколения над старшим: обман, порождаемый отвратительной главной героиней, приводит к посторонним жертвам и общественной дискриминации. И все эти лекальные элементы преподносятся авторами, как верные духу времени социальные погрешности: пожалуй, "Лгунья" - тот прецедентный пример, когда предвзятость в сторону содержания может считаться правильной и обоснованной
12. "Спасти Бикини-Боттом: Фильм Сэнди Чинкс"
Режиссёр: Лиза Джонсон ("Барри", "Чем мы заняты в тени", "Одни из нас", "Франшиза")
Несмотря на плавный переход русла франшизы на стриминговые задворки, мультипликационная серия про похождения Губки Боба продолжает своё беспечное существование. На данный момент проработкой этой линейки занимаются дельцы из Netflix, дающие экранную минуту славы второстепенным персонажам оригинального сериала: например, в этом году вышел "сольник" про говорящую белку Сэнди Чинкс, которая спасает городок Бикини-Боттом от уничтожения корыстными бизнесменами из Техаса. Пожалуй, более спешного, ленивого и дешёвого проекта в этой франшизе надо поискать: к слову, уже в 2025-м выйдет и "сольник" про главного злодея всей серии, неукротимого Планктона
11. "Герцогиня"
Режиссёр: Нил Маршалл ("Игра престолов", "Ганнибал", "Чёрные паруса", "Мир Дикого Запада", "Хеллбой" 2019-го года)
Если сторонние стриминговые боевики за сотню миллионов баксов могли справиться с возложенными на свои хрупкие плечи обязанностями хотя бы за счёт тандема ведущих актёров, то "Герцогиня" печально известного Нила Маршалла не может нивелировать очень скудное и дешёвое содержание даже выступлением Шарлотты Кирк. Ещё никогда за двадцать первый век феминистское кино не отпугивало от просмотра представительниц этого самого феминизма: здесь сказалась и скудная режиссёрская работа, и отвратительная постановка экшен-сегмента, последнего звена, что могло спасти "Герцогиню" от тотального провала
10. "Крэйвен-охотник"
Режиссёр: Джей Си Чендор ("Предел риска", "Тройная граница")
Киновселенная Sony закрывается на самой безэмоциональной и нейтральной ноте: пережившего волну производственных переработок "Крэйвена" изначально не ждало ничего хорошего в прокате. Компиляция всех устаревших шаблонов из супергеройских блокбастеров двадцатилетней давности (в чью сторону себя относят чуть ли не все представители франшизы о культовых злодеях Человека-паука) вкупе с режиссёрской незаинтересованностью и монотонным содержанием, что растягивает себя за счёт тривиальных диалогов младшеклассников, - как самое яркое олицетворение внутреннего безумия, захватившего разум руководителей Sony. Скучать точно не будем
9. "Эммануэль"
Режиссёр: Одри Диван ("Событие")
Современный ремейк первого полнометражного эротического фильма, пущенного в широкий кинотеатральный прокат, - одно из главных разочарований года не только для поклонников ленты с Сильвией Кристель, но и для почитателей качественного арт-контента. Эротические сцены в новой "Эммануэль" до боли поверхностны и не интересны, развитие экранной героини по шаблону копирует сценарный путь оригинальной нимфоманки, зато неоновых бликов и свето-игр в ремейке хоть отбавляй. Пожалуй, Одри Диван сняла самый ненужный ремейк современности, вычленяющий из своего повествования всю смысловую фактуру оригинала
8. "Бордерлендс"
Режиссёр: Элай Рот ("Грайндхаус", "Кто там", "Жажда смерти", прошлогодний ремейк "Дня благодарения")
Многострадальная адаптация космических шутеров "Borderlands" вышла в мировой прокат лишь летом этого года: изначально же премьера должна была состояться ещё в 2022-м, но спешные переработки и досъёмки готового материала уничтожили цельную самобытность этого проекта. "Бордерлендс" не могло спасти уже ничего: даже масса знакомых зрителю лиц, как новых, так и старых, в актёрском составе. Именно за "Бордерлендс" закрепилось звание самого попсовой, нудной и дешёвой игровой адаптации в современной индустрии кино за долгие годы: подвинуться смогла даже последняя вариация "Resident Evil"
7. "Чистильщик бассейнов"
Режиссёр: Крис Пайн (режиссёрский дебют)
Дебют актёра Криса Пайна в качестве полноценного постановщика встречался громкими овациями: режиссёр зашёл в степь мета-высмеиваний порочной голливудской системы прошлого поколения, вдобавок прикрутив к абсурду вереницу детективных малозначимых линий. Но "Чистильщик" так и остаётся глубоко маленьким, слишком быстрым, сумбурным и не ровным проектом: комедией, где развеселить могут разве что редкие вкрапления постановочных приёмов современности, которые Пайн нагло подсмотрел у своих коллег по кино-цеху. Реанимация Криса, как актёра и уж тем более как постановщика, обернулась не слишком успешной, если даже не более: капитальным фиаско
6. "Уродина"
Режиссёр: МакДжи ("Терминатор: Да придёт спаситель", "3 дня на убийство", "Семейный обмен")
Подростковые антиутопии про схватку максималистских тинейджеров и деспотичных блюстителей тоталитарных законов футуристического мира - концепт уже заезженный до дыр "Голодными играми", "Дивергентами" и "Лабиринтами". Сегодняшний зритель нуждается в антиутопиях иного характера: более провокативных, дерзких и решительных. От того и не удивительно, что "Уродина" выглядит на индустрии этого года зловонным тёмным пятном: МакДжи использовал в ленте даже те жанровые атрибуты, что перестали использовать кинематографисты прошлого поколения. Хотя ожидал ли кто какого-либо успеха от адаптации столь вычурного, пафосного и уштампованного в слюни литературного первоисточника?
5. "Мадам Паутина"
Режиссёр: С. Дж. Кларксон ("Мост", "Банши", "Джессика Джонс", "Наследники")
Киновселенная Sony пробила в этом году очередную логическую брешь: там, где другая студия уже давно бы выучилась на ошибках прошлого и более не допускала такие тотальные промахи, японские кинематографисты решили немного иначе. Их "Мадам Паутина" - это целиковый апогей сценарной безответственности, пагубности студийных вмешательств в структурированное производство и некомпетентности крупностудийных художников. На этот раз кинокомикс от Sony проигнорировали абсолютно все: и простые обыватели, и оголтелые гики, разочарованные столь неуважительным подходом авторов по отношению к громоздкому бумажному первоисточнику
4. "Последний день Земли"
Режиссёр: Фредерик Жарден ("Налёт", "Бессонная ночь")
Дешёвые европейские катастрофы всегда присутствовали в жанровом кинематографе последних лет. Но в связи с катастрофическими студийными провалами эти ленты стали выбираться на свет чуть ближе к массовому зрителю: некоторые даже возлагали на "Последний день Земли" титанические надежды по воскрешению угасающего жанра. Но и здесь абсурд затмил любые ноты рациональности: главные герои нынче сражаются не только с природными катаклизмами, но и с морскими чудовищами, что обитают на дне высохшего океана. Пожалуй, именно за "Последним днём Земли" стоит закрепить звание "трэша года"
3. "Братья"
Режиссёр: Марк Горобец ("Жёлтый глаз тигра", "Блиндаж", "Тур с Иванушками")
Настоящий hidden gem под конец этого года оставили зрителям отечественные кинематографисты прямиком с телеканала ТНТ: их "Братья" - наспех смонтированная адвенчура про похождения неугомонных родственников в тропических джунглях и широких краснодарских карьерах. Отталкивающий подобно барьеру броманс Филиппа Киркорова и Дениса Дорохова в наших "Братьях" - не причина, а следствие столь отвратительной работы со сценарием и убогого юмористического пласта, который затмевает собой любые морально-нравственные ценности. Столь же интересно, как фильм покажет себя уже в новогоднем прокате: и интересны ли нашему зрителю столь безвкусные и дешёвые подделки, отсылающиеся на представителей современной поп-культуры дурными тонами
2. "Мегамозг против Синдиката рока"
Режиссёр: Эрик Фогель (режиссёрский дебют)
После созерцания (скорее, анти-созерцания) телевизионного сиквела "Мегамозга" хочется спросить у его авторов лишь одно: что это было? Анимационное подразделение DreamWorks отчаянно пытается вернуться на кон, зацепиться за успехи предшественников и проложить каменную дорожку новым свершениям. И насколько же инородно посреди этой мечты выглядит стриминговое продолжение одного из самых знаменательных хитов студии, что провёл деконструкцию заметно стагнировавшего жанра супергероики ещё задолго до набора массы у киновселенной Marvel. Дёшево, вырвиглазно, ни капли не смешно и очень комично: но не от юмористического сегмента сиквела, а от его сценарной непрофессиональности. Давайте просто сделаем вид, что этот проект никогда не видел света?
1. "Шпион на всю голову"
Режиссёр: Майкл Заико Холл (режиссёрский дебют)
Во всей общей ситуации со "Шпионом" жалко одного только Кевина Спейси: после юридических и судебных разборок культовый для целого поколения актёр вернулся с маленькой ролью в низкосортный боевик, даже не категории "Б", а ступенью "повыше" - категории "С". От боевика же в "Шпионе на всю голову" одно только название: это крайне буффонадное и печальное зрелище, что может развеселить своего зрителя разве что режиссёрской некомпетентностью и очень смешными актёрскими работами. Лента будто бы пришла в кинотеатральный прокат даже не со стриминговых, а с телевизионных задворок тридцатилетней давности: прецедент ли это? Вовсе нет: про существование "Шпиона" позабыли все сразу же после его анонса