Найти в Дзене
KinoGeek

Итоги года: 20 лучших экшен-сцен в фильмах 2024-го

Оглавление

Этот год точно запомнится фанатам развлекательного кино: экшен-сегмент в оголтелых боевиках, уморительных мета-комедиях и даже анимационных проектах достиг совершенно новой формы. Теперь первостепенная задача каждого режиссёра - прощупать зрительскую почву, чтобы удивить публику самыми неординарными и новаторскими техническими приёмами. Такими фильмы (и сериалы) 2024-го изобиловали: в их числе и локальные драки с применением подручных средств, однокадровые пролёты, масштабные битвы с сотнями статистов, гиперреалистичные погони и прорывы. А в сегодняшней статье обсудим двадцать самых ярких, стильных, динамичных (иногда медитативных) и попросту захватывающих экшен-сцен из фильмов уходящего года. Приятного прочтения!

1. Драка на коньках - "Аргайл"

-2

Некоторым зрителям всё ещё кажется, будто первый "Kingsman" или "Пипец" был для Мэттью Вона чистой случайностью: никакими гипотезами невозможно объяснить столь резкий спад амбиций режиссёра. Однако Вон, несмотря на всю свою сценарную непрофессиональность, по-прежнему умеет ставить хороший экшен, и недавний "Аргайл" тому - самое ёмкое подтверждение. Стоит вспомнить лишь гротескную и безумную сцену на коньках внутри кульминации, где неукротимая героиня Брайс Даллас Ховард и её бойфренд нокаутировали всех "шестёрок" антагониста. Во многом - повторение схожего безумия из "Секретной службы", но по-прежнему очень ярко, взрывоопасно и динамично

2. Гладиаторская арена - "Дюна: Часть вторая"

-3

Родная планета деспотичных Харконненов, Гьеди Прайм, была представлена уже во второй "Дюне": монохромная палитра, отталкивающаяся от чёрно-белого солнца, что освещает бруталистскую архитектуру и сглаженные рельефы зданий зловещего Дома. Именно здесь на гладиаторской арене выступает племянник барона Владимира, Фейд-Раута: под эпический аккомпанемент Ханса Циммера второстепенный злодей Остина Батлера выходит на гигантское поле, где с минуты на минуту произойдёт сражение с немногими выжившими солдатами падшего Дома Атрейдесов. Не восхититься этим отрывком - поистине невозможная задача

3. Битва за Арракис - "Дюна: Часть вторая"

-4

Пол испивает Воды Жизни и становится истинным Лисан аль-Гаибом: мужчиной, что явился из космических недр ради спасения коренных племён Арракиса от жестокой тирании Харконненов. Вместе с фрименами и гигантскими червями младший Атрейдес атакует центральную область Арракина, столицы планеты, где и осел барон Владимир с его подданными. И пусть выделяется этому сегменту не так много экранного времени, вся кульминация второй "Дюны" - это, пожалуй, самая грандиозная и монументальная работа Дени Вильнёва, всеобъемлющий масштаб которой ощущается в каждой сцене

4. Драка между Далтоном и Ноксом - "Дом у дороги"

-5

Стриминговый ремейк культового "Дома у дороги" можно ругать за многие вещи, но лента справляется с обязательной ношей современного боевика: достойным исполнением экшен-сегмента. Для съёмок рукопашных схваток между противниками был выработан полноценно новый операторский приём: для каждого удара (!) снималось несколько дублей, которые сводили непосредственно VFX-постановщики уже на стадии пост-продакшена. Это совершенно новаторский подход к постановке драк в боевиках: и от того финальная схватка между героями Джейка Джилленхола и Коннора МакГрегора в утреннем баре пусть и выглядит гипертрофированно, но от того не теряет свою тестостероновую брутальность

5. Драка в ночном клубе - "Манкимэн"

-6

Ключевое отличие режиссёрского дебюта Дева Пателя от квадрологии "Джона Уика", с которым "Манкимэна" не сравнивал разве что ленивый, - это неистовая ярость протагониста, что вымещается на его противниках. Экранный образ Пателя - это агрессивный зверь, что вступает с противниками исключительно в рукопашные схватки. Полностью прочувствовать эту ярость можно уже в третьем акте, что разворачивается на территории индийского ночного клуба: следуя из внутренней кухни и многоуровневого лифта, Манкимэн сталкивается с объектом своего возмездия в VIP-зале, уровни технических приёмов в котором вскруживают голову с первой же сцены

6. Прорыв к Белому дому - "Падение империи"

-7

В тот момент, когда компания наших бравых репортёров подъезжает к границам Вашингтона, фильм Алекса Гарленда видоизменяется из анти-созерцательного роад-муви про послевоенные ужасы в хаотичное минное поле, с области которого разносятся взрывы и звуки от пуль. Резко и бескомпромиссно "Гражданская война" подводит зрителей к динамичной и сокрушительной кульминации, что сталкивает несколько лагерей американских граждан возле подножья Белого дома. Никаких строчек диалогов или отвлечений на посторонние линии: лишь волна динамики, что не спадает вплоть до устранения президента США и появления финальных титров

7. Матч-пойнт - "Претенденты"

-8

Арт и Патрик сходятся в теннисном поединке непосредственно в настоящем времени: наблюдает за мужем и бывшим парнем со зрительского места сама Таша, за сердце которой и сражаются разлученные товарищи. И в тот момент, когда оба героя осознают весь абсурд поставленной ситуации, начинается матч-пойнт: Арт и Патрик перебрасывают теннисный мяч с таким возбуждением и телесной экспрессией, что прочувствовать эмоции и напряжение персонажей могут и зрители. Роковая кульминация пожалуй самого смелого и динамичного фильма во всей карьере итальянца Гуаданьино

8. Схватка на съёмках - "Каскадёры"

-9

Своим "Быстрее пули" Дэвид Литч окончательно поставил себя рядом с самыми перспективными и амбициозными постановщиками экшен-фильмов двадцать первого века. Последний проект режиссёра, "Каскадёры", подтвердил этот факт, пускай и не так триумфально, как то было в 2022-м году. Действия кульминации картины происходят на съёмках сай-фай фильма Джоди, где эгоистичная продюсерша натравляет на Коула и его подручных своих мнимых "шестёрок". Волна мета-юмора и отсылок к самым культовым американским кинокартинам здесь - не преимущество, а характерное дополнение к той волне экшена, которую на голову зрителю сваливает Литч

9. Встреча на Свинцовой ферме - "Фуриоса: Хроники Безумного Макса"

-10

Когда Фуриоса и преторианец Джек приезжают на Свинцовую ферму для восполнения боеприпасов Несмертного Джо, парочку встречает армия неукротимого Дементуса. Тогда же Свинцовая ферма превращается в гигантскую локацию для отработок всех экшен-приёмов Джорджа Миллера: здесь вам и погони на байках, и разрушения строительных конструкций, и падения балок, и огнемётчик, и бурлящая лава, и монструозных размеров грузовик. Пожалуй, самый детальная и проработанная экшен-секвенция в ленте, которая полноценно вывела фабулу "Дороги ярости" в новое русло

10. Сцена от первого лица - "Плохие парни до конца"

-11

Операторская работа Робрехта Хейверта в четвёртых "Плохих парнях" - неограненный алмаз, который вывел экшен-сегмент фильма на совершенно новый уровень (такой не снился даже дилогии Майкла Бэя). Например, непосредственно в кульминации Майк Лоури и Маркус Бёрнетт вступают в схватку против солдат наркобарона, а камера переключает ракурс на первое лицо: мы видим всю экшен-сцену непосредственно глазами главных героев. Столь дерзкую "шутерную" работу в таких жанровых боевиках не применял ещё никто: а вкупе с наглой работой камеры весь экшен новых "Плохих парней" может поставить себя на один ряд с самыми выдающимися представителями жанра

11. Нападение на толпу - "Тихое место: День первый"

-12

Приквел дилогии "Тихого места" копнул в подробности трагической катастрофы, произошедшей в Нью-Йорке (быть может и на всём земном шаре) сразу же после прибытия слепых, но точных на слух пришельцев, жаждущих человеческой крови. Толпы людей неспешно продвигаются к городскому порту, когда безжалостные инопланетяне срываются со зданий и нападают на них: за кадром раздаются крики и мольбы о помощи, взрываются автомобили, в воздухе витает смог из пыли и людского праха. Здесь постановщикам удалось добиться главного: вызвать у зрителя чувство страха и панического дискомфорта

12. Гигантский торнадо - "Смерч 2"

-13

Пока дуэт метеоролога Кейт и блогера Тайлера занимается поимкой одного торнадо, на маленький городок Нью-Джерси надвигается другое, более гигантское. Вихри сносят всё живое на улицах города, машины и уличные фонари отрываются от земли и взлетают в воздух, а дома рушатся подобно карточным домикам. Ли Айзеку Чуну удалось перенести на экран весь масштаб бедственных разрушений, которые на себе ощущают жители южных штатов Америки: и пускай вторжение одного из смерчей в размеренную жизнь людей оказалось слегка гиперболизированным и нереалистичным, роковое отчаяние невинных жизней авторы смогли передать максимально точно и уверенно

13. Открывающая сцена - "Дэдпул и Росомаха"

-14

С ходу же Шон Леви и Райан Рейнольдс окунают фанатов MCU в драйвовое безумие: в заснеженном лесу, где в паре метров похоронен каноничный Логан, Уэйд Уилсон сталкивается с агентами TVA, пришедшими по его душу. Адреналиновый бой-бэнд *NSYNC, исполняющий на фоне аккомпанемент своего международного хита "Bye Bye Bye" как влитой встал к ультра-кровавой и хаотичной экшен-сцене, где Дэдпул ловко расправляется с противниками из организации управления временными таймлайнами. Пожалуй, более лучшего начала, что задаёт тон и настроение всему фильму, не смог бы придумать ни Дэвид Литч, ни сам Райан Рейнольдс без помощи постановщика

14. Однокадровая сцена - "Дэдпул и Росомаха"

-15

Подобно "коридорной" сцене из культового "Олдбоя" Пака Чхан-ука, Уэйд и Логан вступают в схватку с сотней вариантов Дэдпулов: от Малыша, Ковбоя и Зомби, до Девушки и Самурая. Непрерывно движущаяся камера запечатлевает каждое движение нашего дуэта, пока в кадре мелькают самые разнообразные вариации красноголового наёмника. В прошлом году казалось, что после Джеймса Ганна и его третьих "Стражей Галактики" однокадровые сцены станут для киновселенной Marvel чем-то вроде диковинки, однако третий "Дэдпул" смог доказать обратное: постановщики готовы экспериментировать и стараться, когда этого от них требуют фанаты

15. Схватка с гибридом - "Чужой: Ромул"

-16

Казалось бы, выжившие герои спасены: капсулы гибернации уже готовы к своей работе, а Рэйн и Энди окончательно примирились. Но в самый роковой момент к родам готовится Кей: только вместо человека свет видит отвратительный гибрид ксеноморфа и инженера, знакомого вам по событиям "Прометея". Монстр вырастает в полноценного хищника за считанные минуты и вступает с Рэйн в напряжённую схватку: дух саспенса в этой сцене нельзя передать ни одним словом

16. Сцена в опере - "Ворон"

-17

Пускай современная адаптация комиксов Джеймса О`Барра и ушла в сторону психопатичной подростковой лав-стори, новый "Ворон" не стал полноценно отказываться от динамичного экшена. Чего только стоит одна сцена в опере, где жестокость и брутальность героя Билла Скарсгарда покидает все мыслимые границы: его Эрик расчленяет своих противников с такой неистовой яростью, что позавидовать персонажу в этот момент может даже Дев Патель со своим "Манкимэном". Пожалуй, опера в "Вороне" - та секвенция, что не позволяет всей карточной колоде фильма развалиться с лёгкого дуновения

17. Кровавая баня - "Субстанция"

-18

Роскошно и незаметно фестивальное откровение Корали Фаржи превращается из экзистенциальной притчи про высмеивание телесных комплексов в самый настоящий боди-хоррор по всем канонам жанра: обезображенные до неузнаваемости человеческие тела и лица, лишние конечности, гигантские формы и вереница сцен с расчленёнкой. Апогеем всего ужаса же стала прямая кульминация фильма, где обезумевшая Элизабет выходит на большую сцену и заливает весь зал поклонников литрами крови. В ступоре в этот момент сидел не только продюсер Денниса Куэйда, но и каждый зритель

-19

18. Севика против Смича - "Аркейн" (2 сезон)

-20

Эта статья просто не могла обойтись без второго сезона "Аркейна": мастерского переплетения сразу нескольких стилей рисовки, уделывающих большинство представленных в рейтинге кинокартин. Чего только стоит мастерски нарисованная битва Севики, бывшей правой руки почившего Силко, и обезумевшего Смича в переулке Зауна: бунтарский дух постановщиков из Riot чувствуется в каждом волнительном отрезке, как и их дерзость, воплощающаяся на экранах сотнями ярких цветовых комбинаций

19. Встреча Вай и Джинкс - "Аркейн" (2 сезон)

-21

После рокового выстрела Джинкс по зданию Совета Пилтовера девушка и её старшая сестра оказались разлучены на неопределённое время. Встречаются они, уже потрёпанными, в третьем эпизоде продолжения: отчаянная решимость обеих прикончить оппонента в решающей схватке делает эту сцену столь напряжённой и драматургически сильной, что очередная драка между Вай и Джинкс превращается чуть ли не в лучшую экшен-сцену всего сериала. И весь накал страстей - под завывающий аккомпанемент Woodkid, чья композиция идеально вписывается в повествование эпизода

20. Битва за Пилтовер - "Аркейн" (2 сезон)

-22

Весь финальный эпизод "Аркейна" - это одна большая битва за Пилтовер, в которой трудно выделить определённую сцену. Можно варьировать многие: от вторжения армии Амбессы и локальной схватки между Джейсом и Виктором, до дуэли Медарды с Кейтлин, появления в воздухе Джинкс и героического появления Экко, что спасает всех людей города от порабощения с помощью телепортации в прошлое. Воистину громоздкий прецедент не только для анимации, но и для всего кинематографа в целом: "Аркейн" вновь показал, что мультфильмы - это самый высший и сложнейший вид искусства, к которому можно подойти с особой щепетильностью

Остальные итоги года: