Найти в Дзене
druzhinin audio

Кто слушает аудиокассеты в 21 веке? Попытка типологии

Оглавление

№32/2024. Пять типов пользователей, которые в век цифровых технологий остаются верны аудионосителю из 1960-х. Что ими движет?

Всем привет!

Часто в комментариях к обзорам аудиокассет в нашем комьюнити druzhinin audio встречаются вопросы о том, кто же является пользователем этого, казалось бы, архаичного для 2024 года аудионосителя (62-й год пошёл, однако!). Не реже можно встретить удивления и тому, что немалое количество людей продолжает приобретать кассеты — предзаписанные или для самостоятельной записи, и что кто-то продолжает пользоваться услугами домашних «студий звукозаписи».

На самом деле, этих вопросов мы неоднократно касались, ведь тема магнитной звукозаписи — одна из стержневых для этого блога. Но какого-то одного обобщающего материала на этот счёт ещё не было.

Сегодня восполним этот пробел: выделим главные мотиваторы, на основании которых определим пять типов пользователей. Все выводы, конечно, субъективны и не претендуют на истину в какой-либо инстанции!

(c) druzhinin audio
(c) druzhinin audio

Но для начала давайте ответим на вопрос, является ли аудиокассета источником качественного аудио?

Да, является. Но дьявол, как водится, в деталях.

Наверняка вы слышали популярных тезис о том, что даже mp3 с низким битрейтом будет звучать лучше кассеты. Причины появления этого стереотипа понятны: в те далекие годы, когда кассеты были самым массовым носителем, редко кому удавалось раскрыть весь потенциал формата.

В основном же в домах стояли бюджетные музыкальные центры или магнитолы. Пиратские кассеты тиражировались на советских деках типа «Маяк» (сигнал выше 18 кГц они прописывать не могли чисто физически, да и эта паспортная характеристика теперь вызывает сомнение), а лицензионные — отписывались на дубликаторах в режиме hi-speed (обе стороны в один прогон — там верхняя планка ограничивалась уже 15 кГц, а знающие люди говорили, что после пары десятков тысяч кассет она опускалась уже до 10-12 кГц). Да и вряд ли всё это хозяйство обслуживалось должным образом — часто в продаже встречался откровенный брак.

Большой удачей было сделать запись с компакт-диска или виниловой пластинки. В остальных же случаях в домашних условиях приходилось довольствоваться копированием с пираток или даже с копии копии. Отдельная история — само качество ленты. Хорошо помню муки выбора: взять один фирменный «хром» или (за те же деньги!) четыре отечественные ECP...

Всё это в совокупности, конечно, никак не способствовало становлению репутации аудиокассеты как источника качественного аудио. «Гремит, скрипит, шипит, вопит», — пел Илья Лагутенко в песне «Кассетный мальчик». Именно такой кассета и вошла в сознание широких масс.

Самоцитирование — по этому выпуску:

3. Зачем магнитофон в 2022 году? Nakamichi ZX-7: запись и воспроизведение. Какой тип ленты «лучше»
druzhinin audio18 марта 2022

Итак, почему же аудиокассеты не потеряли актуальность и в наши дни?

Ностальгия

Здесь, как мне кажется, ничего дополнительно объяснять не нужно. Особенно тем, чьи первые фонотеки в 1970-90-е гг. были именно кассетными. Все мы рано или поздно возвращаемся к истокам. И не потому, что «раньше было лучше», а для того, чтобы вспомнить, с чего всё начиналось.

Качество записи, кстати, для типа слушателей, мотивированного ностальгией, зачастую вообще не играет никакой роли. Напротив — аутентичные фонограммы того времени, изобилующие артефактами и искажениями, позволяют наиболее точно прочувствовать дыхание времени.

Отмотать время лет на 30-ть назад можно и с помощью нашего комьюнити. Рекомендую к прочтению и прослушиванию эти три обзора: «Как мы записывали аудиокассеты в 1990-е», «Пять кассет из частной фонотеки. Записи 1990-х», «Кассеты из студий звукозаписи и ларьков. Интересные находки».

Мода

Давно прошли те времена, когда основной костяк заказчиков звукозаписывающей мануфактуры druzhinin audio составляли юноши 40-50+, желавшие записать Deep Purple с винилового первопресса или Pink Floyd с копии мастертейпа. Теперь ленты крутят 20-летние, их жанровые предпочтения куда шире — от русскоязычного рэпа до Deep House, а в качестве источников — вместо благородных носителей — всё чаще прилетают ссылки на «Яндекс Музыку».

Молодые люди говорят о том, что «файлы не потрогаешь и на полку не поставишь» и что «крутящиеся бобинки создают дополнительную магию при прослушивании». Понятно, что винил может дать ещё больше тактильных и визуальных ощущений, но ценник от 3.500 ₽ за пластинку становится серьезным заградительным фактором для этой возрастной группы. Записанная на заказ кассета — значительно доступнее, причём при фактическом сохранении качества исходника. Плюс многие из этих ребят приходят уже перебрав по десятку фирменных и лицензионных предзаписанных лент и разочаровавшись в полученном результате (масс-маркет есть масс-маркет, он не предлагает ультимативный уровень качества — такой, чтобы без компромиссов и экономии на компонентах аудио-тракта).

Приходят ребята и с авторским материалом. Например, этим летом был заказ на небольшой тираж экспериментального проекта в духе раннего Burzum. А однажды я выставил на торги несколько повторных экземпляров из моей коллекции Nirvana, причём далеко не дешёвых. За выигранным лотом приехала барышня лет 17-ти. «А вашему-то поколению зачем это всё?» — не удержался я от вопроса. И в ответ услышал, что папа подарил девочке кассетный плеер и теперь она собирает коллекцию записей любимых исполнителей, да и вообще — половина её класса «давно сидит на кассетах».

Самоцитирование — по этому выпуску:

Проследим истоки этого «тренда». Ещё пять-семь лет назад крупнейшие западные мейджоры взялись за «воскрешение» формата. Отправной точкой, как считается, стал фильм «Стражи Галактики», главный герой которого слушал микстейп (=самодельный сборник) «Awesome Mix» на кассетном плеере Sony Walkman TPS-L2.

По итогам 2017 г. только в США было продано более 170 тыс. новых предзаписанных аудиокассет (+35% к предыдущему году), из них 39 тыс. (!) пришлось на саундтрек к «Стражам Галактики» и 3 тыс. — на саундтрек к сериалу «Очень странные дела» от платформы Netflix (источник). Одновременно с этим на том же Netflix вышел сериал «13 причин почему», героиня которого записала своё предсмертное послание на… Угадали! На аудиокассеты.

Ничего не напоминает? Да-да, ведь совсем недавно мы наблюдали очень похожие процессы на рынке виниловых пластинок. И конспирологи эксперты тоже связывали «виниловый ренессанс» с влиянием Голливуда (источник). Впрочем, маркетологов можно понять: после того, как стриминговые сервисы окончательно добили сформировавшуюся во второй половине 20 века систему музыкальной дистрибуции, индустрия всё же решила нанести ответный удар.

После успеха «Awesome Mix Vol. 1» [Discogs] выпуск альбомов не только на виниле, но и на кассетах стал чуть ли не делом чести — от переизданий нетленок до новых «творений» Billie Eilish [Discogs].

Самоцитирование — по этому выпуску:

Меломания

Тип слушателей, которыми движет не просто страсть к музыке, но и желание отыскать что-нибудь эксклюзивное / редкое / недоступное для большинства. Несмотря на наш цифровой век, далеко не вся музыка, изначально увидевшая свет на аналоговых носителях, была перенесена в «цифру»:

Более того, есть огромное количество музыкального материала, изданного на компакт-дисках, но так и не появившегося ни на «пиратских» сайтах, ни в легальных магазинах с контентом и/или в стриминговых сервисах:

Скачать FLAC бесплатно? Почему не всегда это возможно (даже в 2023 году!)
druzhinin audio9 сентября 2023

Да-да, в интернете найдётся далеко не всё! И вот свежайший пример: в наших недавних кассетных обзорах использовались фонограммы бутлегерского лейбла UMS, который специализируется на творчестве Depeche Mode (ТУТ, ТУТ и упоминание ЗДЕСЬ). В каталоге лейбла присутствуют концертные записи, ремиксы, «неканонические» и инструментальные версии альбомов — всего около сотни изданий. И это 100%-ный эксклюзив: фонограммы недоступны для скачивания в интернете, а сами релизы имеют ограниченные тиражи и быстро распродаются.

Получается, что порой единственная возможность услышать «редкую» музыку — это заказать её запись, например, на аудиокассету.

Осознанный выбор

Это даже не мотиватор, а прагматичное отношение к аудио-хобби. Давайте на чистоту: качественный звук требует вложений. А от вложений обычно ждут максимальной отдачи, тем более в наше нестабильное время.

Допустим, вложения в кассетную деку, способную обеспечить действительно качественное воспроизведение (при условии, что ставим в неё качественную ленту с соответствующим уровнем записи) — то есть среднего уровня Hi-Fi или выше, составит 15.000-20.000 ₽.

Сравним с другими источниками. Сможем ли мы в этом ценовом сегменте приобрести стационарный CD-плеер, проигрыватель виниловых пластинок или, если не хотим связываться с физическими носителями — цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) аналогичного класса?

Нет, за эти деньги в лучшем случае получим уровень «сильного начального Hi-Fi». И это на вторичном рынке! А на первичном — и вовсе рискуем приобрести сувенир, способный имитировать работу настоящего устройства. Таковы экономические реалии сегодняшнего дня…

Тогда как кассета фактически сохраняет качество исходника, а значит и используемых при её записи аудио-компонентов: от источника и записывающего устройства — вплоть до кабельной обвязки, которая, как мы знаем, порой вносит немалый вклад в звучание системы. А их стоимость может достигать нескольких тысяч евро за каждый компонент.

Значит ли это, что качественная лента, записанная даже из файлов Hi-Res — на тракте, стоимостью 3.000-4.000 €, будет иметь преимущества перед теми же файлами, воспроизведёнными на ЦАПе за 20.000 ₽? Мои наблюдения говорят в пользу такого неравенства.

То же и с пластинками, и с компакт-дисками. Кстати, помимо кусающихся цен на эти физические носители, ещё одной серьезной проблемой в наших широтах стало распространение под видом оригинальной продукции азиатского контрафакта:

Кассеты, конечно, тоже не дешевеют. И контрафакт тоже встречается. Но если вы, например, являетесь участником комьюнити druzhinin audio, то риск купить «кота в мешке» резко снижается:

TDK B 60. Китайские кассеты из 2022 года
druzhinin audio7 октября 2022

Коллекционирование

Коллекционеры — отдельная каста. И в кассетном мире таких великое множество. Кто-то коллекционирует серии кассет определённых марок или периодов выпуска, другие — дискографии любимых артистов, третьи… Впрочем, всё не перечесть, да и надо ли?

Отметим лишь, что не всегда коллекционерами движут рациональные мотивы. Иногда мотивы и вовсе не ясны. Меня, например, искренне восхищают собиратели запечатанных кассет. Это круто, но это не про музыку и не про звук.

То же и в среде коллекционеров кассетных бутлегов. Там объекты коллекционирования оценивают, например, по количеству сохранившихся экземпляров и, порой, даже по «косякам», которые допустили «пираты» при производстве. А ценообразование… Впрочем, судите сами:

Вместо заключения

Что касается меня, то я затрудняюсь с самоидентификацией в рамках какого-то только одного из приведённых типов. Немного и того, и другого, и третьего :) И материалы в архиве блога тому подтверждение.

При этом лично знаю немало людей, которые действуют строго внутри своего типа.

А к какому типу вы бы отнесли себя? Поделитесь своей историей в Telegram-канале druzhinin audio — в комментариях под анонсом данного выпуска.

***

Всем хорошего звука!

Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru