№14/2023. Казалось бы, все точки над i в этом вопросе давно расставлены. Но споры продолжаются. Послушаем, сравним и сделаем выводы.
Also available on: Telegram, VK & DAstereo
Всем привет!
В профильных комьюнити вновь стали встречаться мнения, что «лицензионные кассеты» (=легальные, предзаписанные, фабричные копии) имеют неоспоримое преимущество перед кассетами, записанными в домашних условиях, причём даже на деках топового уровня. Не знаю, с чем связано обострение, но после очередного комментария в очередном паблике захотелось расставить в этом вопросе все точки над i. Не гордыни, а справедливости ради :)
В последнее время в моих обзорах было много зарубежной попсы и пиратских копий. Пора уравновесить: итак, в сегодняшнем обзоре — только рок на русском языке и только легальные носители.
Сравнивать будем «лицензионные кассеты» и кассеты, записанные в домашних условиях с компакт-дисков. Благо в фонотеке есть фонограммы, представленные и на MC, и на CD.
TTX (оцифровка с ленты): кассетная дека Nakamichi ZX-7 * —> кастомный RCA-кабель на основе микрофонного кабеля Quik Lok Type 780 с коннекторами REAN —> АЦП Focusrite Scarlett 2i2 (1st Gen) —> USB-кабель WireWorld Chroma 8 —> ПК/ОС MacBook Pro + Adobe Audition CC 2017.
* — для любителей порассуждать о том, что деки Nakamichi «подкрашивают звук», и особенно тех, кто никогда Nakamichi не слышал, в блоге есть специальный выпуск, который развенчивает этот миф. Спойлер: Nakamichi (да и любая другая дека) после полной реставрации и приведении к заводским настройкам ничего не «подкрашивает». Если у 30-40-летних аппаратов, не знавших техобслуживания, вдруг появляется какая-то «краска» — срочно к мастеру!
TTX (запись на ленту): dvd-рекордер Pioneer DVR-555H (в качестве CD-транспорта) —> кастомный коаксиальный кабель (медь+серебро) на коннекторах Amphenol —> ЦАП S.M.S.L. M100 mk I (на чипе AK4452) + внешний блок питания ** —> RCA-кабель Monoprice E119932-T —> кассетная дека Nakamichi ZX-7.
** — в отличие от ранних обзоров, теперь ЦАП используется с другим блоком питания и с другой кабельной обвязкой. Расскажу об этом в одном из будущих выпусков. И, да, это не основной мой сетап для воспроизведения «цифры». Просто сейчас слушаю эту связку — её же задействовал и в обзоре.
Для тестовой записи использовал кассету TDK D 90 — позднюю вариацию из начала 2000-х гг., которая уже фигурировала в моих обзорах.
Оцифровка производилась в LPCM 24 bit 88.2 kHz, для публикации в интернете (в целях экономии места на облаке) поджал до LPCM 16 bit 44.1 kHz.
Сплин «Гранатовый Альбом», 1998 г.
Композиция «Весь этот бред»
Лицензионная кассета:
Эту кассету я купил на той же неделе, на которой состоялась премьера альбома. Сложно поверить, что прошло уже 25 лет…
Запись с лицензионного CD:
Би-2 «Би-2», 2000 г.
Композиция «Полковнику никто не пишет»
Лицензионная кассета:
Такой кассеты в «нулевые» у меня не было: альбом приобретался сразу на CD. Этот экземпляр мне подарили несколько лет назад.
Кстати, с удивлением обнаружил, что кассетная версия имеет другое расположение композиций в трек-листе и включает дополнительный бонус-трек: концертное исполнение «Варвары». Напишите в комментариях, выходило ли переиздание альбома с этим бонусом на CD? Или трек — для моей коллекции фонограмм, не изданных в «цифре»?
Запись с лицензионного CD:
Психея «Герой Поколения Бархат», 2001 г.
Композиция «Холодное Железное Длинное». Кассета была перемотана на сторону B, которую открывает этот трек. По счастливому совпадению, это моя любимая песня с альбома.
Лицензионная кассета:
Да, знаю, что кассета очень редкая. Нет, не продаю, и не планирую в будущем!
Запись с лицензионного CD:
Сравнения и выводы
Каждые 20 секунд в сэмплах — смена кассеты. Сначала звучит «лицензионная» копия, затем кассета, записанная с компакт-диска, и далее по кругу.
Сплин «Гранатовый Альбом», 1998 г.
«Лицензия» собрала целый ворох проблем: во-первых, скорость — фонограмма играет чуть быстрее, чем должна (мне даже показалось, что скорость плавает на протяжении всего трека); во-вторых, АЧХ — куда, например, пропали низкие частоты (??); в-третьих, разбаланс каналов — левый подвален; в-четвертых, сибилянты, переходящие в свист.
Четверть века назад при прослушивании этой кассеты на магнитофоне типа ИЖ 305С или на музыкальном центре типа LG FFH-217 (оба устройства были представлены в ЭТОМ обзоре) я получил бы огромное удовольствие. На «взрослой» аппаратуре такого удовольствия, конечно, уже не словить.
0:1 в пользу домашней копии.
Би-2 «Би-2», 2000 г.
Ох, тут даже комментировать ничего не буду. Послушайте сами.
0:2 в пользу домашней копии.
Психея «Герой Поколения Бархат», 2001 г.
Как и на «Сплинах», здесь скорость тоже врёт, хоть и не так заметно: играет фонограмма медленнее, чем референс. Разбаланс и смещение сцены тоже присутствуют. Но самое забавное, на кассете перепутаны каналы: голос должен быть в правом, однако на «лицензии» он почему-то слева. Еще обратите внимание на помехи (рокот) в начале и в конце дорожки.
0:3 в пользу домашней копии. Победа!
Почему «лицензионные» копии имеют столько недостатков? Этот вопрос я подробно разбирал в «триптихе», посвященном фирменным аудиокассетам. В первой части можно послушать аутентичный звук предзаписанных кассет 1970-80-х гг. Во второй — кассет из 1990-х. Аргументация и выводы — в третьей части.
Все ли «лицензии» плохи? Нет, встречаются и достойные экземпляры. Но чтобы найти приличную копию, придется перебрать несколько вариантов, отсеяв неудачные. СтОит ли оно того? Решать вам.
Всем хорошего звука! До новых встреч.
Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru
Если вам понравился материал, поставьте лайк и подпишитесь на канал — в Дзене или Telegram. А еще есть паблик на VK (и не только), а также собственный столик в баре DAstereo.