Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Детектив с автопогоней по Москве и массовой дракой, разочаровавший зрителей

Главным упрёком аудитории стали слишком уж однозначные герои чётко поделённые на хороших и плохих. Если не брать во внимание этот факт, то детектив «Тайна записной книжки» (1981) смотрится вполне увлекательно:

тут есть и мужская дружба, и глава банды, уверенный в себе и невозмутимый и даже красавица, которую подсовывают в постель главному герою чтобы выведать у него тайну.

Тайну той самой записной книжки.

Кадр из фильма «Тайна записной книжки»
Кадр из фильма «Тайна записной книжки»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Владимира Шамшурина, будущего режиссёра картины, поначалу совсем не заинтересовал сценарий Владимира Голованова. Надо сказать, что для самого Голованова «Тайна записной книжки» стала новым опытом:

его прежние сценарии были рассчитаны на детскую и семейную аудиторию, а начинал он и вовсе как автор сценариев для мультфильмов.

Кстати, это была удача, ведь первый мультик по сценарию Владимира Голованова — это знаменитый и сегодня «Фильм фильм, фильм» (1968). А незадолго до «Тайны записной книжки» вышла прекрасная лента «Пограничный пёс Алый» (1980), главный герой которого заставлял рыдать зрительные залы. «Тайна записной книжки» — это дебют Владимира Голованова в серьёзном взрослом кино и детективном жанре. Так же, впрочем, как и для Владимира Шамшурина, ранее специализировавшегося на мелодрамах и драмах.

Перечитав сценарий повторно, Владимир Шамшурин обратил внимание на девушку Тату, пособницу бандитов, неожиданно перешедшую на светлую сторону. В целом линия Таты в сценарии была прописана без особых хитростей:

в начале это истории любительница сладкой жизни с ресторанами, дорогими нарядами, коллекцией кукол, живущая на деньги, полученные сомнительными и не совсем моральными способами.

Режиссёра привлёк тот факт, что в какой-то момент Тата вдруг поняла, что делает что-то не так, и резко изменила направление жизненного движения. От этой линии он и отталкивался, взявшись за постановку.

Кадр из фильма. Светлана Тома в роли Таты
Кадр из фильма. Светлана Тома в роли Таты

На роль Таты (Наташи) быстро утвердили популярную актрису Светлану Тома. Она здесь совершенно обворожительна, хоть и носит мальчишескую стрижку. И несложно понять главного героя Алексея Самарцева, в одночасье потерявшего голову от такой девушки. Между тем, занят Алексей делом важным и даже опасным: его брат Юра находится под следствием за хищение госсобственности. Алексей приехал из далёкой глубинки, где работает лесником, чтобы ему помочь. Он узнаёт,

Юра действительно замешан в махинациях, но не собирается садиться в одиночку, намереваясь сдать подельников.
Кадр из фильма. Николай Пеньков в роли Алексея Самарцева
Кадр из фильма. Николай Пеньков в роли Алексея Самарцева

Алексей даже встречается с главой банды Мартыном Мартыновичем, эдаким холодным профессиональным мафиози, который предлагает план: Юра возьмёт всё на себя, а они помогут максимально сократить срок. Надо лишь найти некую записную книжку, где Юра фиксировал все преступные дела. Охота за ней и будет центром интриги. На стороне Мартына его помощники и соблазнительница Тата, на стороне Алексея — его армейские друзья, готовые прийти на выручку в любой ситуации, даже очень рискованной.

Кадр из фильма. Николай Пеньков
Кадр из фильма. Николай Пеньков

Роль Алексея Самарцева получил Николай Пеньков, хорошо знакомый зрителям по роли предателя Валентика из телесаги «Вечный зов» (1973-1983). Удивительно, но Николаю Пенькову одинаково хорошо удавались и отрицательные, и положительные персонажи, и тем, и другим зрители верили на 100 процентов. В процессе подготовки материала узнала интересный факт.

Оказывается, на роль Александра Белова (он же Иоганн Вайс) в фильме «Щит и меч» претендовали два актёра: Станислав Любшин и Николай Пеньков. Режиссёр Владимир Басов выбрал всё-таки первого, сказал Николаю Пеньков, что лицо у него «слишком орловское» (актёр родом из Орловской области).

На съёмочной площадке «Тайны записной книжки» Николай Пеньков пересёкся с двумя коллегами по «Вечному зову» — Юрием Гусевым, сыгравшим Лобова, друга Самарцева по армии, ныне журналиста, и Тамарой Сёминой, сыгравшей жену брата Юрия.

Кадр из фильма. Тамара Сёмина
Кадр из фильма. Тамара Сёмина

Тамара Сёмина, отмечу, далеко не в первый раз снималась у Владимира Шамшурина и входила в число его любимых артистов. Как и Анатолий Солоницын, которому досталась роль Мартына, зловещего главаря банды.

Кадр из фильма. Анатолий Солоницын
Кадр из фильма. Анатолий Солоницын
С Анатолием Солоницыным Владимир Шамшурин познакомился, работая над своим дебютным фильмом — альманахом «В лазоревой степи» (1970). На тех съёмках актёр подхватил тяжелое воспаление лёгких, но не прекратил съёмки, и, возможно, это стало причиной дальнейшего развития у него онкологии.
Кадр из фильма. Александр Збруев
Кадр из фильма. Александр Збруев

В других ролях Александр Збруев (Шапенский, ещё один армейский товарищ Самарцева), Владимир Носик (следователь, ведущий дело Юрия), Алексей Ванин (член банды), Алексей Крыченков (приятель Шапенского), Елена Максимова (тёща Юрия).

Кадр из фильма. Владимир Носик
Кадр из фильма. Владимир Носик

В финале в сцене с нападением бандитов можно заметить Олега Савосина, самодеятельного актёра и именитого каскадёра, который был одним из постановщиков трюков в картине, и его сына Николая.

Снимали детектив в Москве, можно даже попытаться узнать улицы (а они местами узнаемы). А вот песню к фильму записал актёр, который в картине не снимался — это Виталий Соломин. К слову, подобный опыт он вскоре повторит: в мелодраме «Предел желаний» (1983) Виталий Соломин тоже не снимался, но спел за кадром.

«Тайна записной книжки» вышла в прокат под конец 1981 года. В целом фильм приняли неплохо, но критики были настроены более благодушно, чем зрители. Сегодня можно прочитать в отзывах, что герои ленты картонны,, а сюжет скучен, но я согласиться с этим не могу. Безусловно, некоторая прямолинейность в картине есть, но смотреть всё равно интересно. Не последнюю роль играет и участие знаменитых актёров, с которыми всегда приятно встретится. Ну и образ сдержанного мафиози очень идет Анатолию Солоницыну, а в финальной сцене он великолепен.

А вас «Тайна записной книжки» обрадовала или разочаровала?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-9

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: