Есть ленты о войне, где ежеминутно гремят взрывы, ревут танки, несутся самолёты, а выстрелы без разбора скашивают и сомнительных персонажей, и настоящих героев. А есть фильмы другие, где боёв на экране нет, но война всё равно поблизости, она тревожит и изводит людей изнутри. К таким картинам относится и драма Владимира Шамшурина «А у нас была тишина» (1977), снятая по одноимённой книге Бориса Шустрова.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
Борис Шустров написал сценарий во многом автобиографический.
Действие происходит в северном городке, куда война не дошла, но куда регулярно приходят похоронки (кстати, городок Заозёрье изобразил не такой уж северный Тутаев).
Хотя на дворе уже осень 1944 года, и советские войска уже идут по Европе, семьи продолжают получать плохие вести. На экране большей частью женщины, которые продолжают каждый день растить детей и работать, но не перестают ждать даже тех, кто погиб.
Для Владимира Шамшурина эта работа была лишь второй. Дебют состоялась годом ранее, в 1976 году.
Это была драма «Безотцовщина», где Шамшурин сразу показал себя как мастер сильных мелодраматических сюжетов. Кстати, из «Безотцовщины» в новую картину режиссёр позвал ряд актёров, в том числе Тамару Сёмину, Елену Драпеко, Раису Рязанову, Елену Максимову, Льва Прыгунова, Владимира Ферапонтова. К ним на съёмках «А у нас была тишина» присоединились Любовь Соколова и Римма Маркова, Елизавета Никищина и Светлана Пенкина, Светлана Старикова и Анатолий Солоницын.
Главную роль, сына одной из героинь, осиротевшего мальчика Серёжи получил Алёша Черствов, юный артист, который уже успел полюбиться зрителям: он только-только снялся в громко прозвучавшем фильме Николая Губенко о детях войны «Подранки» (1976).
Мальчика очень хвалили критики, его органичность и правдивость восхитила аудиторию,
а режиссёры стали приглядываться к перспективной звезде. Увы, Алёша, росший в крайне неблагополучной семье, не смог реализовать себя в творчестве, в подростковом возрасте свернул на кривую дорожку и довольно рано ушёл из жизни.
Взрослые коллеги Алёши Черствова по съёмочной площадке тоже сумели вовлечь зрителей в происходящее. Украшением ленты стала Светлана Пенкина, которая тогда была на пике популярности после роли Кати Булавиной в эпопее «Хождение по мукам» (1974). Но у Шамшурина Светлану поначалу сложновато узнать:
её немногословная и поникшая героиня Густенька с неизменной самокруткой в руке успела уехать из блокадного Ленинграда с двумя детьми, но и на Севере её догнала похоронка.
Кстати, имя Густенька — довольно странное и необычное, не находите?
Лишь один раз в фильме звучит её полное имя — Августина. На иностранный манер зовут и малышей интеллигентной ленинградки Густеньки — Рудольф и Маргарита.
Правда, мальчонку задразнили сверстники, сравнивая его имя с Адольфом, так что он умолил мать посреди войны сменить ему имя и стал Сашей. За ним и кроха Марго превратилась в Елену.
Отдельно отмечу ещё и Любовь Соколову, в очередной раз создавшей образ матери. На этот раз солдатки Анны с шестью детьми. С ней связан один из любопытнейших моментов ленты:
Анне пришло письмо от мужа, который, к счастью, жив, но нашёл на фронте боевую подругу и теперь намерен жить с ней, мало того, ещё и забрать половину детей.
Соседок Анны такое поведение, конечно же, возмущает, они собираются писать жалобу и на неверного Михаила Ильича, и на его полковую пассию Клеопатру Алексеевну, но сама Анна реагирует более чем спокойно, уверяя, что её супруг с молодости был ветреным, но оставался в семье.
Правда, Анна пообещала подругам по возвращению мужа проредить его шевелюру, но когда он всё же пришёл домой (разумеется, осознав неправоту и повинившись перед Клеопатрой), она его встретила приветливо. Кстати, обратите внимание:
в роли возрастного Казановы — режиссёр Юрий Чулюкин.
Ну и наконец про тот самый эпизод рукоприкладства, который считают одним из мощнейших по накалу страстей. Этим занялась Манефа (Елена Драпеко), буквально накануне вернувшаяся с фронта дочь ещё одной солдатки Клавдии (Римма Маркова). Манефа узнала, что стяжатель и хапуга Петруха (Анатолий Солоницын), во время войны за хлеб вымогавший ценности у обездоленных, заставил ребят, полакомившихся его морковью с его огорода, есть ботву.
Девушка, на глазах которой убили её любимого и ещё не отошедшая от трагедии, едва не разорвала в клочья тыловую крысу.
«А у нас была тишина» вышел в прокат в 1977 году. Это не был фильм-шедевр, из тех, что в одночасье западают в души зрителей и становятся любимыми на годы. Это был и остаётся добротная картина про обычных людей, переживших и перенесших войну.
Кстати, в фильме за кадром время от времени звучит авторский текст. В титрах чтец не указан. Моей первой версией был Борис Токарев, но это не он. Вы узнали, какой актёр стал в фильме «А у нас была тишина» «голосом за кадром»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: