Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Добрая мелодрама, где запел Виталий Соломин, ни разу не появившись в кадре

Роли у актёра в фильме не было, но именно Виталий Соломин, который не считался поющим артистом, исполнил в финале симпатичной и уютной ленты «Предел желаний» (1983) песню на стихи (внимание!) Бориса Пастернака. Ну а произошло это потому, что снимал картину Павел Любимов, режиссёр, у которого Виталий Соломин сыграл первую большую и запомнившуюся зрителям роль.

Кадр из фильма «Предел желаний»
Кадр из фильма «Предел желаний»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Лиричный сценарий про юную, но очень ответственную воспитательницу детского сада написал Александр Миндадзе. Сценарист больше запомнился серьёзными драматичными работами, где в центре внимания — сложные конфликты (например, почти параллельно другой сценарий Александра Миндадзе экранизировал Вадим Абдрашитов, и это была острая драма «Остановился поезд» (1983)), однако и у него были и менее напряжёнными сюжетами. Надо сказать, что Павел Любимов уже сотрудничал с Миндадзе: в 1976 году он поставил картину «Весенний призыв», ставшую для Миндадзе дебютом в большом кино (прежде в его фильмографии были лишь короткометражки).

Итак, главная героя «Предела желаний» — воспитательница Вера Аникина, милая и добрая девушка, приехавшая из провинции в столицу и работающая в детском садике. Веру понимают не все, ведь работа в детском саду не из простых, она требует внушительных душевных сил, но при этом нельзя назвать её престижной. Казалось бы, для провинциалки, перебравшейся в Москву, есть масса возможностей реализоваться, но

для Веры детский сад — это и есть предел желаний. Она любит детей и умеет с ними общаться. В отличие, кстати, от некоторых родителей, у некоторых из которых нет времени на детей, другие предпочитают родительству работой, третьи занимаются личной жизнью.
Кадр из фильма. Марина Яковлева в роли Веры Аникиной
Кадр из фильма. Марина Яковлева в роли Веры Аникиной

Вера же всегда на подхвате: она готова отвести домой девчушку, которую не забрали родители, принять в сад, закрывшийся на два дня, малыша, приведённого бабушкой и отвезти его в свой родной городок и даже пожертвовать личной жизнью ради воспитанников.

Кадр из фильма. Лидия Федосеева-Шукшина в роли директора детского сада
Кадр из фильма. Лидия Федосеева-Шукшина в роли директора детского сада

Живёт Вера у подруги Инны, девицы словоохотливой, разбитной, но практичной и неглупой. А ещё она ждёт жениха Анатолий, который вот-вот вернётся из армии. Но долгожданный Анатолий буквально ошарашивает Веру напором, предлагает сразу пожениться и оставить работу, поскольку он, мужчина трудолюбивый и хваткий, и сам в состоянии обеспечить семью. И это Веру отталкивает. Есть у девушки и ещё один поклонник — Витя, электрик, работающий в музее. Как-то Витя здорово испугался, увидев Веру с мальчиком и решив, что это её сын. Но позже Витя свою позицию пересмотрел и уже решился продолжить отношения, но тут выяснилось, что у Веры таких «сыночков и дочек» целая группа.

Кадр из фильма. Марина Яковлева
Кадр из фильма. Марина Яковлева

На роль Веры Аникиной утвердили Марину Яковлеву, молодую актрису, которую режиссёры полюбили сразу же после дебютной роли. Ещё студенткой ГИТИСа Марина снялась в приключенческой драме «Ветер странствий» (1978), после чего ей стали беспрерывно предлагать новые сценарии. К 1982 году у актрисы в активе было уже полтора десятка лент! Любопытно, что частенько Марине Яковлевой приходилось сниматься с детьми: почему-то режиссёры регулярно предлагали ей роли учительниц и воспитательниц. Поначалу для Марины, ещё не слишком опытной исполнительницы, которая и сама пока не стала мамой, это было непросто, но потом она нашла рецепт взаимодействия с юными партнёрами. В одной из интервью она его раскрыла — надо просто любить детей:

«И они это очень чувствуют! И откликаются вниманием, пониманием, послушанием! Заметила, как только раздражение, злоба, безразличие — всё, их не собрать, контакт пропадает».

Роль мальчика Алёши, к которому особенно привязался Вера, того самого, которого бабушка привела в закрытый садик, Павел Любимов отдал своему сыну-детсадову Алексею. Для мальчика роль в «Пределе желаний» стала единственной, больше в кино он не снимался.

Кадр из фильма. Татьяна Рудина
Кадр из фильма. Татьяна Рудина

Роль подруги Инны сыграла Татьяна Рудина, демобилизовавшегося жениха получил Владимир Шихов, в роли электрика Вити — Андрей Галушко.

Кадр из фильма. Ольга Аросева
Кадр из фильма. Ольга Аросева

Интересен выбор исполнителей ролей второго плана и эпизодических: это Ольга Аросева, Римма Маркова,

Кадр из фильма. Римма Маркова
Кадр из фильма. Римма Маркова

Лидия Федосеева-Шукшина (директор детского сада), Раиса Рязанова, Валентина Владимирова.

Кадр из фильма. Раиса Рязанова
Кадр из фильма. Раиса Рязанова

В роли мамы Алёши, которая считает слабаком и неудачником своего супруга, — Татьяна Бондаренко, а самого супруга сыграл Виталий Максимов.

Большая часть съёмок прошла в Москве. Меня заинтересовало здание детского сада, находящегося явно в центре, среди домой старой постройки, но, очевидно, довольного нового и построенного по нетиповому проекту. Возможно, кто-то узнает окрестности и подскажет, где этот садик находится.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В прокат «Предел желаний» вышел сразу после празднования Нового 1983 года. Фурора он не произвёл, встретили его без критики, но и без восхищения. Не стоит сравнивать эту работу с такими кинохитами Павла Любмиова, как «Женщины» (1966) или «Школьный вальс» (1976), тут «Предел желаний» проигрывает, увы. Но не зря Павла Любимова причисляли к режиссёрам «женским», умеющим проникнуть в женскую душу и деликатно показать женскую психологию: в этой ленте он в очередной раз продемонстрировал этот свой талант, поставив во главу угла именно героиню, нежную и хрупкую с виду, но с несгибаемым стержнем внутри и уверенную в правильности своего выбора. Журнал «Советский экран» представил фильм такими словами:

«И не показном отречении <Веры> тут дело, не в желании продемонстрировать благородство. Всё гораздо проще и гораздо сложнее одновременно. Быть нужной и приносить пользу людям — для Веры это составляет настоятельную душевную потребность, предел её желаний.
Вся полнота авторского внимания отдала в картине Вере Аникиной. Все сюжетные ходы, все персонажи второго плана понадобились авторам для того, ятобы ярче и полнее высветить её характер».

А вы помните свой детский сад? Я помню. Он был огромный, там был уличный бассейн, хотя мы редко в нём купались. А ещё там были отдельные спальные комнаты, а не кровати в игровых (это всё не Москва).

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-10

В новых выпусках:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: