Найти в Дзене
Самарский политех

Как развивать творческое мышление

В нашем вузе учатся студенты самых разных направлений подготовки, среди которых преобладают инженерные специальности. Часто студенты слышат от преподавателей чёткие требования и получают высокую оценку за строгое соблюдение различных нормативов, правил. А нужна ли современному инженеру творческая составляющая в его будущей профессиональной деятельности, нужно ли учить этому студентов?

Автор: Екатерина Колесникова, директор центра социально-психологической поддержки СамГТУ, доцент кафедры «Педагогика, межкультурная
коммуникация и русский как иностранный», кандидат психологических наук

in.pinterest.com
in.pinterest.com

Это огромное заблуждение – считать, что инженеры выполняют только стандартные действия. На самом деле одних базовых технических знаний недостаточно. Поэтому в перечень универсальных компетенций ХХI века включены и критическое мышление, и креативность.
Все чаще в вакансиях поиска и предложения работы звучит требование быть готовым и уметь решать нестандартные задачи в ответ на изменяющиеся технологические вызовы. За такими специалистами «охотятся» работодатели. Но это на работе.

А как относиться к инженерному творчеству в вузе? Признаемся честно, не в каждой изучаемой дисциплине творчество нужно. При освоении
фундаментальных, впервые изучаемых знаний и навыков, действительно, поощряется следование правилам, образцам. Человечество уже многое изобрело, и зачем тратить время и силы заново. Не зря каждый реферат, курсовая, дипломная работа начинаются с обзора аналогов. Что потом? Списать
или проявить свою индивидуальность, мышление?

Конечно, проще списать, но тогда мозг начинает лениться строить новые нейронные связи, и, когда придёт время выходить на работу, найдёшь ли ты применение этим «попугайским» умениям? Таких работ немного – может, и получится. А может, пусть уже сейчас наш мозг работает на нашу будущую карьеру, на благополучие? Пусть мы не знаем конкретно, чем будем заниматься через год и далее, но важно мозг приучить к «гимнастике». И тогда за счёт повышения нейропластичности возникающие задачи будут решаться быстрее и разнообразными стратегиями.

Вот несколько приёмов, как развивать творческий подход к делам

1. Необычное применение
Поиск таких решений может быть новым и отличным развлечением для твоих друзей, повеселитесь вместе. Возьми любой предмет и придумай ему минимум три необычных применения. Например, обычная канцелярская скрепка может быть использована как расчёска, украшение, а в качестве застёжки спасёт твои джинсы. Если ты с друзьями, устройте конкурс на самый необычный ответ – «Имаджинариум» отдыхает! И бесплатно! А может, это станет бизнес-идеей, ведь ресайклинг набирает популярность.

2. Сделай по-новому
Выбираем типичное действие и выполняем его по-другому. Например, пьём чай, держа чашку в другой руке, чистим зубы или держим ложку, рисуем
и пишем другой рукой. Испуганные нейроны головного мозга спешат выстроиться в новые порядки цепочек и начинают размножаться. Кстати, это подготовит вас к собеседованию при поиске работы: все чаще рекрутёры задают неожиданные, нетрадиционные, «странные» вопросы: например, с каким животным ассоциируете себя, как снимаете стресс по вечерам пятницы, что вы сделаете, если вам подарят слона, и т.д.

3. Сейчас – было – будет
Посмотри вокруг: может, рядом есть картина, фото, пейзаж за окном. Подойдёт и заставка на твоём телефоне, компьютере, обложка тетрадки. Представь, что было до настоящего момента на этом изображении. Потом представь, что будет после настоящего изображённого момента. Например, изображена дорога
в летнем лесу. Откуда она идёт, куда приводит, как выглядит зимой и т.д.? Не в своём воображении, картинку можно растянуть на тысячи лет. Вернись в настоящее, но помни, что именно таким образом воплотились многие мечты фантастов.

4. Отдыхай!
Если ты проделал эти упражнения, чувствуешь, как устал? На самом деле,
творчество – нагрузка для мозга, и, как после хорошей зарядки, переключись на другую деятельность. Лучше сочетать физическую и умственную деятельность.
Большая ошибка, если после того как за работой или учёбой много сидели и думали, отдыхать тоже умственно (например, книгу читать – мозг опять напрягается, энергия не рассредоточивается по телу, а копится в голове). Лучше прогуляться, поговорить, порисовать, приготовить еду и пр.