Книжку "Волшебная галоша" я помню с начальной школы. Вот именно это издание, что на картинке чуть ниже. Наткнулся на неё шесть десятков лет назад в библиотеке моего родного посёлка Комарово. Привлекла внимание оригинальная обложка: два человека, один - наполовину красного цвета, наполовину - синего, второй – прозрачный, расположившись в огромной сверкающей, как будто только намытой, летящей где-то в небесах галоше, удерживают за платьице девочку, вроде как из этой галоши выпавшую.
Я книжку в библиотеке немедленно взял, дома принялся усердно читать, предвкушая: вот-вот начнутся какие-то совершенно невероятные события. Необыкновенные события в книжке действительно сразу начались, они меня, конечно, захватили, но некоторое разочарование, смешанное с раздражением, я всё же ощутил. Два пятиклассника в книжке (те, что сидят в галоше) действительно имеются. Так получилось, что став невидимками, они удрали из сибирского города Прибайкальска в Москву, где в какой-то момент учёные, пытавшиеся вернуть им видимость, сделали их зелёными (но отнюдь не сине-красными). И эти ребята на самом деле спасли из-под колёс столичных автомобилей пятилетнюю девочку Марусю, но ни в какой гигантской галоше над Москвой мальчишки не летали…
Вот так я впервые в свои девять лет воочию столкнулся с произволом художников, которые даже в изначально фантастическое произведение зачем-то добавляют собственные домыслы. Даже не знаю, как это оценить… Глядишь, начну скоро понимать Никиту Хрущёва, разогнавшего в 1963 году в московском Манеже художников-авангардистов (см. мою статью на Дзене "Физики, клоуны и воздушные акробаты против абстракционизма"). На обложке красноярского издания "Волшебной калоши" (см. картинку чуть выше), выпущенного через пять лет после московского "детлитовского", которое я читал в 3-м или 4-м классе, тоже почему-то нарисована летящая над лесом (это же ёлки справа внизу?) галоша с крыльями и пропеллером...
Пора уже уточнить, что речь о фантастической повести иркутского писателя Марка Сергеева под длинным названием "Волшебная галоша или Необыкновенные приключения Вадима Смирнова, его лучшего друга Паши Кашкина и 33 невидимок из 117-й школы". Начинается повесть с того, что пятиклассник Димка Смирнов помогает маленькому старичку с зелёной бородой, похожего на "рыбу, покрытую чешуёй", тащить тележку с пухлыми тяжёлыми мешками. За это зелёнобородый наградил Димку волшебной галошей: "Она, эта галоша, для правой ноги. Но если надеть ее не правильно, на левую ногу то есть, да еще волшебные слова сказать – через три дня станешь невидимкой или сделаешь невидимкой кого захочешь".
Димка галошу у старичка брать не хотел, но потом передумал и принял подарок. Более того, он почти сразу применил волшебное заклинание. И к себе, и к лучшему другу Паше Кашкину, а заодно, чтоб никому не было обидно, ко всему своему 5-му классу. Через три дня Димкины одноклассники растворились в воздухе прямо на уроке, а вместе с ними исчезли усы у преподавателя литературы Анатолия Петровича (только усы, потому что расстроенный учитель очень быстро выбежал из помещения, решив, что у него начались галлюцинации). Примерно в это же время исчезла голова у вожатого Сени (Сеня, услышав сильный шум, заглянул в класс, но никого там не увидел, а лишь "потерял голову"). Выйдя на улицу, Сеня своим видом вызвал столпотворение и небывалый ажиотаж среди горожан-прибайкальцев, после чего был доставлен в милицию... Кстати, у безголового вожатого появилось очень нужное и полезное в сложившейся ситуации свойство: Сеня может видеть невидимок.
Вот так забавно начинается повесть "Волшебная калоша". Невидимые пятиклассники, рассеявшись по окрестностям города Прибайкальска, совершают всяческие геройские поступки - вплоть до тушения пожаров и задержания иностранных шпионов, а родители потихоньку их находят и возвращают домой. Призрачно-прозрачные ребятишки объединяются в Совет невидимок, выбирают штаб и творят добрые дела.
Но не все невидимки такие послушные. Самые из них неспокойные, активные и энергичные - Димка Смирнов и Паша Кашкин - пользуясь обретённым чудесным даром, тайно отправляются скорым поездом в Москву, где с ними происходит неимоверное количество чудесных приключений. Их даже разлагают на "мельчайшие электрические частицы" и передают по проводам, а потом материализуют. Делает это не зелёнобородый волшебник, а учёные из "Лаборатории СИЧ", занимающиеся проверкой всевозможных сказочных чудес. Но к учёным мальчишки попали не сразу...
Общую ситуацию усугубляет небольшая проблема: Димка вверг пятый класс в невидимость, а как вернуть невидимок в обычное состояние, не знает: не сообразил спросить у зелёнобородого...
Всё содержание повести я пересказывать не стану, лучше ещё поворчу насчёт того, что не могла девочка Маруся летать по воздуху так высоко, как нам показывают иллюстраторы в разных изданиях "Волшебной галоши". Из под колёс машин девочку спасали двенадцатилетние Димка и Пашка, передвигающиеся пешим ходом, поэтому высота полёта Маруси над землёй могла составлять максимум метр-полтора: под мышкой или на плечах у невидимых мальчишек. Но нам почему-то рисуют маленькую Марусю, парящую в облаках...
А в самом новом издании повести "Волшебная галоша" (2017) художник, словно чувствуя моё недоумение, вообще обходится без галоши. В тексте галоша есть, а на рисунках к тексту её нет. Димка Смирнов на иллюстрации надевает на свою правую ногу какой-то ботинок со шнурками, на настоящую галошу совсем не похожий....
В целом повесть увлекательна и забавна. Помню и ценю это произведение не только я: издания "Волшебной галоши" 1965-го и 1971 годов у букинистов стоят довольно дорого, хотя книжки эти вовсе не подарочные и даже не цветные. Я ценю и непосредственность, и забавность "Волшебной галоши", а ещё мне нравится, что писатель Марк Сергеев искусно вплёл в ткань своего смешного повествования оригинальную легенду о "старике-озорнике", объясняющую, откуда взялся зелёнобородый владелец волшебной галоши. Легенда придаёт повести неповторимый сказочно-романтический колорит, а заодно демонстрирует умение автора сочетать в своих произведениях самые разные жанры: в данном случае - сказку и фантастику. Я бы даже сказал - научную фантастику: в повести присутствует перенос материи в пространстве с помощью электронного лифта, антигравитация, работ-секретарь Симпапон и прочие убедительные признаки НФ. Кстати, "Волшебная галоша" включает в себя ещё один жанр - поэзию. Димка Смирнов сочиняет шуточные стихи о событиях, происходящих с мальчишками. Наличие в повести поэзии меня не особенно удивляет, ведь автор книги, Марк Сергеев - поэт.
Настала пора сказать несколько слов об этом писателе. Марк Давидович Сергеев, настоящая фамилия - Гантваргер (1926–1997) – прозаик, поэт, драматург, историк, краевед, переводчик, редактор, поэт-песенник, библиофил, который с 1939 года жил и работал в городе Иркутске. Сергеев - участник Великой Отечественной войны. Незадолго до войны в газете "Иркутский железнодорожник" состоялась первая публикация его стихов. Из Иркутска в 1943 году семнадцатилетний Марк, будучи уже второкурсником университета, ушёл на фронт, сюда и возвратился. Перед самым выпуском в июне 1941 года класс Сергеева посадил тополиную аллею перед школой. Выпускники поклялись прийти сюда снова, но с войны вернулись лишь пятеро из двадцати шести юношей-одноклассников будущего писателя - остальные погибли. Марк Сергеев посвятил этому своё стихотворение - "Баллада о Тополях".
Сергеев - автор семи десятков книг для детей, сказок, поэтических сборников, исторических повестей. Он написал сценарии к множеству фильмов, сочинил около десятка пьес. В 1950 году вышла его первая книжка для детей "В чудесном доме" под именем Марка Сергеева, ставшего его литературным псевдонимом. Он - один из создателей цветного журнала для малышей "Сибирячок". Член Союза писателей СССР с 1958 года, более 15 лет возглавлял Иркутскую писательскую организацию. Был главным редактором альманаха "Ангара" (1964–1967). Член Союза российских писателей. Заслуженный работник культуры РСФСР. Почётный гражданин Иркутска.
Марк Сергеев окончил историко-филологический факультет Иркутского университета. Начинал как детский писатель, сочинял стихи и сказки. Среди них "Капелька по капельке" (1965), "Забавные сказки" (1969), "Вот так чудеса" (1976), "Разноцветные сказки" (1996) и другие. Сергеев - автор тринадцати поэтических сборников и одиннадцати книг прозы, посвящённых Александру Пушкину и декабристам. В литературном творчестве Марка Сергеева, по его собственному признанию, с годами обозначились три главные темы, которыми писатель занимался на протяжении всей жизни: Сибирь, Пушкин, декабристы. Писатель входил в редакционную коллегию книжных серий "Литературные памятники Сибири" и "Полярная звезда" Восточно-Сибирского книжного издательства (Иркутск). Составил несколько сборников, посвящённых истории Иркутска. Изданный после смерти автора сборник "Звуки Земли" (2006) был выпущен с приложением-аудиодиском с песнями на стихи Марка Сергеева. Самые известные из них "Иркутск – середина Земли" и"Вечный свет Иркутска".
Писатель родился в семье строителя, впоследствии начальника комплексной изыскательской партии для проверки Падунского сужения на реке Ангаре Давида Гантваргера. В год своего 70-летия Марк Сергеев вспоминал: "Я родился в Енакиево на Донбассе, много кочевал по свету: с одной стройки на другую семья ездила за отцом. А в августе 39-го надолго остановились в Иркутске, и здесь я впервые почувствовал, что такое привязанность к городу – к дому, людям, знакомой скамейке... Именно здесь было опубликовано и моё первое стихотворение в январе сорок первого года...".
Ещё одна фантастическая повесть Марка Сергеева для детей - "Машина времени Кольки Спиридонова" - впервые была напечатана в 1964 году в Иркутске. Эта книжечка в мягкой обложке - "фантазия-шутка" - рассказывала о приключениях в далёком прошлом и не менее далёком грядущем шестиклассника Коли и его сестрёнки Милочки. Милочка учится в четвёртом классе, но своей сообразительностью и рассудительностью порой превосходит старшего брата. К сожалению, в моём детстве этой книжки не было, поэтому о своих детских впечатлениях от неё я ничего сказать не могу. Что касается впечатлений "взрослых" (я прочёл книгу будучи уже не очень молодым), то свидетельствую, что автор занимательно рассказывает о том, как дети нашли в тайге Машину Времени, много лет назад (похоже, ещё до революции 1917 года) сооружённую тёзкой Кольки Спиридонова - "профессором многих наук" Николаем Тимофеевичем Спиридоновым.
Бесшабашно и бесстрашно воспользовавшись Машиной Времени, дети попадают сначала в каменный век, в племя первобытных людей, где с ними непрерывно случаются опасные, но смешные приключения. Здесь Коля и Милочка побеждают врагов и обретают друзей. Совершив второй скачок во времени, школьники оказываются в 30970 году, в котором ракеты человечества Единой Земли достигли границы нашей галактики. Вокруг - автомобили-атомоходы с автопилотами, небомобили (такси-вертолёты), люди с крыльями, телефоны в наручных часах (а не часы в телефонах, как у нас) и непременный атрибут советских фантастических произведений середины прошлого века о будущем - самодвижущиеся дороги-ковры. А ещё есть музыкальный аппарат - мелофон (именно "мелофон", а не "миелофон", как у Кира Булычева). Колька Спиридонов и тут найдёт на свою голову забавные приключения: своим кошмарным сном про Фантомаса сведёт с ума робота, которого ему поручили запрограммировать.
Коренных, кардинальных изменений в характерах людей через 29 тысяч лет автор не предсказывает, но "каждый человек имеет несколько профессий и выполняет несколько работ, которые ему нравятся". Особенно мне понравился эпизод чтения в будущем раритетного дневника "профессора многих наук" Николая Тимофеевича Спиридонова с помощью "микрослухового аппарата". Этот аппарат по почерку восстанавливает голос человека. Вот так чудеса! Ай да Марк Сергеев! Такого прибора я ещё ни у кого из фантастов не встречал.
Кстати, у писателя Сергеева есть сборник с названием "Вот так чудеса!", изданный в Иркутске в 1976 году. В книгу вошли" повесть "Капелька по капельке", цикл "Сказка о нетающей снежинке и другие истории", цикл "Разноцветные сказки", а также повести, о которых я сейчас вспоминал - "Волшебная галоша" и "Машина времени Кольки Спиридонова".
Фантастические сказки Марка Сергеева наполнены не только весёлым озорством, но и любопытной, очень доступно поданной информацией из самых разных областей. Его книжки учат детей думать, заражают маленьких читателей оптимизмом и верой в чудо, ребятишки узнают в них себя и свои поступки. Писатель говорил: "Книги мои для ребят всегда рождались вот на этом соединении правды и сказки, потому что издавна памятна каждому из нас истина: "Сказка ложь, да в ней – намек".
Да, вот ещё что. Не только я ворчу на художников (хотя обычно я художников хвалю, см. подборку моих статей о советских фантастических художниках). Выше - рецензия на "Машину времени Кольки Спиридонова" из газеты "Литературная Россия" № 41 (93) за 9 октября 1964 года. Автор отзыва шестидесятилетней давности с названием "Таинственные приключения Кольки и Милочки" недоволен художником, иллюстрировавшим рецензируемую им повесть Марка Сергеева))
P. S.
На Дзене появилась возможность поддержать автора небольшой суммой. См. кнопку справа внизу во всех моих записях. В этой - сразу же под перечнем моих публикаций о фантастике для детей и юношества.
Ещё о фантастике для детей и юношества в моём Дзене:
Константин Курбатов. Пророк из 8-го «б». Советская хронофантастика
Игорь Ефимов. Пурга над «Карточным домиком»
"Семь Пядей" Владимира Малова. Советская фантастика и умножение способностей человека
Фантаст Исай Давыдов и его роман-эпопея "Я вернусь через 1000 лет"
Фантастический "Звёздный бумеранг" Сергея Волгина
Фантастические книги ленинградского писателя Сергея Вольфа с названиями словно строчки из песен
Пётр Гордашевский. Их было четверо
Фантаст-пилот Петроний Гай Аматуни и его "Гаяна"
Татьяна Гнедина. Последний день туготронов
Автор фантастической повести "Трое с Десятой Тысячи" был "кормителем вшей"
"Ущелье белых духов" и "Четвёртое измерение". Фантастическая реальность Валентина Новикова
"Острова прошедшего времени" и "Путешествие "Геоса". Беспокойная фантастика Валентина Новикова