В своих обзорах путешествий во времени в советской фантастике я уже упоминал произведения ленинградских фантастов: Ольги Ларионовой, Георгия Мартынова, Геннадия Гора. Посвящу представителям питерской фантастической школы, писавшим о хроноперемещениях отдельно и специально ещё несколько абзацев блога. Как-никак, именно в Ленинграде я стал членом секции научно-художественной и научно-фантастической литературы, в которую меня ещё в середине восьмидесятых пригласил тогдашний её председатель Александр Шалимов. Именно в Ленинграде стал я и участником фантастического семинара Бориса Стругацкого. Даже удостоверение имеется. Незамысловатое, но зато с подписью Бориса Натановича:
Начну с писателя Александра Житинского. Его повесть «Часы с вариантами», вполне соответствующая рассматриваемой нами теме советских темпоральных путешествий, впервые была опубликована в журнале «Аврора», в 7-м и 8-м номерах за 1985 год. Герой повести Сергей Мартынцев на собственное шестнадцатилетие получает от деда-адмирала чудесные часы, которые (если верить автору) являясь одним из полюсов гравитационного поля, управляют временем во Вселенной и перемещают своего владельца по бесчисленному множеству пересекающихся в этом полюсе временнЫх пространств. Устанавливая механизм часов на нужную дату, можно отправиться как в прошлое, так и в будущее.
После некоторого количества применений «часовой машины времени» Сергей убеждается, что вмешательство в прошлое с целью устранить какую-либо неприятность, не обязательно ведёт к позитивным изменениям в настоящем, а иногда сопровождается наступлением бед ещё более крупных. Все мы знаем этот проклятый «эффект бабочки». Автор попутно разъясняет читателям и другой эффект: каждый скачок из одного времени в другое порождает новое временнОе пространство. А это, кстати, уже чистая эвереттика. Из моих знакомых фантастов литературным применением теории Мультиверсума (множества параллельных миров, немедленно возникающих, как только мы делаем какой-нибудь выбор) давно увлекается Павел Амнуэль.
Таким образом, Сергей из повести Житинского перемещается по Мультиверсуму, а его двойники-копии остаются в своих пространствах и живут свою жизнь. Конечно, повесть «Часы с вариантами» не является примером чистой НФ. И это произведение, и многие другие вещи из творческого наследия Александра Житинского я отношу к фантастическому реализму, который так уважал Борис Стругацкий. Применяя фантастическое допущение и ввергая, благодаря этому допущению, своего персонажа в необычные обстоятельства и нереальные ситуации, писатель Житинский вместе с героем размышляет о вещах вполне реальных: о сложности жизни и неминуемости смерти, о радости первой любви и простом семейном счастье…
К хронофантастике не раз обращалась и ленинградская писательница Ольга Ларионова. Об одном её замечательном рассказе, появившемся в 1967 году в сборнике фантастических повестей и рассказов питерских писателей "Планета туманов", и заставляющем читателя подумать об очевидном, я недавно упоминал в записи «Путешествия во времени в советской фантастике. На этом самом месте».
В романе Ларионовой "Леопард с вершины Килиманджаро", который был впервые опубликован в 3-м выпуске альманаха НФ в 1965 году, а позднее вышел в 1971 году в авторском сборнике Ларионовой "Остров мужества", момент, связанный с темпоральным перемещением имеет сюжетообразующее значение. В процессе эксперимента по засылке автоматического космического корабля "Овератор" через подпространство в звёздную систему Тау Кита, где тот должен был найти планету с оптимальными условиями для развития жизни, похожей на земную, и провести всяческие наблюдения, случился сбой.
"Овератор" ушёл не в подпространство, а в "подвремя" (термин я только что придумал, не взыщите) на 170 лет вперёд и вернулся со сведениями о всех жителях Земли, в том числе и с датами их смерти. Это допущение позволило Ларионовой развернуть историю драматических взаимотношений персонажей романа. На мой сегодняшний взгляд, даже чересчур драматических, не все герои доживают до финала.
Вспоминая о постоянно преследующем нас в хронофантастических произведениях "эффекте бабочки", я задаю себе (и автору) вопрос - а разве не могло предварительное знание людей о днях своей кончины (да ещё в масштабах всей планеты) привести к глобальному изменению будущего, в том числе - изменению доставленных "Овератором" дат смерти? Но роман не об этом. Кстати, узнать дату своей смерти герои могут, если у них есть такое желание. Можно и не узнавать.
А вот ещё один рассказ Ларионовой, связанный с машиной времени. Называется он "Дотянуть до океана" (1977), первая публикация состоялась в рижском журнале "Наука и техника" (№№ 2 и 3 за 1977 год). Кстати, много лет назад я читал рассказ именно в "Науке и технике". Пытался найти в интернете иллюстрации к этой журнальной публикации, но тщетно. Да и были ли они? Мне кажется, что были. Вдруг у кого-то есть эти журналы? Всякое случается... Но я отвлёкся...
В моей библиотеке есть авторский сборник Ольги Ларионовой "Знаки зодиака" с этим рассказом. Не очень далёкое будущее. В результате отказа энергораспределителя экспериментальный космолёт «Антилор-1» становится, как пишет Ларионова «раскаленной добела гигантской болванкой, стремительно падающей на Землю. И если бы только болванкой! Нет, это скорее адский орех, несущий в своей сердцевине сгусток энергии, эквивалентный нескольким водородным бомбам…». К счастью, на борту космолёта находится экспериментальный дингль - «реверсивный энерговременной преобразователь Атхарваведы», предназначенный для преодоления «парадокса близнецов», известного по специальной теории относительности. Мы все, конечно, помним многомудрого Эйнштейна, который доказал, что все процессы в движущихся объектах с точки зрения неподвижных наблюдателей замедляются. Так вот, благодаря динглю субсветовой космолет попадает после возвращения в ту точку временной оси, где он находился бы, не действуй на него эйнштейновский парадокс. Поясняю: если, например, с момента вылета сверхсветового звёздного корабля на Земле прошло двести лет, а в его кабине - два года, дингль добросовестно высчитает разницу и отправит корабль назад ровно на сто девяносто восемь лет. Таким образом, звездолётчики смогут снова встретить близких, оставшихся на Земле. Преобразователь Атхарваведы может отправить корабль в какое угодно давнее прошлое, но на нём установлен ограничитель, позволяющий лишь выравнивать земное и корабельное и время. Экипаж «Антилора» этот ограничитель снимает и отправляет гибнущий космолёт в прошлое глубже, заодно потратив на это свои огромные запасы неконтролируемой энергии.
Поскольку отказ корабельного энергораспределителя случился где-то над Сибирью, а падают они в районе реки Тунгуски, то в координационном центре на Земле после потери связи с «Антилором» решают, что космолёт ушёл по временной оси далеко вниз и взорвался в 1908 году, став знаменитым тунгусским метеоритом. В финале автор рассказывает читателям, что космолётчики всё-таки дотянули до океана, а перед гибелью успели понять, что над Тунгуской в 1908-м взорвался не их корабль. Ещё и посмеялись над тем, что подумают их товарищи из будущего, которое они избавили от термоядерной катастрофы. Гвозди бы делать из этих космолётчиков... Финал рассказа гласит: «Последний двигатель отключился, когда они шли над Таймыром. Взрыва не произошло - энергобаки были пусты. Они просто канули в ледяной океан, дойти до которого было их последней целью».
А моя ближайшая цель - ещё немножко написать про ленинградских фантастов и время в их книгах. О хронопутешествиях в произведениях Александра Шалимова и Геннадия Гора. А на закуску оставим прекрасного Илью Варшавского.
© Владимир Ларионов
#Житинский #Ларионова #НФ #СоветскаяФантастика #ОтечественнаяФантастика
Я уже писал на Дзене (подписывайтесь, пожалуйста!) о произведениях советских фантастов, в которых затрагивается тема путешествий во времени:
Путешествия во времени-1. Советский анабиоз
Путешествия во времени в советской фантастике-2. Туда - сюда и последствия
Путешествия во времени в советской фантастике-6. Питерская фантастика-2. Снова Ларионова
Путешествия во времени в советской фантастике-7. Питерская фантастика-3. Геннадий Гор
Путешествия во времени в советской фантастике-8. Питерская фантастика-4. Александр Шалимов
Путешествия во времени в советской фантастике-9. Питерская фантастика-6. Илья Варшавский-2
«Ошибка инженера Алексеева» или ошибка фантаста Полещука?
Фантаст Георгий Мартынов: "Счастье – в настоящем!" (О романе "Гость из бездны")
Забытый новосибирский фантаст: Пётр Воронин. Прыжок в послезавтра