Найти в Дзене
Сова, Нева и саквояж

Михайловский замок в Санкт-Петербурге - парадные залы Павла, церковь Михаила Архангела

Продолжение рассказа про интерьеры Михайловского замка. Сегодня прогуляемся по половине Павла Петровича (в тех залах, что открыты нынче) и в церковь заглянем, что замку название дала.

Начало здесь:

Мраморная галерея (Георгиевский зал)

Огромный парадный зал, расположенный рядом с Тронным. Павел I предполагал, что в замке будут проходить собрания кавалеров Мальтийского ордена, а этот зал был кордегардией. Винченцо Бренна оформил зал в 1799–1801 гг., используя разноцветный мрамор, за что его называли «мраморной галереей».

В интерьере зала были 3 беломраморных камина, украшенных лазуритом, яшмой и бронзой, позолоченные светильники, античные статуи.

После Павла I всё ценное вывезли: зеркала, паркет, скульптуры - в Таврический дворец; камины - в Павловский. Позже сняли мраморную облицовку, колонны (отправили в Новый Эрмитаж), а двери - в Мариинский дворец для дочери Николая I.

-2

В 1894 году Зал передали Николаевскому инженерному училищу. На стенах разместили мраморные доски с именами выпускников-кавалеров ордена Св. Георгия, добавили две большие люстры.

-3

В годы ВОВ от попадания снаряда сильно пострадали перекрытия, западная стена. В 1953-1954 годах зал частично отреставрировали, но основные работы провели только в 2000-х. Двери и камины воссоздали по образцу оригинальных, оставшихся в Павловске. Восстановили лепку потолка и облицовку стен.

Интересно, а чьё это лицо на камине, уж не Петра ли Первого?)
Интересно, а чьё это лицо на камине, уж не Петра ли Первого?)

Овальный зал

Овальный зал Михайловского замка входил в анфиладу парадных покоев императора Павла I и считался одним из красивейших помещений эпохи. В центре потолка был плафон с изображением олимпийских богов, созданный итальянским художником Антонио Виги. Стены были отделаны искусственным мрамором, а между колоннами размещались крупные зеркала в золочёных резных рамах - это создавало иллюзию большего пространства.

Овальный зал
Овальный зал

Скульптурное оформление зала выполнил итальянский мастер Кончецио Альбани: он добавил барельефы и изящные фигуры кариатид. Мебель, обитую "огненным" бархатом, украшали серебряные шнуры и кисти.

В середине XIX века, когда замок переоборудовали под Инженерное училище, зал разделили на два этажа, сбили карниз и десюдепорты, вместо одного из барельефов поставили дверь. Когда в 2008 году зал реставрировали, то перекрытие разобрали, а на то место установили памятную доску.

памятная доска
памятная доска

Во время реконструкции реставраторы частично вскрывали облицовку для обследования ответственных конструкций. Один из фрагментов с частью кирпичной кладки проёма времен Павла оставили.

кладка перекрытия проема
кладка перекрытия проема

Из Овального зала попадаем в покои камер-фрейлины А.С. Протасовой

Анна Протасова - дама примечательная.

Её приняли на службу при дворе в 17 лет "по блату", благодаря связям её дяди, Григория Орлова. Екатерина II хотела выдать её замуж за дипломата Аркадия Моркова, но брак не состоялся: у семьи не было приданого, а саму Анну современники называли некрасивой. Искусствовед Николай Врангель писал: «Мадемуазель Протасова была отталкивающе-безобразна, черна, бородата и весьма смешила величественностью вида своего».

Уж не знаю, что в ней нашли безобразного... Файл: virtual.rusmuseumvrm.ru
Уж не знаю, что в ней нашли безобразного... Файл: virtual.rusmuseumvrm.ru

Протасова осталась незамужней, Екатерина II назначила её камер-фрейлиной. В обязанности входил надзор за фрейлинами и камер-пажами. Её комнаты находились рядом с покоями императрицы, чтобы Анна могла быстро выполнять поручения. Она сопровождала Екатерину в различных дальних поездках. Привилегии камер-фрейлины включали высокое жалованье и право обедать с императрицей. При дворе Протасову уважали и побаивались.

-9

После смерти Екатерины Павел I, обычно не жаловавший приближённых матери, сохранил за Анной звание камер-фрейлины, подарил орден Святой Екатерины, пенсию и 100 крепостных. Тут сыграли роль личные симпатии, ведь Протасова была в родстве с фаворитом Павла - графом Ростопчиным.

Сейчас в покоях Протасовой расположена галерея Романовых - коллекция портретов императорской семьи, собранная по приказу Николая I для Зимнего дворца.

Портреты по порядку (начиная с левого верхнего): великая княгиня Мария Фёдоровна (Рокотов Ф.С.), великий князь Александр Павлович (Вуаль Жан-Луи), император Павел I (Тончи Сальваторе), великий князь Павел Петрович (Рокотов Ф.С., 1770-е), императрица Елизавета Алексеевна (Тишбейн Иоганн Фридрих Август).

фрагмент портретной галереи
фрагмент портретной галереи

В том же порядке: портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны (предположительно, автор Гроот Г.К.), великий князь Павел Петрович в юности (Рокотов Ф.С.), императрица Екатерина II с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории (Лампи Старший И.), императрица Екатерина II (неизвестный художник), Екатерина II перед зеркалом (Эриксен Вигилиус).

фрагмент галереи
фрагмент галереи
портрет царицы Евдокии Лукьяновны - второй жены царя Михаила Фёдоровича, матери царя Алексея Михайловича. Нефф Т.А.
портрет царицы Евдокии Лукьяновны - второй жены царя Михаила Фёдоровича, матери царя Алексея Михайловича. Нефф Т.А.

В покоях Протасовой выставлен необычный портрет самодержицы Софьи Алексеевны работы неизвестного художника. На крыльях двуглавого орла разместили шесть медальонов с символами добродетелей: «Благочестие», «Невинность», «Милосердие», «Справедливость», «Сила» и «Смирение». Интересно, что Софья на этом портрете в короне, со скипетром и державой - знаками царской власти, хотя в реальности её не короновали.

портрет Софьи Алексеевны
портрет Софьи Алексеевны

На противоположной стене - симпатичные вазочки.

-14

Большой Тронный зал Павла I.

Из-за краткого периода проживания в замке, Павел не успел здесь провести ни одной церемонии. Стены зала были обиты зелёным бархатом и золотой вышивкой, под алым балдахином на восьмиступенчатом возвышении стоял трон, на потолке - плафон Джузеппе Валериани с аллегориями Мира и Победы, по периметру потолка - 76 гербов городов и губерний, а также античные бюсты в нишах над дверями.

Тронный зал Павла I
Тронный зал Павла I

После гибели Павла I в 1801 году замок перешёл Гоф-Интендантской конторе. В 1809 году бархатное убранство вывезли в Тверь, а в 1820-х зал занял архив Инженерного департамента с двухъярусными шкафами (сохранились). С 1957 года помещение использовала Центральная военно-морская библиотека, покинувшая его в 2018 году.

гербы губерний
гербы губерний

В 2019–2020 гг. проведена реставрация: воссоздано бархатное покрытие стен по историческим образцам XVIII–XIX вв., причем заказывали его изготовление в Париже, на единственной мануфактуре, которая делает такое золотое шитье.

золотое шитьё на стенах
золотое шитьё на стенах

Отреставрированы плафоны, гербы губерний.

потолочный плафон
потолочный плафон

По чертежам XIX века восстановлена печь.

печь
печь

В нишах над дверями установлены копии бюстов из дворцовых описей. Обновлены книжные шкафы с березовым шпоном, люстра XIX века и золоченые бра на стенах. Воссоздан трон Павла I.

скромный трон Павла
скромный трон Павла

Хочу сказать огромное спасибо смотрителю тронного зала! Просто кладезь ценной информации и человек, который знает ответы на все вопросы! И в других залах служители вежливые, знающие, очень интересно пообщаться.

Пока мы разговаривали в Тронном зале, незаметно подошло время закрытия дворца, до момента как нас выгонят, оставалось 15 минут... А у нас еще церковь не осмотрена!

Это был просто "необыкновенный кросс" и забег через весь замок!

По пути пролетели через зал со скульптурами. Конечно, фото на бегу я сделать успела. Как я понимаю, это оригиналы скульптур из Летнего Сада.

зал со скульптурами
зал со скульптурами

На осмотр церкви у нас было 10 минут. И этого вполне достаточно.

Церковь Михаила Архангела.

Она была заложена вместе с замком в 1797 году, собственно, название замку она и дала. Церковь освятил 8 ноября 1800 года архиепископ Амвросий в присутствии императорской семьи и представителей Синода. Храм имел статус придворного: доступ к богослужениям был разрешен только членам царской семьи и их приближенным, а проводились они по специальному расписанию.

Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела

После гибели Павла I в марте 1801 года императорская семья покинула замок, и церковь закрыли на год. За это время из неё вывезли все ценные предметы: царские врата (переплавлены на сервиз), канделябры, золотые лампады и позолоту купола. По распоряжению Александра изъятые предметы заменили на "другие не столь дорогие": царские врата изготовили из дерева и посеребрили сверху, образа написали живописцы Академии художеств.

Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела

В 1822 году, после передачи замка Инженерному управлению, высоту храма сократили на две трети, добавив новое перекрытие и притвор. С ноября службы открыли для воспитанников Инженерного училища, среди которых был Ф.М. Достоевский, физиолог И.М. Сеченов и другие. В этой церкви в 1835 году венчался М.И. Глинка.

Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела

В 1918 году церковь закрыли и стали использовать как склад. Позже в ней располагались учреждения. В начале 1990-х годов в церкви возобновили богослужения (но говорят, что только для сотрудников музея), а с 2019 года ее можно посетить при осмотре замка.

Залы, которые мы не посетили:

До 29 августа 2025 года закрыты парадные залы:

Галерея Арабесок.

Сделана по образцу лоджий Рафаэля в Ватикане. На стенах были росписи итальянских художников, в галерее стояли копии античных статуй. 2 статуи нашлись в Эрмитаже, остальные пропали.

В 2019-2020 годах произведена первая очередь восстановительных работ в Галерее арабесок с тщательной расчисткой и реставрацией барельефов над окнами и старинных, украшенных искусной резьбой дверей, размещающихся в торцевых стенах, со вставкой зеркальных стекол, воссозданием обнаруженного искусственного мрамора на пилястрах, ложных окон с зеркалами. В настоящее время ведутся дополнительные проектно-исследовательские работы по воссозданию в зале позолоты и настенных росписей.

Галерея арабесок. Есть шанс, что увидим росписи!  Фото: citywalls.ru
Галерея арабесок. Есть шанс, что увидим росписи! Фото: citywalls.ru

Воскресенский зал.

Назван по Воскресенским воротам, над которыми располагался, использовался для балов и официальных приёмов с участием иностранных послов. При Павле I стены были облицованы жёлтым искусственным мрамором с тёмными пятнами, в нишах размещались исторические полотна, на стенах висели бронзовые фонари. В марте 1801 года здесь выставлялось тело погибшего императора для прощания.

Воскресенский зал. Фото: citywalls.ru
Воскресенский зал. Фото: citywalls.ru

Спальня Павла I, где и произошло роковое событие, пока реставрируется.