Михайловский замок в Санкт-Петербурге известен трагической историей, произошедшей в его стенах. Именно здесь император Павел Петрович был убит заговорщиками. Императорской резиденцией замок прослужил всего 40 дней. После смерти Павла замок пустовал, пока его не отдали Инженерному училищу. Отсюда его второе название - Инженерный замок.
В этой статье история замка и трагедии:
Для людей, которым интересна наша история, внутри замка будет не менее интересно, чем снаружи. Кто-то скажет, что в залах пустовато, а кто-то заметит все интересные экспонаты и покажет вам...
Главная лестница Михайловского замка встречает гостей сразу при входе. Она ведёт в анфиладу апартаментов на втором этаже. Эту лестницу спроектировал архитектор Бренна в 1799-1801 годах, и большую часть работ успели закончить, пока Павел I был жив.
Хотя лестница немного похожа на Иорданскую в Зимнем дворце, за основу взяли Версаль. Сам Павел даже написал на чертеже, что это «версальская лестница». Внизу она темная, с мраморными стенами, а наверху - залита светом из огромных окон. Такой контраст символизировал переход от тьмы к свету, от греха к добродетели.
Статуя в центре - «Умирающая Клеопатра». Это копия древней скульптуры из Ватикана, которую Павел заказал специально. Она должна была напоминать о несправедливом правлении его матери, Екатерины II, а стала ещё одним несчастливым знаком...
Выше, в нишах, стоят статуи «Благоразумия» и «Правосудия» - они символизировали мечту Павла об идеальной власти разума и добра (и его справедливом правлении, конечно). На стенах планировали сделать исторические фрески, но император погиб, и проект не завершили.
Обратите внимание на герб России с необычной деталью - Мальтийским крестом. Это напоминание о том, что Павел I был главой Мальтийского ордена. Так герб страны изменили всего один раз в истории.
Анфиладу парадных покоев Марии Фёдоровны открывает Зал Антиков.
Его построил архитектор Бренна в 1799-1800 годах. Это был первый в России музейный зал для античных коллекций. Большинство статуй и бюстов сюда попали из собрания лондонского банкира Лайд-Брауна, купленного Екатериной II в 1787 году. Позже коллекцию перевезли из Царского Села в замок.
При Павле I здесь стояли десятки скульптур, бюстов, мраморных ваз и даже древнеримский саркофаг. Главными украшениями были статуя Вакха (сейчас в Эрмитаже) и Диана работы француза Гудона (в Лиссабоне).
Со временем зал сильно изменили, а в 1990-е его восстановили в том виде, какой он имел к 40-м годам XIX века. В этом зале лучше всего сохранилась отделка со времён Павла I. Особенно интересны узоры на потолке и сводах ниш - они почти не изменились за два века.
Ещё тут стоит обратить внимание на двери, обильно украшенные позолотой.
Сейчас в зале Антиков несколько статуй, церковная утварь, портреты.
Несколько известных портретов:
Екатерина Великая на прогулке в Царском селе. Автор - Владимир Боровиковский. Позировала не сама императрица, а похожая на неё фрейлина - Марья Саввишна Перекусихина. Что характерно, восторга у Екатерины картина не вызвала и такой "домашний" портрет она выкупать не стала.
Интересна скульптура "Торжество христианства, или Ниспровержение идолов". Предполагалось установить такую на Благовещенском мосту, но не хватило финансирования.
Идём дальше - в Галерею Рафаэля.
Галерея так называется потому, что в ней раньше висели на стенах шпалеры, преподнесенные русской императрице в дар Людовиком XVI. Сюжеты на шпалерах точь-в-точь повторяли росписи стен Рафаэля в Ватикане. Сегодня три из этих шпалер хранятся в коллекции Эрмитажа, а самая знаменитая - «Афинская школа» представлена в музее Лейпцига.
Зато в Галерее сохранились плафоны на потолке. Это единственные уцелевшие образцы потолочной живописи времен Павла I. Все работы создал немецкий художник Якоб Меттенлейтер, который работал при «малом дворе» - так называли окружение цесаревича Павла Петровича и его супруги Марии Фёдоровны до восшествия Павла на престол.
По легенде, после убийства императора в 1801 году, Меттенлейтеру поручили загримировать лицо Павла и замаскировать следы насилия. Говорят, что этот опыт так потряс художника, что он поседел за одну ночь.
Плафоны Галереи Рафаэля в XIX веке были закрашены. Обнаружили их только в 1990-х годах во время реставрации Михайловского замка.
Сейчас в галерее выставлены портреты Романовых.
В таких очаровательных столиках выставлены портреты императорской семьи на эмали:
Следующий зал в анфиладе - Тронная и Предтронная Марии Фёдоровны
Изначально это были два разных зала, но после того как в здании замка поместилось Инженерное училище, их объединили в один. В 1859 году архитектор Ухтомский пробил в стене арку, объединив Тронную с соседним залом. Здесь разместили Модельный зал Инженерного училища.
Стены зала были обиты малиновым бархатом. Им же был обит и трон императрицы: на его спинке, поверх российского герба, золотыми нитями вышили букву «М» - монограмму Марии Фёдоровны. В углублении стены стоял беломраморный камин с барельефом, где изображены девять античных муз.
На потолке, в обрамлении золочёной лепнины с росписью, размещалась композиция «Суд Париса» кисти художника Якоба Меттенлейтера. Эта аллегория прославляла красоту хозяйки замка - императрицы.
В настоящее время в зале только картины и 3D-модель императорской короны.
Обратите внимание на люстру! Кто читал про находку в петербургской коммуналке - тот поймет.
Общий столовый зал
Общий Столовый зал в покоях Марии Фёдоровны, созданный Винченцо Бренной в 1799-1801 гг., украшали две массивные золочёные люстры на 50 свечей каждая (по эскизам Кваренги) и порфировые камины с зеркалами в резных рамах. Интерьер дополняли мраморные колонны с ониксовыми вазами, золочёная мебель и пунцовый бархат.
Пять дверей вели на террасу к Летнему саду. Для безопасности детей нижние части стеклянных дверей закрывали подушками. Здесь проводили концерты (последний -10 марта 1801 г.) и пышные ужины.
Блюда в таком изобилии следовали одно за другим, что, как вспоминал один из участников этих застолий, «не то, чтоб разговаривать, а едва доставало времени отведать кушанья».
11 марта 1801 года Павел I ужинал здесь в последний раз перед убийством.
В середине XIX века зал разделили на классы Инженерного училища. В 2002–2003 гг. восстановлен первоначальный облик.
Самый красивый зал в замке (исключительно по моему мнению):
Парадная опочивальня Марии Фёдоровны.
Стены здесь покрыты искусственным мрамором - настолько искусно, что его легко спутать с настоящим.
В зеркалах потрясающий лабиринт отражений! Цветочные украшения на рамах тянет рассматривать бесконечно! Кстати, они нарисованы масляной краской.
От прежней спальни остались только отделка стен, потолок и паркет. После смерти Павла I его семья спешно покинула замок, забрав почти всё: мебель, картины, скульптуры, даже дверные ручки.
Сейчас в этом зале выставлены миниатюрные портреты, медальоны и изящные безделушки в стеклянных витринах.
Впечатляют вазы - например, с изображением Адмиралтейства или изысканным женским портретом.
Интересно было увидеть эскиз-вариант скульптора Клодта для памятника Николаю I на Исаакиевской площади. Уникальная скульптура всего с двумя точками опоры!
А вот оригинал на Исаакиевской площади.
Чтобы вы не устали читать, о покоях императора Павла расскажу в следующей статье.