Найти в Дзене
Сова, Нева и саквояж

Памятник Петру I у Михайловского замка в Санкт-Петербурге: считаем ноги

Оглавление

Перед Михайловским замком в Петербурге стоит бронзовый Пётр I на коне - первый конный памятник в истории русского искусства.

Карло Бартоломео Растрелли

Его создал итальянец Карло Бартоломео Растрелли, чья судьба тесно связана с Россией. Талантливый скульптор, архитектор и ювелир, он не смог найти признания в Риме и Париже. Франция барокко не любила... После смерти Людовика XIV в 1715 году Растрелли, взяв с собой сына Франческо, приехал в Петербург, по приглашению императора Петра. Да так в России всю жизнь и прожил.

Франческо Бартоломео Растрелли
Франческо Бартоломео Растрелли

Пётр Великий был его кумиром. Ещё при жизни царя Растрелли снял с него гипсовую маску, позже создав «восковую персону» - сегодня её можно увидеть в Эрмитаже. Идея конного прижизненного памятника родилась в 1716 году. На первых эскизах Пётр напоминал римского императора: в античных одеждах, с лавровым венком и пленниками у ног. Растрелли упростил замысел, взяв за образец статую Марка Аврелия в Риме и работу Донателло во Флоренции.

Создание памятника

Дело двигалось медленно. Модель из свинца одобрили в 1719-м, но отлить всю статую сразу не получилось. После смерти Петра интерес к памятнику угас. Лишь при Елизавете Петровне, которая решила напомнить чья она дочь, Растрелли-старший вернулся к работе, но умер, не успев закончить. Дело продолжил его сын - знаменитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. В 1747 году статую отлили, однако пьедестал так и не сделали. В 1761 году Елизавета Петровна скончалась, а о памятнике и вовсе забыли.

памятник Петру I
памятник Петру I

Памятник ждал своего часа 50 лет

Екатерина II предпочла «Медного всадника» Фальконе, а творение Растрелли пылилось у Троицкого моста. Всё изменилось при Павле I. В 1800 году император велел установить статую у Михайловского замка. На памятнике надпись: «Прадеду - правнук»: так он подчеркнул связь между собой и Петром I, умышленно пропустив Екатерину II.

Пётр здесь - не динамичный реформатор, а торжественный полководец. Лавровый венок, горностаевая мантия, римские сандалии - всё говорит о величии. Конь словно замер в парадном шаге.

памятник Петру I
памятник Петру I

Постамент облицован разноцветным олонецким мрамором: розовым, белым и зеленым. А цоколь - из сердобольского гранита. Во время блокады памятник спасли - закопали в землю, а в 1945-м вернули на место.

На гранях постамента изображены великие победы.

С одной стороны Полтавская битва. Пётр I со шпагой ведёт русское войско против отступающих шведов, рядом - Меншиков. В небе - гении Победы с трубами и лаврами, и знак Рака (это июнь 1709 г.). Слева - раненого Карла XII уносят с поля. Барельеф показывает разгром шведов 27 июня 1709 года.

Полтава
Полтава

С другой стороны - морская победа при Гангуте, первый крупный триумф молодого флота России. Слева - Пётр I на флагманском корабле командует атакой. К нему спускается гений Победы с лаврами и пальмовой ветвью. Справа - захваченный шведский корабль с русским флагом, на заднем плане - отступающие вражеские суда. В облаках - знак Льва (июль 1714 г.), месяца, когда русский флот одержал победу при Гангуте.

Гангут
Гангут

С третьей стороны: аллегория трофеев: знамёна, пушки, доспехи — символы поверженных врагов.

И с лицевой стороны памятника надпись: Прадеду Правнук.

Если присмотреться, то вокруг Георгия Победоносца 8 лучей - это мальтийский крест, ведь Павел был Великим магистром Мальтийского ордена.
Если присмотреться, то вокруг Георгия Победоносца 8 лучей - это мальтийский крест, ведь Павел был Великим магистром Мальтийского ордена.

Приметы (а куда же без них): если видите что-то блестящее и натертое многочисленными прикосновениями - не ошибетесь!

  • Если потереть пятку спасенного моряка - не утонешь (барельеф с Гангутом).
уже и всего моряка натирают
уже и всего моряка натирают
  • Потереть копыта коней и ботфорты императора на барельефе с Полтавой - к удаче
что тереть - видно
что тереть - видно

А если подойти к памятнику в 3 часа ночи и пристально вглядываться, то увидите как он шевелится...

Интересный факт: конь под Петром - не вымышленный.

Это Лизетта, любимая лошадь царя. Он купил её в Риге и она прошла с ним всю Северную войну, а во время битвы при Полтаве даже спасла жизнь! После смерти царя, Лизетта прожила еще долго - до 1741 года, её чучело сегодня хранится в Зоологическом музее Петербурга.

А теперь рассмотрим ноги коня и императора.

Хорошо видно, если подойти с левой стороны и немного издалека. Левая передняя нога коня кажется человеческой, одетой в ботфорт. То ли это обман зрения, то ли шутка Растрелли, которому долго не платили за работу... Ведь рассчитались с ним лишь при Анне Иоанновне... Эффект исчезает, если подойти ближе)).

Видите? Как будто сапог на каблучке.
Видите? Как будто сапог на каблучке.

Этот памятник не такой известный, как творение Фальконе (Медный всадник), но именно этот монумент - первый, посвященный Петру I. Он и создан первым, и он - первый конный памятник России.