Перед Михайловским замком в Петербурге стоит бронзовый Пётр I на коне - первый конный памятник в истории русского искусства.
Карло Бартоломео Растрелли
Его создал итальянец Карло Бартоломео Растрелли, чья судьба тесно связана с Россией. Талантливый скульптор, архитектор и ювелир, он не смог найти признания в Риме и Париже. Франция барокко не любила... После смерти Людовика XIV в 1715 году Растрелли, взяв с собой сына Франческо, приехал в Петербург, по приглашению императора Петра. Да так в России всю жизнь и прожил.
Пётр Великий был его кумиром. Ещё при жизни царя Растрелли снял с него гипсовую маску, позже создав «восковую персону» - сегодня её можно увидеть в Эрмитаже. Идея конного прижизненного памятника родилась в 1716 году. На первых эскизах Пётр напоминал римского императора: в античных одеждах, с лавровым венком и пленниками у ног. Растрелли упростил замысел, взяв за образец статую Марка Аврелия в Риме и работу Донателло во Флоренции.
Создание памятника
Дело двигалось медленно. Модель из свинца одобрили в 1719-м, но отлить всю статую сразу не получилось. После смерти Петра интерес к памятнику угас. Лишь при Елизавете Петровне, которая решила напомнить чья она дочь, Растрелли-старший вернулся к работе, но умер, не успев закончить. Дело продолжил его сын - знаменитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. В 1747 году статую отлили, однако пьедестал так и не сделали. В 1761 году Елизавета Петровна скончалась, а о памятнике и вовсе забыли.
Памятник ждал своего часа 50 лет
Екатерина II предпочла «Медного всадника» Фальконе, а творение Растрелли пылилось у Троицкого моста. Всё изменилось при Павле I. В 1800 году император велел установить статую у Михайловского замка. На памятнике надпись: «Прадеду - правнук»: так он подчеркнул связь между собой и Петром I, умышленно пропустив Екатерину II.
Пётр здесь - не динамичный реформатор, а торжественный полководец. Лавровый венок, горностаевая мантия, римские сандалии - всё говорит о величии. Конь словно замер в парадном шаге.
Постамент облицован разноцветным олонецким мрамором: розовым, белым и зеленым. А цоколь - из сердобольского гранита. Во время блокады памятник спасли - закопали в землю, а в 1945-м вернули на место.
На гранях постамента изображены великие победы.
С одной стороны Полтавская битва. Пётр I со шпагой ведёт русское войско против отступающих шведов, рядом - Меншиков. В небе - гении Победы с трубами и лаврами, и знак Рака (это июнь 1709 г.). Слева - раненого Карла XII уносят с поля. Барельеф показывает разгром шведов 27 июня 1709 года.
С другой стороны - морская победа при Гангуте, первый крупный триумф молодого флота России. Слева - Пётр I на флагманском корабле командует атакой. К нему спускается гений Победы с лаврами и пальмовой ветвью. Справа - захваченный шведский корабль с русским флагом, на заднем плане - отступающие вражеские суда. В облаках - знак Льва (июль 1714 г.), месяца, когда русский флот одержал победу при Гангуте.
С третьей стороны: аллегория трофеев: знамёна, пушки, доспехи — символы поверженных врагов.
И с лицевой стороны памятника надпись: Прадеду Правнук.
Приметы (а куда же без них): если видите что-то блестящее и натертое многочисленными прикосновениями - не ошибетесь!
- Если потереть пятку спасенного моряка - не утонешь (барельеф с Гангутом).
- Потереть копыта коней и ботфорты императора на барельефе с Полтавой - к удаче
А если подойти к памятнику в 3 часа ночи и пристально вглядываться, то увидите как он шевелится...
Интересный факт: конь под Петром - не вымышленный.
Это Лизетта, любимая лошадь царя. Он купил её в Риге и она прошла с ним всю Северную войну, а во время битвы при Полтаве даже спасла жизнь! После смерти царя, Лизетта прожила еще долго - до 1741 года, её чучело сегодня хранится в Зоологическом музее Петербурга.
А теперь рассмотрим ноги коня и императора.
Хорошо видно, если подойти с левой стороны и немного издалека. Левая передняя нога коня кажется человеческой, одетой в ботфорт. То ли это обман зрения, то ли шутка Растрелли, которому долго не платили за работу... Ведь рассчитались с ним лишь при Анне Иоанновне... Эффект исчезает, если подойти ближе)).
Этот памятник не такой известный, как творение Фальконе (Медный всадник), но именно этот монумент - первый, посвященный Петру I. Он и создан первым, и он - первый конный памятник России.