В 2011 году Boeing 787 Dreamliner вышел на мировой рынок и заявил о новых стандартах эффективности широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов. К сегодняшнему дню заказано почти 2 000 «Дримлайнеров», и, чтобы выполнить все эти заказы, «Боингу» во что бы то ни стало нужно срочно увеличивать производство.
Boeing 787 ― единственный широкофюзеляжный самолет, находящийся в производстве, который сейчас называют по имени ― Dreamliner, а не по номеру. Например, как Boeing 777 ― «Три семерки» или Airbus A350 ― просто A350. Хотя до 28 января 2005 года 787-й разрабатывался под абсолютно «нарицательным» обозначением 7E7
Dreamliner ― совершенство в деталях
Компания Boeing называет Dreamliner «самым продаваемым широкофюзеляжным самолетом всех времен». За счет широкого использования композитных материалов, что сделало самолет легче, эффективных двигателей и других инноваций Dreamliner дал авиакомпаниям недостижимую ранее топливную экономичность. Вместе с Airbus A350 он ускорил уход огромного двухэтажного Airbus A380 Superjumbo, который изо всех сил пытался конкурировать с меньшим по размеру, но более эффективным 787-м.
Boeing: более легкая и прочная конструкция самолета из композитных материалов позволяет авиакомпаниям сократить расход топлива и выбросы вредных веществ на 25 процентов, а практически безлимитная дальность полета открыла для перевозчиков более 410 новых беспосадочных маршрутов. Самолеты семейства 787 перевезли более 900 миллионов пассажиров на более чем 4,5 миллионах рейсов
Да и для пассажиров с приходом Boeing 787 многое заметно улучшилось. Самолет знаменит своими большими окнами с автоматическим затемнением ― они обеспечивают прекрасный обзор во время полета. Использование композитных материалов и других ноу-хау позволило стабилизировать давление в самолете на любых высотах, а путешественники теперь меньше страдают от смены часовых поясов на сверхдальнемагистральных рейсах.
Dreamliner в трех вариантах
Инженеры Boeing разработали три варианта «Дримлайнера»: оригинальный Boeing 787–8 длиной 56,69 метра, удлиненный Boeing 787–9 длиной 63 метра и самый большой Boeing 787–10 длиной 68,27 метра.
Вместимость в типичной двухклассной конфигурации ― 248, 296 и 336 пассажиров соответственно.
Больше пассажиров ― тяжелее самолет ― меньше дальность. Boeing 787–10 способен пролететь без посадки около 11 910 км. Для сравнения, у 787–9 этот показатель равен 14 140 км, а у «миниатюрного» 787-8 ― 13 620 км.
Двигатели
Все три модификации оснащаются двигателями GEnx-1B от GE Aerospace или Rolls-Royce Trent 1000. В первые несколько лет популярность их была примерно одинакова, однако после ряда серьезных проблем с Trent 1000 авиакомпании сегодня в подавляющем большинстве случаев отдают предпочтение двигателю от GE Aerospace.
До сих пор все новые самолеты можно было оснастить различными силовыми установками на выбор заказчика. Однако, похоже, ситуация меняется. Так, новый Boeing 777X будет безальтернативно оснащаться усовершенствованным двухконтурным турбовентиляторным General Electric GE9X. Между тем, Airbus A330neo работает исключительно с двигателями Rolls-Royce Trent 7000, а Airbus A350 ― только с Rolls-Royce Trent XWB.
Сколько стоит «Дримлайнер»?
Boeing 787–8 был первым введен в коммерческую эксплуатацию. Он же и самый дешевый ― «всего лишь» около 248,3 миллиона долларов. «Восьмой» приходил на замену Boeing 767-200ER и Airbus A330-200 на те беспосадочные направления, где эти старые самолеты были экономически невыгодны. Его основным конкурентом в настоящее время является Airbus A330-800.
На данный момент в статусе «невыполненные» числится чуть менее трех десятков заказов на 787–8.
Boeing 787–9 ― самый популярный вариант Dreamliner, который был введен в эксплуатацию в 2014 году, то есть через три года после 8-го. Он стоит значительно дороже ― около 262,5 миллионов долларов за штуку. 787–9 изначально планировался как замена Boeing 767-300ER и Airbus A330-300, и сегодня его основной конкурент ― Airbus A330-900.
На Boeing 787–9 австралийская Qantas совершает беспосадочные рейсы из Перта в Лондон и обзорные экскурсии по Антарктиде. Этот лайнер также является рекордсменом по продолжительности беспосадочного коммерческого перелета Air Tahiti Nui ― 15 714,22 км. Интересно, что рейс из Французской Полинезии на материковую часть Франции состоялся в условиях карантина и закрытия международных границ в марте 2020 года из-за пандемии COVID-19
Boeing 787–10 ― самая дорогая модификация. Его стоимость примерно на 90 миллионов долларов больше, чем у 787–8, и составляет около 338,4 млн за самолет. Он был построен для замены старых Boeing 767–400, 777–200, Airbus A340-500 и A330-300. На сегодняшний день его основным конкурентом является Airbus A350-900.
787 невыполненных заказов на «Боинги 787» и другие трудности
В мире сегодня летает три типа широкофюзеляжных самолетов Boeing ― 767, 777 и 787, и один узкофюзеляжный Boeing 737. В то же время Airbus производит два узкофюзеляжных самолета ― A220 и A320 и два широкофюзеляжных ― A330 и A350.
Boeing имеет в своем портфеле 6 197 заказов на коммерческие самолеты. Из них 4 747 ― на популярный Boeing 737. При этом у американского производителя 104 проблемных заказа на Boeing 767, а также 559 неисполненных заказов на «Три семерки» и 787 ― на Boeing 787. Вот такая «случайная магия цифр».
Согласно информации, опубликованной на официальном сайте «Боинга», компания получила в общей сложности 2 418 заказов от клиентов со всего мира. Однако с учетом того, что часть контрактов позже аннулировали, реально заказано 1 957 самолетов. Всего с 2011 года Boeing поставил 1 170 экземпляров Dreamliner: 397 Boeing 787–8, 654 Boeing 787–9 и 119 Boeing 787–10
У Boeing сейчас 34 невыполненных заказа на Boeing 787–8, 15 из них для Emirates. Среди других клиентов ― Air Astana, Air Niugini, Scoot, заказчик из Ирака, представитель бизнес-авиации и четыре неназванные компании.
За все время на 787–9 было оформлено 1 443 контракта, которые впоследствии ужались до 1 263. Крупнейшая единовременная сделка по Boeing 787–9 ― 90 самолетов, заказанных United Airlines в декабре 2022 года. В общей сложности имеется 609 нереализованных заказов на Boeing 787–9, и 145 из них для United Airlines.
787–9, безусловно, является самой популярной из трех моделей, поскольку на нее поступило больше заказов, чем на две другие, вместе взятые. На нее также приходится чуть более половины всех поставок, и, как следствие, основная доля невыполненных
На сегодняшний день заказано около 300 самолетов Boeing 787–10, из них реальных ― 263. Лидером списка является Etihad, подписавшаяся на 30 самолетов в 2013 году.
Из 144 неполученных Boeing 787–10 авиакомпании Saudia принадлежит 21, Etihad ― 20, Air Canada ― 18 и Emirates ―15.
Как дела у главного конкурента Airbus?
В 2024 году Airbus получил 878 новых заказов, большинство из которых ― 637 ― на самый популярный самолет A320. Еще 17 контрактов заключено на Airbus A220 (бывший Bombardier CSeries), 82 заказа на широкофюзеляжный A330 и 142 заказа на флагманский Airbus A350.
По состоянию на февраль 2025 года было заказано 1 363 экземпляров Airbus A350, причем 645 из них уже летают. Между тем, на Airbus A330, который эксплуатируется с 1994 года, получено 1 863 заявок, и из них до сих пор не построено 238 самолетов.
Подведем итоги
Boeing 787 Dreamliner является преемником Boeing 767 и конкурирует с различными версиями Airbus A330 и A350.
Считается, что он внес основную лепту в остановку производства и полный отказ от проекта Airbus A380.
Программа B787 оказалась успешной и вынудила Airbus отреагировать на это, создав не менее успешный Airbus A350.
На сегодняшний день самый популярный из «Дримлайнеров» ― 787–9, и заказы на него продолжают поступать.
Говорят, что Boeing работает над созданием сверхдальнемагистральной версии 787-10LR. Можно не сомневаться, она точно перетряхнет мировой рынок пассажирских перевозок.