Бывает так, что мы с разными людьми ведём себя по-разному.
И некоторых это достаточно сильно пугает.
Спешу успокоить — пугаться нечего, так и должно быть.
Быть разным в разных ситуациях — нормально. Здесь даже объяснять нечего.
Интереснее разобраться, почему люди думают, что это неправильно.
Профессиональным глазом я вижу две причины — диспозиционизм и теорию самовосприятия.
Дело не в тебе
Диспозиционизм — это убеждённость в существовании неких психологических констант. Например, типа личности.
Долгое время казалось, что такие диспозиции есть обязательно. Но потом пришли социальные психологи и всё испортили. Их эксперименты показали, что наше поведение зависит не от диспозиций, а от ситуации.
Я не стану вдаваться в подробности экспериментов — это долго. Просто порекомендую книгу «Человек и ситуация. Уроки социальной психологии» Ли Росса, Ричарда Нисбетта.
Нас интересует вот что — каждая ситуация состоит из трёх частей:
1) Объективные факторы (количество людей, температура, ваше здоровье и т.п.);
2) Субъективные оценки (нравится ли вам происходящее, согласны ли вы и т.д.);
3) Динамически напряжённые системы (прямо как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»: «Я тут, а там у меня шведы Кемь взяли!»).
Как вы понимаете, разные люди — это разные ситуации.
Вот скажем, есть парень, он играет на гитаре. Со своими знакомыми он расслаблен и спокоен. Но если среди слушателей новый человек, он напрягается.
Мы видим — изменились объективные факторы (незнакомый слушатель). Вероятнее всего, изменились и субъективные оценки. Возможно, теперь наш герой думает: «Я могу опозориться». Возможно, изменились динамически напряжённые системы — нужно как-то потрафить незнакомому.
И всё — поведение резко меняется.
Человеку несведущему это может показаться странным, а для нас с вами всё как на ладони.
И вот что интересно — такое изменение может показаться странным даже нашему гитаристу.
Посмотри на себя
Дело в том, что иногда мы именно по своему поведению понимаем, что происходит у нас внутри.
Это называется теорией самовосприятия (self-perception theory). Вот очень наглядный эксперимент франко-шведско-японской группы учёных [1].
Они создали программу, меняющую эмоциональный окрас голосов участников. А затем давали послушать изменённые голоса их владельцам и следили за изменением них настроения.
Вы можете предсказать результаты эксперимента. Да, слушая свой голос, искусственно сделанный грустным, испытуемые начинали грустить. Слушая счастливый — радоваться.
В общем, чтобы понять себя, мы часто опираемся на те же стратегии, которые используем для понимания других.
Вот наш гитарист смотрит на изменение в своём поведении и думает: «Эге… Какой-то я другой стал. Обычно я не такой, а тут сам себя не узнаю».
Представим, что он истово верит — человек всегда таков, каков он есть, и больше никаков.
Тогда нашего герой начнёт очень сильно переживать. Ведь ему будет казаться, что с ним что-то не так, что он какой-то неправильный.
На профессиональном языке такие размышления называются руминациями. В пределе они могут довести его до очень неприятных событий.
Но есть и другой вариант развития событий. Наш гитарист знаком с работой некоего Зыгмантовича, и всё понимает правильно. Он подумает: «Всё со мной нормально. Я веду себя по-другому потому лишь, что ситуация другая. Так и должно быть».
И никаких проблем.
Здесь, возможно, вы задумаетесь — может быть, дело всё-таки в чём-то другом? Скажем, в психотипе нашего героя? Нет, конечно, нет. Психотипов не бывает.
В дополнение рекомендую:
Источник:
1. https://www.pnas.org/content/early/2016/01/05/1506552113