Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Муж пришел в такое негодование, что приказал вынести портрет вон»… О портретах Тенишевой

Когда-то я писала статью: Женские портреты Репина. Так ли они неудачны, как принято считать?

Портретов Марии Клавдиевны Тенишевой я не размещала тогда. Решила пересмотреть, сравнить с фотографиями.

И пришла выводу, что они мне нравятся. Особенно портрет 1896 года.

Он близок к фотографии Марии Клавдиевны, сделанной, судя по фасону платья и причёске, примерно тогда же.

Мария Клавдиевна Тенишева, фотография середины 1890-х.
Мария Клавдиевна Тенишева, фотография середины 1890-х.

И на фото, и на портрете Мария Клавдиевна выглядит симпатичной, женственной, слегка озорной…

Не скажешь, что это – сильная или волевая дама. Тенишева такой и не была. Талантливая, энергичная, деятельная, но – не сильная. Репину, на мой взгляд, удалось это всё передать.

Я вижу на этом портрете интересную, умную, тонкую, богато одарённую женщину, нуждающуюся к крепкой опоре. Прекрасный, хрупкий цветок, который нужно оберегать.

Илья Репин. Портрет М.К.Тенишевой. 1896 год.
Илья Репин. Портрет М.К.Тенишевой. 1896 год.

Правда, Мария Клавдиевна упрекала Репина за примитивный фон:

«…портрет выходил довольно удачный… Но вот беда, работа портрета была как-то прервана по случаю моего отъезда, и в мое отсутствие Репин, убоявшись, вероятно, цветистого тона, намазал вместо него прочную штукатурную стену коричневого колера»…

Тенишева и Репин были дружны. Он гостил у неё в имении. И хотел писать её портреты, но дело шло тяжко:

«… До смерти надоело мне позировать Репину. Писал он и рисовал меня шесть или семь раз, мучил без конца, а портреты выходили один хуже другого, и каждый раз из-за них у меня бывали неприятности с мужем»…

Тенишева и Илья Репин на этюдах в Талашкино (под Смоленском).
Тенишева и Илья Репин на этюдах в Талашкино (под Смоленском).

На портрете ниже Тенишева запечатлена в вечернем платье с модным в 1890-е золотисто-бежевым кружевом...

Мне немного досадно, что здесь непонятно, из какой ткани сшит наряд. Но в целом портрет нравится.

М. К. Тенишева. Портрет работы И. Репина 1896 год.
М. К. Тенишева. Портрет работы И. Репина 1896 год.

Портрет А. П. Соколова настолько похож на одну из фотографий Тенишевой, что кажется, будто списан с неё. Правда, выражение лица на портрете более одухотворённое.

  • Интересно, что здесь у Марии Клавдиевны серьги из чёрного жемчуга. Я думала, в то время такой жемчуг ещё не носили.
Соколов А.П. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой, 1898 год.
Соколов А.П. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой, 1898 год.
Фотография М. К. Тенишевой, 1890-е годы.
Фотография М. К. Тенишевой, 1890-е годы.

А вот портрет кисти Валентина Серова приводит меня в недоумение и некоторый шок.

Мария Клавдиевна выглядит здесь лет на 50 лет, хотя ей было 40. И я не в силах понять, что хотел донести до нас художник, какие черты характера женщины отразить.

Тенишева писала, что портрет оказался испорчен из-за Дягилева:

«Однажды во время сеанса влетел Дягилев и... напал на Серова, стал смеяться, что тот пишет даму в декольте при дневном освещении… Серов смутился и, поддавшись его влиянию, тут же зажег электрическую лампу с желтым абажуром. Эта перемена освещения дала мне желтый рефлекс на лице и совершенно убила удачный колорит портрета»…

Муж Марии Клавдиевны был в бешенстве:

«Вернувшись и увидав его (портрет), муж пришел в такое негодование, что приказал вынести его вон и сделал мне тяжелую сцену...

Когда Серов, увидав князя и не дождавшись от него ни одного любезного слова, сам вызвал его на разговор о портрете, князь очень сухо ответил ему:

– Позвольте мне не высказываться. Когда человек молчит, это значит, что он не хочет сказать чего-нибудь неприятного.

С тех пор Серов сделался моим отъявленным врагом, несмотря на то, что я лично всегда ценила его талант и приветливо встречала его. Он никогда не мог простить мужу его слов и совсем не по-рыцарски вымещал их на мне…»

Валентин Серов. Портрет М. К. Тенишевой, 1898 год.
Валентин Серов. Портрет М. К. Тенишевой, 1898 год.

Ниже – портрет Коровина. У меня он не вызывает эмоций. «Портрет нарядной дамы, написанный в стиле импрессионизма»… Вот, пожалуй, и всё.

А самыми интересными и удачными мне кажутся как раз портреты Репина. Вот так, неожиданно...

Константин Коровин. Портрет М.К. Тенишевой, 1899 год.
Константин Коровин. Портрет М.К. Тенишевой, 1899 год.

Наряды для прогулок середины 1890-х. Почему «бархатный сезон» на море в конце 19 века был весной?

Как одевались дамы в самые последние годы 19 века.

#стиль #мода и красота #искусство #портреты #женщины