Когда-то я писала статью: Женские портреты Репина. Так ли они неудачны, как принято считать?
Портретов Марии Клавдиевны Тенишевой я не размещала тогда. Решила пересмотреть, сравнить с фотографиями.
И пришла выводу, что они мне нравятся. Особенно портрет 1896 года.
Он близок к фотографии Марии Клавдиевны, сделанной, судя по фасону платья и причёске, примерно тогда же.
И на фото, и на портрете Мария Клавдиевна выглядит симпатичной, женственной, слегка озорной…
Не скажешь, что это – сильная или волевая дама. Тенишева такой и не была. Талантливая, энергичная, деятельная, но – не сильная. Репину, на мой взгляд, удалось это всё передать.
Я вижу на этом портрете интересную, умную, тонкую, богато одарённую женщину, нуждающуюся к крепкой опоре. Прекрасный, хрупкий цветок, который нужно оберегать.
Правда, Мария Клавдиевна упрекала Репина за примитивный фон:
«…портрет выходил довольно удачный… Но вот беда, работа портрета была как-то прервана по случаю моего отъезда, и в мое отсутствие Репин, убоявшись, вероятно, цветистого тона, намазал вместо него прочную штукатурную стену коричневого колера»…
Тенишева и Репин были дружны. Он гостил у неё в имении. И хотел писать её портреты, но дело шло тяжко:
«… До смерти надоело мне позировать Репину. Писал он и рисовал меня шесть или семь раз, мучил без конца, а портреты выходили один хуже другого, и каждый раз из-за них у меня бывали неприятности с мужем»…
На портрете ниже Тенишева запечатлена в вечернем платье с модным в 1890-е золотисто-бежевым кружевом...
Мне немного досадно, что здесь непонятно, из какой ткани сшит наряд. Но в целом портрет нравится.
Портрет А. П. Соколова настолько похож на одну из фотографий Тенишевой, что кажется, будто списан с неё. Правда, выражение лица на портрете более одухотворённое.
- Интересно, что здесь у Марии Клавдиевны серьги из чёрного жемчуга. Я думала, в то время такой жемчуг ещё не носили.
А вот портрет кисти Валентина Серова приводит меня в недоумение и некоторый шок.
Мария Клавдиевна выглядит здесь лет на 50 лет, хотя ей было 40. И я не в силах понять, что хотел донести до нас художник, какие черты характера женщины отразить.
Тенишева писала, что портрет оказался испорчен из-за Дягилева:
«Однажды во время сеанса влетел Дягилев и... напал на Серова, стал смеяться, что тот пишет даму в декольте при дневном освещении… Серов смутился и, поддавшись его влиянию, тут же зажег электрическую лампу с желтым абажуром. Эта перемена освещения дала мне желтый рефлекс на лице и совершенно убила удачный колорит портрета»…
Муж Марии Клавдиевны был в бешенстве:
«Вернувшись и увидав его (портрет), муж пришел в такое негодование, что приказал вынести его вон и сделал мне тяжелую сцену...
Когда Серов, увидав князя и не дождавшись от него ни одного любезного слова, сам вызвал его на разговор о портрете, князь очень сухо ответил ему:
– Позвольте мне не высказываться. Когда человек молчит, это значит, что он не хочет сказать чего-нибудь неприятного.
С тех пор Серов сделался моим отъявленным врагом, несмотря на то, что я лично всегда ценила его талант и приветливо встречала его. Он никогда не мог простить мужу его слов и совсем не по-рыцарски вымещал их на мне…»
Ниже – портрет Коровина. У меня он не вызывает эмоций. «Портрет нарядной дамы, написанный в стиле импрессионизма»… Вот, пожалуй, и всё.
А самыми интересными и удачными мне кажутся как раз портреты Репина. Вот так, неожиданно...
Наряды для прогулок середины 1890-х. Почему «бархатный сезон» на море в конце 19 века был весной?
Как одевались дамы в самые последние годы 19 века.
#стиль #мода и красота #искусство #портреты #женщины