Принцип работы АКПП заключает в передаче крутящего момента с двигателя на планетарный ряд трансмиссии через гидротрансформатор посредством давления трансмиссионной жидкости.
Принцип вариатора — через плавное изменение передаточного числа через 2 конусообразных маховика, находящихся с двигателем в постоянном зацеплении.
В первом случае в роли сцепления АКПП выступает гидротрансформатор, состоящий из турбинного и реакторного колеса, во втором трансмиссия напрямую соединена с двигателем и сцепления, работающего при изменении передаточного числа, не имеет.
Именно данная особенность в конструкции вариатора накладывает ряд определенных особенностей, в частности:
* Стоимость обслуживания — для стабильной работы CVT трансмиссионное масло рекомендуется менять гораздо чаще. При этом трансмиссионная жидкость и фильтра для CVT стоят дороже аналогичных расходников для АКПП. При игнорировании своевременным ТО и ремонтом неисправный вариатор может привести к необходимости в замене всей трансмиссии и силового агрегата.
* Запас прочности — среднестатистический ресурс эксплуатации CVT не превышает 150 000 км пробега. При этом бесступенчатая трансмиссии более предвзята к качеству ТО и стилю эксплуатации.
* Эксплуатационные нагрузки — CVT может устанавливаться только на маломощные двигатели с крутящим моментом меньше 300 Н*м. В случае резких стартов или при пробуксовках вариатор более подвержен износу, чем АКПП.
Ремень CVT находится в постоянном зацеплении с маховиками (конусами) трансмиссии, что при резком ускорении или снижении коэффициента сцепления автомобиля с дорожным покрытием способствует образованию микропроскальзываний, приводящих к повреждениям внешнего слоя маховиков (конусов) и ремня. Это в свою очередь увеличивает количество фрикционной пыли внутри трансмиссии и загрязняет масло, что ускоряет износ всей коробки.