Найти тему
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

ПОЧЕМУ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ БОЛЬШЕ ПЕЧАЛИ, ЧЕМ РАДОСТИ


.

.

.

Спросили, русская культура - это культура грусти, тоски... А возможна ли радость в нашей культуре? Трудный вопрос, решаемый может быть, лишь диалектически, от диалектики Маркса к диалектике христианской. Если сказать о поэзии, единственно радостный поэт в России, (и действительно поэт большой и гениальный), это Михаил Кузьмин , но радость его все таки, большей частью телесно - чувственная , хотя и просветленная в христианском мистицизме. Но все же, в ней есть какая та чувственная экзальтированность и манерность . Она не передается читателю, а лишь ощущается им как радость поэта. Возможно, в ней мало, той самой христианской диалектики, в которой подлинная радость извлекается из печали. Тихая проникновенная радость есть у Мандельштама, есть она и у Рублева , но радости меньше встречается у Блока. Даже восторженно- лиричный Пастернак - несколько манерный и экзальтированный, его радость - радость больше сублимированная, (его некоторая " лирическая восторженность" и есть род поэтически - сублимированной радости.)

А у иконописца Андрея Рублева тихая радость, не как подавленность- калейдоскопически сублимированная в радость, а как радость извлеченная из печали, как опыт полноты в Боге из разрозненного, с его тысячами оттенков. А это - другое. Это радость встречи с Иным. Резюмируя сказанное, в русской культуре и вправду мало радости, но в ней есть свет. Золотая середина в ней , это наверное Пушкин, Кушнер, Мандельштам, или Грин. Хотя, в русской культуре середины мало. С другой стороны, наверное, во всей, не только в русской культуре- мало радости.

Просто русская печаль, печаль особенная.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ К ТЕМЕ ОТ ПЕЧАЛИ ДО РАДОСТИ

.


.

.

Печаль это чувство разрозненности, отрезанности от Бога, хотя лучше сказать, отрезанности от тебя . Любимое может быть не отрезано от Бога, но оно отрезано от тебя. Ты любишь женщину, а ее нет с тобой . У тебя была драгоценность от бабушки, дедушки, или друга, а ты ее потерял, глупо уронил в воду . Или, ты принес в мир искренность и свет, а и то и другое оплевали люди. Ты полюбил человека, поверил в него, а он в итоге оказался жалкой тупицей с приземленным взглядом и тупыми желаниями обогащения, или чего то близкого им. Это и создает печаль. Радость же это чувство и опыт возвращенной, или возрожденной полноты из разрозненного. Сюда относится и прощение . И понимание. По этой христианской логике и диалектике подлинная радость извлекается из печали, не как эмоциональная сублимация , а как чистый свет. Чистый свет любви, утешения, примирения, и простой тихой радости, что нечто есть , было и будет всегда. Но есть не просто как что то далекое, и недоступное , а то к чему ты сам идешь. Ибо само это движение и есть радость. Радость не сублимированная, а преобразованная, просветленная, и глубинная.

__________

P. S.

.

А с другой стороны и в искусстве, особенно в поэзии и в музыке, радость трогает тогда, когда в ней есть и затаенная грусть. Самая красивая, радостная мелодия, (если она волнует, а не раздражает) это мелодия в чьей радости есть и грусть. Эту черту можно отнести и к поэзии .