Яна шла по улице, радуясь первым весенним лучам солнца, и тому, что она просто идет по улице одна - вот так, свободно. Есть еще несколько минут, чтобы порадоваться – дома надо быть вовремя. Дома муж – настоящий тиран, которому она была когда-то так благодарна – он вытащил ее из нищеты, когда она жила с бабушкой, а теперь нет бабушки, нет своего дома (сгорел), но есть он – Николай, грубый и деспотичный. А еще есть сын, рыженький четырехлетний Василек, которым Николай шантажирует: бросишь меня – попрощайся с сыном. Яна мужа очень боялась и старалась уважать.
Около пешеходного перехода она увидела старушку, которая упорно старалась перейти улицу на красный цвет – заступала за бордюр и злобно махала клюкой проезжающим машинам, которые долго сигналили.
- Женщина! - окликнула ее Яна. - Не спешите, еще красный. Давайте я помогу вам перейти.
- Ездят тут и ездят, - ворчала старушка, не обращая внимания на Яну. – Я спешу. Не пойму что с сыном случилось, а телефон у меня разрядился. Он должен был подойти в магазин. Я даже картошку не купила, мне тяжело ее нести. Боюсь, с ним что-то случилось.
Когда перешли дорогу, к ним подбежал мужчина лет сорока.
- Мама, что с телефоном? И почему ты меня не дождалась?
Старушка начала ворчать на сына, но сразу взяла его под руку. Мужчина поблагодарил Яну и сын с матерью ушли. Яна посмотрела им в след: это так мило – такие нежные отношения. А у Яны с детства было все плохо – папа с мамой злоупотребляли и погубили себя, поэтому она на дух не переносила алкоголиков. Жила в деревеньке с папиной мамой, которая была уже почти глухая и слепая, но могла обслуживать себя. Николай заезжал к своим родственникам в деревню, которые жили по соседству, видел, как живет Яна с бабушкой, иногда от чистого сердца покупал им продукты и давал деньги. Он тогда и впрямь был хороший. Яна ездила в город на работу, и в один из дней бабушка неудачно разожгла печку – дом сгорел, а вместе с ним и бабушка. Николай забрал красивую Яну к себе, взял замуж и озверел от ревности – на каждом углу ему мерещился соперник.
Потом, когда Яна была беременна, Николай немного успокоился – ну кому нужна баба с огромным животом?! Да и когда Васька только родился, ему было не до ревности – с малышом она никуда не денется. Но стоило Яне заикнуться о том, что пора ей устроиться на работу, а сына – в садик, Николай опять взорвался:
- Дома сиди! Я вас хорошо обеспечиваю, нечего перед другими мужиками задом крутить!
Подруг у Яны не было – муж запрещал. С кем он разрешал ей общаться – это только с соседкой – сорокалетней Ирой, которая была на 12 лет старше Яны. Николай считал соседку эдакой надзирательницей над Яной. Она была старой девой, нервной и надменной, жила одна. Но он даже не догадывался, что Ира – мужененавистница и она Николая терпеть не может, хоть и по-соседски делает вид, что с ним дружит. Она дружила с Яной против него же самого.
- Беги от него, он сволочь! – говорила Яне Ира. – Я бы его убила бы, если бы он был моим мужем! Но ты мягкий и покорный человечек, ты так не сделаешь! Просто беги!
- Но куда? Ни подруг, ни родных! Мне некуда бежать.
Самые лучшие дни это были те, когда Николай уезжал в дальнобой. Он с легкостью оставлял Яну на соседку и думал, что та его не подведет, будет надзирать. Но в эти дни Ира умоляла Яну найти какой-нибудь выход – да даже с мужчиной надежным познакомиться, чтобы сбежать с сыном. Но Яна понимала – это невозможно, Николай ее везде найдет.
В тот день, когда она переводила через дорогу старушку, ее контролировал Николай – минута опоздания карается скандалом. На следующий день ранним утром он уезжал на пять суток и предупредил Иру, чтобы она следила за каждым ее шагом. Днем Яна оставила малыша на Иру, пошла в магазин и столкнулась там с сыном вчерашней старушки, который покупал картошку. Познакомились, разговорились с Костей о жизни.
- Знаете, Яна, я такой – мамочкин сыночек, можно так назвать! – сказал Костя. – У меня погибла старшая сестра, и мама на этой почве чуть с ума не сошла, поэтому я с ней живу. Характер у нее скверный, но я маму очень люблю и никогда не брошу.
Яна даже не заметила, как почти час они проговорили в парке, прохаживаясь по аллее с сумкой картошки. Костя был словоохотливый, а Яне интересно было слушать. Он рассказал, что никогда не был женат, детей не имеет и это все из-за того, что после смерти сестры он свою жизнь посвятил матери:
- Мне даже представить страшно, что бы было с ней, если бы меня не было, - говорил он. – Ну что – дом престарелых? Катастрофическое одиночество в четырех стенах? Нет, только не это!
Но через час это немного наскучило: «Мама, мама, мама». Человек живет не своей жизнью, а маминой. Но с другой стороны – а жила ли Яна своей жизнью? Из любимых только сын, а мужа она уже не любила, а просто боялась. Что-то в них есть родственное – например, зависимость от близких людей. Косте она коротко рассказала о своей личной жизни.
- Наверное, нам надо обменяться номерами телефонов, чтобы иногда морально поддерживать друг друга, - предложил Костя. - Давайте обменяемся?
- Ой нет, это лишнее, - возразила Яна. – Мой муж такую дружбу точно не оценит. Да он и телефон мой постоянно просматривает, так что это опасно.
- Тогда давайте сделаем так, - Костя записал номер телефона шариковой ручкой на клочке бумаги. – Вы сейчас этот номер наизусть заучите, а потом проглотите этот клочок, чтобы никто не узнал. Позвонить вы можете мне в любое время дня и ночи. Но все же лучше днем – ночью мама чутко спит.
Яна рассмеялась. Несмотря на то, что Костя был мамочкин сынок, он был очень остроумный, ей такие мужчины нравились. Она взяла этот клочок с уверенностью, что никогда не воспользуется номером телефона Кости, потому что это чревато последствиями для нее, но Костя почему-то не выходил у Яны из головы. Весь вечер она с улыбкой вспоминала его остроумные шутки и то, как он нежно рассказывает о матери. Бывают же такие мужчины! На следующее она крутила-вертела этот клочок бумаги – может его все-таки выкинуть? Но это сделать не давало предчувствие – что-то должно измениться в ее жизни, если она позвонит. Яна набрала номер телефона Кости.