Найти в Дзене

Зверь с семью головами и десятью рогами, выходящий из моря...(Откр.13:1)

Оглавление

.

«Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд.12-13)
«Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд.12-13)

.

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные (Откр.13:1)

.

В главе 11, где Церковь Христова была представлена в образах двух маслин новозаветного храмового светильника, а также «двумя свидетелями» и «двумя пророками», уже упоминался некий зверь, названный «зверем, выходящим из бездны», который в последние дни ветхого мира «сразится» с двумя пророками, «и победит их, и убьет их» (Откр.11:7), — однако после «трех дней с половиною» умерщвленные зверем новозаветные свидетели оживут и «взойдут на небо в облаке» (Откр.11:11-12).

При этом вполне очевидно, что «зверь, выходящий из бездны» в главе 11, и «зверь, выходящий из моря» в главе 13, очень похожи друг на друга, — ведь оба этих персонажа именуются «зверями», и представлены «выходящими…», и оба преследуют и убивают святых, и т.д.

Тем не менее, многие богословы не берутся утверждать, что «зверь... из бездны» и семиголовый «зверь из моря», с описания которого начинается глава 13, обозначают одно и то же «лицо» или явление (в частности, подобное сомнение высказывает проф. Лопухин, указывая на разницу между понятиями «бездна» и «море»).

Кроме того, согласно свидетельствам Откровения «зверь из бездны» сразится с двумя свидетелями (Откр.11:7), а «зверь из моря» ведет войну со всеми святыми, сколько бы их ни было (Откр.13:7), — и это обстоятельство также не вполне согласуется с утверждением, что в главах 11 и 13 прорисовано одно и единое противостояние.

С другой стороны, во многих священных текстах «море» и «бездна» употребляются в качестве синонимов, так что разница между этими библейскими понятиями не так велика, как может показаться на первый взгляд. А рассматривать в данном случае необходимо именно библейские понятия, — ведь выход «зверя» из обычного «земного» моря подразумевал бы название этого моря, и предполагал бы буквальный «выход» из этого водоема настолько же буквального семиголового хищного животного, что по понятным причинам всерьез не обсуждается.

(Даже если отставить в сторону здравый смысл и вообразить буквальное появление из морских глубин некоего фантастического хищника, который выходит на один из пляжей нашей планеты и более-менее буквально совершает все то, о чем свидетельствует далее ап. Иоанн, — ничто не мешает посчитать такого зверя «вышедшим из бездны», так как обычные «природные» моря сами от себя породить подобное чудовище не способны)

Более того, ветхозаветные писания утверждают, что при сотворении мира «море» (которое призвано из небытия и существует в единственном числе) как «собрание поднебесных вод» было «заперто», — то есть библейскому морю был положен определенный предел, который не позволяет этому морю «излиться на сушу», сравн.:

Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим? (Иов.38:8-11)

(Сравн. – «…связавший море словом повеления Твоего, заключивший бездну и запечатавший ее страшным и славным именем Твоим…», 2 Пар.36:24)

Однако некий невидимый духовный предел был установлен для библейского моря только по отношению к библейской «суше», — но «глубины морские» так и остались в буквальном смысле беспредельными, и именно по этой причине достаточно часто обозначаются в Св. Писании словом «бездна» (Иов.38:16, Иов.38:30, Иов.41:23-24, Пс.148:7, Ис.51:10, Ис.63:13, Ион.2:6 и т.д.).

(Так, ирмос первой песни покаянного канона ко Господу Иисус Христу, следуя слову Пс.105:9, представляет переход Израилем Чермного моря «шествием по бездне»: «Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль, по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м...»)

При этом ветхозаветное пророческое слово не ограничивает понятие «море» смыслом «собрания поднебесных вод», но представляет его средой обитания всего живого, то есть неотъемлемой частью «полноты земли» (но не суши):

Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими (Пс.103:24-25)

.

Более того, именно библейское «море» является тем «духовным пространством», где обитает левиафан, т.е. «морской змей», который иносказательно прорисовывает «змия-диавола» (сравн. – «там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем», Пс.103:26), — так что смысловых различий между «морем» из Откр.13:1 и «бездной» из Откр.11:7 явно недостаточно для того, чтобы посчитать «двух зверей» выходящими из разных мест.

Кроме того, поскольку «семиголовый» зверь представляется «выходящим» не из буквального моря, а из моря библейского, — можно предположить, что он таким образом стремится выйти на библейскую «сушу».

А это означает, что ап. Иоанн «стал... на песке морском» не на обычном песчаном берегу некоего земного моря, — но у того невидимого духовного предела, который «запирает» море от первых дней сотворения мира, сравн:

…Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут (Иер.5:22)

.

Причем именно этот невидимый, но непреодолимый для большинства обитателей вселенной библейский предел отделяет поднебесный духовный мир от мира «физического», — и при этом является чертой, отделяющей свет от тьмы (сравн. образы из Иов.26:9-10, Иов.38:11, Иов.38:19-20).

А с учетом того, что «зверь из моря» имеет те же семь голов и десять рогов, что и «большой красный дракон», о котором шла речь в предыдущей главе книги Откровение (Откр.12:3), — есть основания утверждать, что загадочный семиголовый зверь представляет собой семя диавола, которое выходит «на сушу» исключительно для того, чтобы воплотиться в видимом мире и повести брань с небесным «семенем жены» (сравн. – «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту», Быт.3:15; Откр.12:7).

Другими словами, «зверь из моря» есть не что иное, как диавольское орудие новозаветных времен, которое в отличие от самого диавола, низверженного с неба и до времени запертого в бездне (Откр.20:3), способно преодолевать библейскую границу моря и суши и выводить на «физический» уровень богоборческие процессы, берущие начало от «глубин сатанинских» (Откр.2:24), сравн.:

…я увидел звезду, падшую с неба на землю… она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя (Откр.9:2)

пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою… и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее… (Откр.12:15-17)

(О том, почему у дракона и у зверя из моря разное количество «диадим», и почему диадемы дракона находятся «на семи головах», а диадемы зверя «на десяти рогах», и т.д., пойдет речь в следующих публикациях)

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: «Зверь из моря» на престоле дракона: кто это и что это? (Откр.13:2)

Предыдущая статья: О библейских смыслах загадочного «начертания зверя» (Откр.13)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами, Откр.13:1 #на рогах зверя было десять диадим, а на головах его имена богохульные, Откр.13:1