Найти в Дзене

Знамение огненного дракона с семью головами (Откр.12:3)

Оглавление

.

.

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим (Откр.12:3)

.

То, что в явленном тайнозрителю «драконьем» образе прорисован сам враг рода человеческого, то есть диавол, достаточно очевидно, — так что «альтернативные» толкования этого образа даже вне Церкви встречаются чрезвычайно редко.

Однако с учетом того, что каждая деталь образа «большого красного дракона» оказывает самое непосредственное влияние на общее разумение всей 12 главы, — есть смысл отметить, что драконы в представлениях народов Ближнего Востока никогда не походили на «западных», то есть не имели ни тела, подобного телу животных, ни лап, ни «звериных» голов.

Дракон в представлениях израильтян и окружающих их народов выглядел как крылатый змей, — и именно этот аспект определяет дальнейшие свидетельства главы 12, в соответствии с которыми лишенный крыльев (т.е. низверженный с неба на землю) «небесный дракон» без какой-либо «дополнительной трансформации» превращается в «обычного» земного змея, вынужденного «ползать на брюхе» (сравн. – «…будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей», Быт.3:14; Откр.12:9, Откр.12:15).

Более того, визуальное родство «дракона» и «змея» имеет еще один знаменательный смысл, связывающий новозаветные свидетельства о «небесном» драконе с ветхозаветным левиафаном, то есть с «морским змеем», упомянутым и в книге Иова (Иов.3:8, Иов.40:20-26), и в Псалмах (Пс.73:14, Пс.103:24-26), и в книге пророка Исаии (Ис.27:1).

Что касается семи голов «огненного дракона», — с учетом свойственного числу «семь» символизма есть основания утверждать, что в явленном тайнозрителю «семиголовом» образе прорисована полнота принадлежавшей дракону власти и силы.

(Греч. слово πυρρός в буквальном смысле означает «огненно-красный», и в зависимости от контекста может означать не только «красный», но и «рыжий», и «огненный», сравн. с еще одним свидетельством о падении диавола: «…и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод», Откр.8:10)

Кроме того, представление врага рода человеческого в образе с семью головами свидетельствует о продолжении, исполнении и завершении в новозаветные времена пророческих образов из книги Даниила, так как у четырех «ветхозаветных» зверей, которых пророк видел выходящими из «великого моря» (Дан.7:2-7), в совокупности насчитывались те же «семь голов» и «десять рогов», — а случайные совпадения такой точности для священных текстов не просто маловероятны, но абсолютно невозможны, сравн.:

и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый - как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: "встань, ешь мяса много!" Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему. После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него (Дан.7:3-7)

(О том, почему крылатый змей, который «стал перед женою», имеет не «змеиные», а «звериные» головы, речь пойдет чуть позже.

А поскольку все десять рогов «зверей Даниила» принадлежали последнему четвертому зверю, — очевидно, что и у «большого огненного дракона» десять рогов не «делятся между головами», но находятся на одной из его голов.

Что касается числа «семь», — соответствующая этому числу библейская «семеричная» полнота может определять не только возвышенные, но и любые другие завершенные смыслы. Так, в Прит.6:16-19 говорится о семи мерзостях человеческих, а в Прит.26:25, — о семи мерзостях злобного сердца. И Сам Спаситель в Мф.12:45 и Лк.11:26 свидетельствует о семи «злейших» духах, которых приводит с собой изгнанный нечистый дух в том случае, если место его прежнего пребывания не будет освящено и наполнено новым содержанием)

При этом те семь нечестивых диадим, которые находятся на семи головах «огненного дракона», представляют собой не круглое или овальное головное украшение из драгоценных металлов и камней (такой смысл слово «диадема» приобрело намного позже) — а особую головную повязку с надписью, которая служила видимым и «читаемым» символом царской власти, и к которой с течением времени добавлялся образ и смысл «венца», в результате чего спустя столетия она приобрела более привычный современному человеку вид царской короны.

(Другими словами, венцы-στέφανος и диадемы-διάδημα не являются синонимами и обозначают совершенно разные предметы, а в книге Откровение до главы 19 даже отчасти противопоставляются друг другу, поскольку первые есть только у сил света, — а вторые только у сил тьмы)

Кроме того, можно отметить, что видение жены, облеченной в солнце, отделено от видения дракона словами «и другое знамение явилось на небе», — то есть новозаветные свидетельства книги Откровение разделяют эти образы даже на самом формальном (словесном) уровне.

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Как хвост дракона поверг на землю треть небесных звезд (Откр.12:4)

Предыдущая статья: Знамение жены, облеченной в солнце, которая «кричала от болей и мук рождения» (Откр.12:1-2)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, Откр.12:3 #на головах красного дракона семь диадем, Откр.12:3