Найти в Дзене
TechInsider

Почему электромобили на самом деле очень опасны? Все дело в шуме

Оглавление

С 2019 года в Европе и США электромобили должны издавать какой-нибудь звук, чтобы быть слышимыми для пешеходов. В России таких норм пока нет. Нужны ли такие требования и как должны звучать электромобили?

    Почему электромобили на самом деле очень опасны? Все дело в шуме
Почему электромобили на самом деле очень опасны? Все дело в шуме

И вот вдруг обнаруживается, что всего хорошо в меру, и тишина в том числе. Ряд исследований показали, что электрокар, едущий на невысокой скорости, практически неслышен для пешеходов и велосипедистов – особенно если последние уткнулись носом в смартфон или слушают на ходу музыку.

По данным одного из них, риск для электрокара столкнуться с пешеходом на 40% выше, чем для бензинового автомобиля. В другом случае был проведён опрос слабовидящих и обнаружилось, что 93% участников имели проблемы с тем, чтобы вовремя заметить приближение электромобиля.

Поэтому с 2019 года правила ЕС требуют, чтобы электромобили оснащались системой звукового оповещения (AVAS). Она автоматически издаёт звуковые сигналы, когда машина движется на скорости меньше 20 км/ч, слышимостью не менее 56 децибел – это уровень звука электрической зубной щётки или бритвы.

Помогло ли это решить проблему?

Не до конца. Исследование 2021 года в США показало, что “зумеры” электрокаров не дают столь же чёткого опознавания, как шум ДВС.

Между тем, в России таких правил пока нет. Из электрокаров в нашей стране наиболее популярны б/у Nissan Leaf, ввозимые из Японии и Европы. Возраст многих из них больше трёх лет, а значит, вам вполне может повстречаться на дороге такой неслышимый "стелс".

Как должен звучать электромобиль?

  Scott 97006 / Flickr
Scott 97006 / Flickr

Тоже интересный вопрос. Насколько мы знаем, пока требования распространяются только на слышимость сигнала, а какой именно звук выбрать, решает автопроизводитель. TechInsider писал три года назад, что Tesla предложила своим водителям библиотеку аудиофайлов. В неё входят, например, шум ветра, блеяние коз и цоканье копыт из фильма “Монти Пайтон и Священный Грааль”.

Возможно, что в будущем появятся требования и на этот счёт. Россияне, кому за сорок, помнят, как в конце 1980-х годов появилась мода на кастомизированные сигналы клаксона – особенно часто водители выбирали популярную тогда “Ламбаду”. Однако вскоре такие сигналы были запрещены, потому что пешеходы часто не опознавали их как звук клаксона. То же может произойти с электрокарами.

Социологи же считают, что лучше всего подходит белый шум – например, запись водопада. Этот звук один из лидеров по приятности для слуха и лёгкости распознавания расстояния и направления. Он даже лучше опознаётся, чем звук ДВС, потому что тарахтение последнего может переотражаться от стен, а это мешает определить, с какой стороны он идёт.

А если бы электромобиль был у вас, какой звук вы бы выбрали?

Авто
5,66 млн интересуются