Об отечественном автопроме, пожалуй, согласно известному правилу этикета, лучше молчать, но тут вышла новость, которую просто невозможно не прокомментировать.
Минпромторг подготовил проект стратегии развития российского автопрома на период аж до 2035 года - этот официальный документ, занимающий 48 страниц, опубликован на правительственном сайте.
Ну, во-первых, так сказать, "спасибо за оперативность". Как мы знаем, автомобильная отрасль стала самой пострадавшей от западных санкций еще в марте. И вот, прошло уже полгода, и у нас появилась даже еще не стратегия, а только проект стратегии развития. Ну, допустим.
Что там интересного, в этом проекте стратегии?
Согласно пояснительной записке к документу, Минпромторг рассчитал объем инвестиций, которые необходимо вложить в отрасль, чтобы попробовать ее восстановить. Это 2,7 трлн рублей на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также организацию производства компонентов для авто, 500-600 млрд на стимулирование экспорта, 500-600 млрд на стимулирование спроса на внутреннем рынке и программу обновления парка (здесь непонятно, что за парк).
Если посчитать, в совокупности около 4 трлн рублей - сумма довольно существенная, для сравнения это почти 17% всех бюджетных расходов на текущий год. Неужели государство готово вложить такие деньги в развитие отечественного автопрома?
Как бы не так. Читаем дальше и узнаем, что эти деньги предлагается вложить бизнесу.
Какому бизнесу - тоже не совсем понятно. Потому как основные заводы от ушедших западных компаний были проданы госструктурам за символическую плату с правом обратного выкупа.
Зачем бизнесу вкладывать деньги в госкомпании и активы, которые в любой момент может выкупить обратно предыдущий собственник - для меня загадка.
Дальше самое интересное. В проекте стратегии сказано, что производство в России малых дизельных двигателей, АКПП, систем ABS и подушек безопасности может начаться... до 2035 года! И на всякий случай добавляют: "эта оценка предлагается министерством как реалистичная".
Ну тут даже не знаю. До 2035 года уже наверное жители многих стран полностью пересядут на электромобили, в автопроизводстве появятся какие-то совершенно новые прорывные технологии, где-нибудь уже начнут выпускать летающие автомобили. А у нас к этому времени может начаться производство подушек безопасности и АКПП. А может и не начаться. И это реалистично.
И самое интересное, что 500-600 млрд рублей планируют (пусть и за счет бизнеса) выделить на стимулирование экспорта продукции нашего автопрома. Без АКПП, ABS и подушек безопасности. Тут, мне кажется, стимулируй - не стимулируй...
Весь этот проект стратегии направлен на обеспечение технологического суверенитета (эти слова в ближайшем будущем мы будем слышать очень часто) в автопроме и создании "конкурентоспособной на мировом уровне продукции".
Ну да. Без подушек безопасности - это однозначно "конкурентоспособная на мировом уровне продукция". И обеспечивающая технологический суверенитет.
Подписывайтесь на этот канал и повышайте свою финансовую грамотность!