123,4K подписчиков

Из трубы валит черный дым и летит сажа, а выхлоп пахнет бензином. Причин несколько, показываю основные

11K прочитали

О многих неисправностях в работе двигателя можно легко узнать по цвету дыма из выхлопной трубы машины. Не беда, если это обычный пар в холодное время года по утрам при прогреве, такое бывает даже у полностью исправных авто.

Но вот густой, едкий или цветной (синий, черный, белый или все вперемешку) дым из выхлопной системы - явный повод задуматься, что с двигателем что-то не так.

И если с сизым дымом все понятно, тут и диагностика не нужна - движок явно расходует масло. То с черным дымом, который вылетает из трубы, как у старенького 30-ти летнего КамАЗа, все не так однозначно. Ведь если для "пожилого" дизельного мотора такое поведение - норма, то для обычной легковушки с бензиновым мотором - это далеко за гранью "нормального поведения" двигателя.

Зачастую, черный густой дым из трубы появляется при прогазовках, в этот момент из выхлопа вырываются клубы черного дыма вперемешку с сажей и черными брызгами. При этом от машины начинает ощутимо пахнуть бензином, создается ощущение, что топливо просто вылетает в трубу, в расход топлива заметно возрастает.

О многих неисправностях в работе двигателя можно легко узнать по цвету дыма из выхлопной трубы машины.

На деле причин появления черного дыма из выхлопа немало. Я постараюсь рассказать о самых основных, которые зачастую и приводят к такому "темному" последствию.

Бежать и чистить дроссельную заслонку в этом случае будет бесполезным занятием, о чем хозяин авто с подобной проблемой уже в курсе. Для начала нужно понять причину, почему вообще так происходит. В какие-то сложные технические подробности вдаваться я не стану, а в общих чертах все же расскажу.
Для многих бензиновых ДВС оптимальным считается смесь из 14.7 частей воздуха к 1 части бензина. При нарушении этой пропорции "в пользу" бензина - смесь считается "обогащенной". Как раз в этом случае мы и видим черный дым от сгорания "богатой" топливо-воздушной смеси, где топливо не сгорает полностью, а, упрощенно говоря, вылетает в трубу.

Почему так происходит, разобрались, теперь нужно понять, что не так с самим двигателем, и почему он "делает" нам неправильную смесь.

Первоочередно многие автовладельцы грешат на датчик кислорода - лямбда-зонд. Находится он непосредственно на выпускном коллекторе и в современных авто их минимум 2. И причина может быть действительно в этих датчиках, из строя они выходят довольно часто, давая неверные значения для коррекции топливо-воздушной смеси.
При неисправности хотя бы одного из датчиков кислорода расход запросто может вырасти, а из трубы будет лететь черный дым.

Лямбда-зонд с автомобиля Kia Rio
Лямбда-зонд с автомобиля Kia Rio

Следующий датчик, который "делает мозг" и владельцу и ЭБУ двигателя, давая заведомо ложные показания - датчик температуры охлаждающей жидкости. Он довольно сильно влияет на изменение смеси, регулируя ее по-разному в разных температурных диапазонах работы двигателя.
Неисправный датчик может "заставить" вечно переливать топливные форсунки, а значит и смесь будет вечно "богатая".

Этим нередко страдают как старые, так и современные инжекторные двигатели. В некоторых случаях возможны и другие симптомы, например, сложный или вовсе невозможный запуск двигателя.

Датчик с синей фишкой на тройнике охлаждающей системы отвечает за сигнал, идущий на ЭБУ двигателя (мотор AAD 2.0 Ауди 100)
Датчик с синей фишкой на тройнике охлаждающей системы отвечает за сигнал, идущий на ЭБУ двигателя (мотор AAD 2.0 Ауди 100)

Заканчивая о датчиках, добавлю, что неверные показания датчика массового расхода воздуха (ДМРВ, МАF) или датчика абсолютного давления (MAP), также приводят к неправильной смеси с последствиями. Их стоит проверить одними из первых, попробовав заведомо исправные датчики.

ДМРВ расположен непосредственно за корпусом воздушного фильтра
ДМРВ расположен непосредственно за корпусом воздушного фильтра

Теперь о других не менее важных составляющих системы работы двигателя. Для начала - топливная система.
Здесь стоит проверить и форсунки, и топливный насос, и регулятор давления топлива, установленный на рампе.

Форсунки от износа запросто могут переливать топливо, особенно это касается двигателей с непосредственным впрыском. Такие форсунки более "нежные" за счет работы на высоком давлении в разы превышающем значения форсунок для распределенного впрыска. Их течь и негерметичность - обычное дело на авто с пробегом.

Регулятор давления топлива также может быть неисправен, удерживая топливо в рампе на высоких значениях, чем это предусмотрено заводом изготовителем. Таким образом, за один цикл впрыска в цилиндры попадет больше топлива при более высоком давлении, чем при более низком.
Эти значения, в том числе и работу ТНВД (при его наличии), можно проверить диагностическим оборудованием.

Давление в рампе на работающем двигателе 1.8 tsi
Давление в рампе на работающем двигателе 1.8 tsi

Другая же причина может крыться и в системе зажигания.

Проверяем свечи, катушки, провода - все то, что отвечает за образование искры в камере сгорания. Старые "уставшие" свечи могут давать плохую искру, которой недостаточно для моментального, контролируемого и качественного воспламенения топливо-воздушной смеси.
В этом случае плохая и неровная работа двигателя будет проявляться уже на холостых оборотах, машина будет хуже разгоняться, плохо набирать обороты, подтраивать. А при наличии еще и обогащенной смеси, сами свечи будут покрыты черным налетом.

Свеча зажигания, проработавшая на богатой смеси
Свеча зажигания, проработавшая на богатой смеси

Естественно, заодно стоит проверить и катушки зажигания. К ним может быть немало вопросов, даже если они на первый взгляд исправны и не вызывают каких-либо подозрений. Но, честно говоря, откровенно черный дым из выхлопной трубы из-за пары "криво" работающих катушек ваы вряд ли увидите.

А вот из-за чего еще можно "поймать" обогащенную смесь на двигателе, так это из-за подсосов воздуха. И касается это в первую очередь турбированных двигателей.
При недостатке наддувочного воздуха, топлива в смеси становится больше, чем это необходимо. При этом проверять стоит не только впускной тракт на наличие дефектов, дырок, повреждений, но еще и систему картерных газов.

Сложная вакуумная система на двигателе 1.8т VW Passat b5+ с кучей разветвлений так же является причиной подсосов воздуха
Сложная вакуумная система на двигателе 1.8т VW Passat b5+ с кучей разветвлений так же является причиной подсосов воздуха

Например, на моих "любимых" TSI моторах богатая смесь возникает из-за проблемы негерметичности сальника коленвала или рубашки масляного щупа.

Конечно же, проще всего для начала провести диагностику электронных систем двигателя, прочитать ошибки хотя бы даже простеньким блютуз сканером. Даже он в состоянии указать правильный путь в поиске неисправности, да и стоит он копейки, а пользы от него немало.

На деле же есть и еще куча других причин возникновения черного дыма из трубы. Я эту проблему затронул лишь на примере инжекторных бензиновых двигателей, на карбюраторных моторах или же двигателях, оснащенных системой впрыска с так называемым механическим инжектором, причиной может стать эти основные узлы.

Карбюратор от ВАЗ на двигателе 1.8 JN Ауди
Карбюратор от ВАЗ на двигателе 1.8 JN Ауди

Какие вы знаете причины черного дыма из выхлопной системы, делитесь ими в комментариях, будет интересно почитать.

Спасибо за внимание.