Найти в Дзене
ТыжИсторик

Тёмные века: "Утренний дар" Галесвинты. 568-575гг.

Автор: Hoomkeen

По договору с Хильпериком Галесвинте после брачной ночи перешли в личное владение Бордо и южные города Аквитании. Все те земли, откуда когда-то бежали её предки - вестготы. В случае развода эти земли уходили с Галесвинтой прочь из домена Меровингов обратно к вестготам.
По договору с Хильпериком Галесвинте после брачной ночи перешли в личное владение Бордо и южные города Аквитании. Все те земли, откуда когда-то бежали её предки - вестготы. В случае развода эти земли уходили с Галесвинтой прочь из домена Меровингов обратно к вестготам.

Эта статья прямое продолжение небольшой арки статей про меровингов. Предыдущая статья тут.

Треугольник это жесткая конструкция. В нашем опасном мире минимум три точки опоры (если они не лежат на прямой) позволяют построить что-то, что будет удерживать равновесие. Королевство, разделенное примерно на три равных конкурирующих части может долгое время находиться в этом состоянии, так как две слабейшие части вынуждены будут объединиться против получившей какие то преимущества третьей.

Хильперик покусился на несколько городов Сигиберта, но тот даже не выступил со своей армией против младшенького выскочки - в те годы почти все силы на востоке надо было держать наготове из-за активности недавно появившейся угрозы из степей - аваров. Вместо этого Хильперик обратился за помощью к оставшемуся старшему брату - Гунтрамну, и тот, несмотря на бывшие до этого многочисленные приграничные конфликты с самим Сигибертом, предпочел помочь брату восстановить законные границы.

Вклад Св. Григория Турского в понимание того, что происходило в те годы неоценим.
Вклад Св. Григория Турского в понимание того, что происходило в те годы неоценим.

В итоге армия Гунтрамна изгнала воинов и чиновников Хильперика из ключевых городов Тур и Пуатье. Сигиберт позже наведет там прядок, назначив епископом в Тур известного историкам Григория Турского. Этот выходец из галло-римской семьи происходил из Оверни, не имел изначально никакой поддержки среди местных священников, и даже возведение в сан прошло у него не в Туре а в Меце, что нарушало традиции церкви. Григорий отлично понимал шаткость своего положения, понимал, что единственная его защита и опора это Сигиберт, и был верным лоялистом своего короля. В истории Григорий Турский остался как автор "Истории франков", подробного описания событий VI века, участником которых он был лично сам. Впрочем, читатели его истории должны держать в голове факт, что Григорий естественно симпатизировал Сигиберту и Брунгильде.

История франков написана в 10 томах и содержит множество уникальной информации. Некоторые вещи, особенно те, которые касаются событий касающихся самого Григория, описаны туманно, но Григорий и не претендует на беспристрастность.
История франков написана в 10 томах и содержит множество уникальной информации. Некоторые вещи, особенно те, которые касаются событий касающихся самого Григория, описаны туманно, но Григорий и не претендует на беспристрастность.

Во втором городе, доставшемся Сигиберту проживала вдова его отца Радегунда и, сдружившийся с ней, итальянский поэт Венанций Фортунат. Произведения Венанция почти всегда имели тонко завуалированный политический подтекст, и пока поэт жил в Пуатье, он писал по заказу Сигиберта и Брунгильды. Увы, самые значительные литературные источники тех времен все симпатизировали Сигиберту, но мы же владеем анализом и свободны от предрассудков? В общем, продолжаем нашу историю.

Галесвинта прибыла ко двору Хильперика и быстро показала свой крутой нрав. Королева, взрослая и начитанная, воспитанная при дворе вестготов, дочь короля, который прошел ад гражданской войны и добился редчайшего для королей вестготов уровня признания - естественной смерти (а не убийства очередными заговорщиками), требовала от себя соответствующего отношения. Она потребовала от Хильперика немедленного прекращения всяких сношений со своими вторыми женами, удалила Фредегонду, несмотря на то что у той уже были дети от короля. Но вот прошло несколько месяцев, а Галесвинта не подавала признаков беременности. В случае же её смерти "утренний дар", а именно южная часть Аквитании возвращалась к отцу - перечеркивая все завоевания дедов и прадедов Меровингов.

Развод при таких условиях не предполагался вообще. Но положений безвыходных нет.
Развод при таких условиях не предполагался вообще. Но положений безвыходных нет.

Хильперик не был готов к тому, что в его замке появилась такая "хозяйка". Галесвинта стала быстро доставлять множество проблем, муж и жена явно не сошлись характерами и королева даже предлагала Хильперику развод, гордо обещая оставить ему южные города, если он держится за неё так как боится их потерять. Неожиданная смерть Атанагильда в Испании предопределила судьбу женщины. У короля не осталось наследников мужского пола, магнаты Испании завели длительные переговоры, которые шли более пяти месяцев. Это был момент максимальной смуты и анархии у вестготов, когда графы и герцоги правили как монархи, и лишь проблемы у их соседей не позволили никому атаковать Испанию и покорить её. Чуть позже магнаты Испании выберут себе двух королей, которые разделят страну, но нам пора возвращаться к франкам.

В Испании не осталось никого, кто мог бы заступиться за Галесвинту, кроме её матери, но у женщин нет своей армии, и Хильперик мог закрыть вопрос со своей женой радикально и не боясь возмездия. В её спальню вошел один из рабов и зарезал её во сне. Король устроил торжественные похороны и траур, но уже через несколько дней женился на Фредегонде. Интриганка пришла к успеху, а скорость с которой Хильперик перешел от траура к празднованию заставила многих засомневаться в его искренности.

Множество художников напрямую обвиняют Фредегонду и Хильперика в убийстве.
Множество художников напрямую обвиняют Фредегонду и Хильперика в убийстве.

Фортунат, которого не приглашали на похороны, всё равно выпустил длинную элегию - надгробное слово покойной. Длинное произведение полно печали и слов примирения. Ни разу не брошен упрек или подозрение на Хильперика или кого-либо из его окружения. Впрочем, там вообще нет ни слова о Хильперике. Этот стих не для него и не о нем. Послание явно говорит вестготам о том, что Сигиберт и Брунгильда не оставят это преступление и намекает на возможность союза против Нейстрии. Впрочем и все магнаты франков, которые могли после прочтения вообразить наконец, что вестготы получили казус белли, прочитали в стихе напоминание о том, что у франков осталась Брунгильда - родная сестра убитой, которая могла потребовать наследство себе и, таким образом, оставить земли во власти франкских королей.

А тут король вообще присутствует на месте преступления.
А тут король вообще присутствует на месте преступления.

Впрочем, в случае смерти Брунгильды судьба городов опять повисала в воздухе. Решение вопроса пришло в 570-м году, когда королева родила мальчика по имени Хильдеберт. Имя малышу дали с прицелом на Париж - именно Хильдеберт владел Парижем до того, как его поделили поровну между собой братья.

Наследник гарантировал, что города Галесвинты останутся под короной франков, так что переговоры Сигиберты и Гунтрамна в том же году закончились успешно и братья решили, что Хильдеберт должен будет передать "утренний дар" Брунгильде. Вместо переговоров с братом Сигиберт двинул армии своих герцогов забирать то, что отныне считал своим. Началась война.

А здесь Фредегонда стоит над поверженной соперницей.
А здесь Фредегонда стоит над поверженной соперницей.

Это была странная война, которая затянулась на несколько лет. Сигиберт, поначалу одерживающий победы, собрал под свои знамена всех своих вассалов с востока. В его армии были бавары, алеманны, саксы, многие из которых были язычниками. Гунтрамн быстро убедился в том, что его брат не собирается остановиться на захвате южных городов Нейстрии а планирует полный разгром Хильперика. Это совершенно не соответствовало планам Гунтрамна, который предпочитал балансировать политически между двумя братьями. К тому же, внезапно, Бургундию Гунтрамна стали грабить лангобарды, которые захватили северную Италию и изучали своих соседей, пробуя их "на зубок".

В итоге боевых действий сам Гунтрамн не вел, свои войска держал в обороне, и всё время собирал мирные переговоры, которые должны были наконец-то прекратить войну. Впрочем Сигиберт постоянно нарушал эти договоренности и продолжал захватывать новые города Нейстрии. Его тоже можно было понять, франкские армии тех времен кормились грабежами и собирались ради грабежа. Когда короли собирались и заключали мир без сражения, простые воины считали, что их впустую погоняли туда-сюда и лишили возможности поправить своё финансовое положение. В итоге Сигиберт балансировал между покорением франкских городов, которыми он собирался править в будущем и желанием его армии разорять и жечь центральную Галлию. В таких случаях короля лучше было не раздражать - любой повод он мог использовать для приказа войскам - "этих негодяев можно будет пограбить".

Бордо остался за франками, осталось только понять за кем конкретно.
Бордо остался за франками, осталось только понять за кем конкретно.

Грабежами занимался и Хильперик - его старший сын Теодеберт, который по заданию отца вновь захватил Тур и Пуатье, ограбил эти области. Тут всё было понятно - Хильперик не верил, что города останутся за ним. Гражданская война постепенно стала более ожесточенной, простой народ страдал от жестокости тех, кто вроде бы должен был их защищать.

Через пять лет таких стычек Сигиберт устал от пассивного нейтралитета Гунтрамна, который только мешал брату разгромить Хильперика и потребовал от того пропустить армии для финального вторжения. Гунтрамн согласился... Многочисленные войска Сигиберта подошли к Парижу и заняли этот, доселе ничейный город. Теодеберт (старший сын Хильперика), когда-то клявшийся своему дяде, что никогда не будет воевать против него, погиб при попытке остановить армию одного из герцогов Сигиберта. Король удержал своё воинство от грабежа Парижа, явно рассчитывая, что эти земли уже переходят под его правление. Оставив в Париже жену и всех детей, прибывших на триумф по поводу неминуемой победы, Сигиберт двинулся вперед и осадил Турне, крепость, в которой заперся Хильперик.

Турне один из древнейших городов в Галлии, ему ещё предстоят множество осад и сражений.
Турне один из древнейших городов в Галлии, ему ещё предстоят множество осад и сражений.

Внутри города у Хильперика родился очередной сын - и его назвали Самсоном. Это странное для франков имя видимо символизирует отчаяние отца. Может быть он надеялся, что его сына заточат в монастырь но, подобно Самсону, он вновь отрастит в будущем волосы и станет королем Меровингов? Пока что же воины Нейстрии массово перебегали под знамена Сигиберта, и тот уже праздновал объединение двух королевств под своей короной. Краткая инспекция по Нейстрии показала, что все города готовы сдаваться без сопротивления. Оставалось только совершить формальность - снять корону с головы брата.

Окончание осады Турне будет в продолжении нашей истории...

Эту войну называют войной Брунгильды и Фредегонды. Одна - благородная и перспективная, мстила за сестру. Вторая - завоевала любовь и пробилась из самых низов до королевы. Вместе со своим мужем Фредегонда и Хильперик были самыми большими авантюристами Европы.
Эту войну называют войной Брунгильды и Фредегонды. Одна - благородная и перспективная, мстила за сестру. Вторая - завоевала любовь и пробилась из самых низов до королевы. Вместе со своим мужем Фредегонда и Хильперик были самыми большими авантюристами Европы.

А вот что было до этого: История Европы 550-600гг

Дзен больше не позволяет ставить ссылки на яндекс кошелек, но ВОТ ТУТ он есть в конце статьи. Ваша поддержка укрепляет мою решимость писать дальше.

Рекомендуем, если ищете, что почитать.

-11

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель

И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой