("Вышка", Fall, 2022, США и др.)
Старческая память меня подводит. Поэтому не помню, предлагал я ранее, или нет, выделить все подобные киноистории в отдельный жанр "дарвин-триллер".
Как бы то ни было, не грех и повториться: чем дальше, тем больше снимается фильмов, где зритель вынужден сопереживать не главным героям, а монстрам или стихии, что желают их умертвить. Потому как герои эти столь безмозглы и истеричны, что, кабы не разделяющее их и вас стекло телеэкрана, вы бы и сами с удовольствием их "порешили". Как, например, вам хотелось этого в "Темной бездне", "Рекуине", "Открытом море 2", "После Чернобыля", "Тайне перевала Дятлова", "Запретной зоне", еще одной "Запретной зоне", "Вдове", "Твари", "Ужасах Лох-Несса", "Кабане", "Лестнице"... Ну и, разумеется, в особо страстно любимых мною "Двери в лесу" и "Пятой волне".
Что ж, сегодня одним дарвин-триллером стало больше.
Встречайте новый акрофобский напугай-фильм Скотта Манна (не путать с легендарным Майклом Манном), создателя крепкого боевика "Турнир на выживание", а также боевиков похуже "Скорость: Автобус 657" и "Финальный счет". А теперь вот - ещё и "Вышки", где нам предлагают болеть не за двух комсомолок-спортсменок-красавиц, а за... 600-метровую ржавую телеантенну, которая будет всячески стараться их с себя сбросить и расшибить оземь.
Однако не будем забегать вперед и начнем с начала.
Итак, жили-были где-то на просторах Американщины молодожены Бекки и Дейл, а также их подруга Шейла (какие-то актеры). И очень любили они дружно лазить по отвесным склонам гор в одних трусах, майках и кедах. А также - с шутками-прибаутками и поцелуйчиками над пропастью, ведь что еще, как не это, составляет смысл жизни конченых адреналиновых торчков?
Правда, однажды Бекки и Шейла вернулись со скалолазания уже без шуток. И без Дейла. А всё потому что, ползя по скале, он нечаянно сунул руку в птичье гнездо, где его "укусил орел" (©"12 стульев"). Отчего парень сорвался с горы и полетел вниз, а там его клюнула уже штука посерьезнее - гравитация штата Колорадо. Которая, впрочем, ничем не отличалась от гравитаций других штатов. Так что, упади Дейл с горы где-нибудь в Орегоне, его и там соскоблили бы с камней в черный пластиковый мешок и увезли в морг.
Ибо - нефиг, и этим всё сказано.
Казалось бы, абсолютно обыденная ситуация: раз уж у вас, экстремалов, такое хобби, значит рано или поздно - а, скорее всего, еще раньше, - одному из вас придется укладывать другого в гроб и везти в крематорий. Но НЕ-Е-ЕТ! - у Бекки разбитие Дейва о камни вызвало такие же шок и депрессию, как и разбитие золотого яичка курочки Рябы - у деда с бабкой. Аж целый год (!) бедняжка пила по-черному и рыдала над пакетиком с прахом возлюбленного. Так, будто из него, политого горючими слезами, мог вырасти новый Дейв, такой же шутник, бабо- и скалолюб - по примеру Грута из "Стражей Галактики".
Кстати, оценить интеллект Бекки можно и по тому факту, что ей, бухой, нравилось звонить на телефон мертвого мужа и говорить с его автоответчиком. И все бы ладно - у всех у нас свои сентиментальные задвиги, - да только при этом оплачивать тариф покойника она не догадывалась. Поэтому, когда бессердечный штатовский МТС вдруг отключил дейвов номер, это вызвало у Бекки очередное истерическое "НЕ-Е-ЕТ!".
ДА-А-А, блин, что с ней не так-то?
Кстати-2, а как там дела у блондиночки Шейлы?
Хороший и чертовски своевременный вопрос!
А Шейла тем временем это самое время зазря не теряла.
Став успешным блогером на канале "Недюжинный ум и отвага", однажды она вспомнила про алкашку Бекки и решила ее навестить. После чего испортила ей чудесное похмелье идеей съездить в соседний штат. Туда, где в пустыне торчала старая заброшенная телемачта высотой более 600 метров (в фильме - выдуманная, но ее реальный аналог в Северной Дакоте вроде бы "фурычит" по сей день).
Карабкаться на железяку, с которой можно было даже плевать на шпиль нью-йоркской Башни Свободы, Бекки с бодунища хотелось не больше, чем работать отбойным молотком в ураган на рок-концерте. Но Шейла знала волшебные слова, способные ее уболтать: дескать, короче, хорош ныть над прахом Дейва - пора бы развеять его по ветру, а лучшего места, чем эта вышка, поблизости уж точно нет.
Крыть столь мощный аргумент Бекки было нечем.
И покатили они с подругой к этому вертикально ориентированному металлолому, который - вот так удача! - никто не охранял. Более того, даже нижние пролеты башенной лестницы - элементарная защита от дурака, - никто не удосужился демонтировать. Так что Бекки надо было лишь унять свою очковую жим-жимность и ползти вверх за Шейлой, которая, в отличие от нее, такой неприятностью не страдала. А всё потому что была крутая блогерша и за лайки/репосты могла отчебучить любой безумный экстрим - уверен, она даже моего экшен-кота Чукчу от репьев вычесала бы, на что сам я без поллитра коньяка никогда не отважусь.
Одного только не учли адреналинщицы. Того, что учел бы любой человек с маломальскими мозгами: нечего соваться туда, где все проржавело, дребезжит, скрежещет, болтается и отламывается порой даже от легкого пинка.
Но Бекки с Шейлой сопромат в колледже явно не изучали, да вдобавок никому не сказали, куда и с какой целью намылились. Короче, сделали всё возможное, чтобы ждущий их там, в поднебесье, дедушка Дарвин вручил каждой по своей платиновой премии.
Загвоздка в том, как им теперь было спустить свои награды вниз, поскольку вышка - какая подлость! - от шатания ее двумя обалдуйками начала разваливаться. И первое, что, оторвавшись, со свистом унеслось к земле, была именно лестница.
- О НЕ-Е-ЕТ!!!
О ДА-А-А!!!
Ну а без лестницы покинуть верхушку башни можно было лишь одним путем - прыгнув оттуда вслед за развеянным прахом Дейва. Но здесь даже у Бекки с Шейлой хватило соображалки понять: гравитация в Америке за минувший год милосерднее явно не стала. И этот выход из ситуевины они отложили на потом, начав выкручиваться иными, более трудоемкими и акробатическими способами...
***
В общем, будьте уверены: нам опять все уши прожужжат пафосно-романтической белибердой о том, что, мол, если ты не рискуешь, то и не живешь; что лишь на грани жизни и смерти можно понять, чего ты на самом деле стоишь; что "лучше вспыхнуть и сгореть, чем всю жизнь, мерцая тлеть"... Ну и прочей типа-философией таких вот Бекки, Шейл и Дейвов. Которая мгновенно превращается в фарс, едва эти экстремалы реально оказываются на грани гибели и начинают вопить на всю округу "Спасите! Помогите!". Требуя, чтобы к ним немедля примчались спасатели, а тем, естественно, больше делать нечего, как снимать очередных адептов секты Отца Федора с очередной верхотуры. Куда они сами же с ошалелыми глазами и взгромоздились, причем никто их туда пинками не загонял.
И всё-таки одно неоспоримое достоинство у "Вышки" Манна есть - как нервощипательный аттракцион она превосходна.
Если до сей поры я называл "Прогулку" Земекиса лучшим средством испытать высотобоязнь, не вставая с дивана, то теперь эту пальму первенства у него отобрал Скотт Манн. Безоговорочно. Ибо так свирепо играть на зрительских нервах, это надо иметь талант, пусть даже в предыдущих своих картинах Манн его не шибко напрягал.
То есть расклад такой: если вы вдруг страдаете акрофобией - будьте с "Вышкой" поосторожнее. Да и прочим зрителем холодный пот и слабость в коленях на ее просмотре гарантированы - даже если при этом вы лежите на диване и пожевываете попкрон.
И да - для полноты ощущений "Вышку" явно надо смотреть в 3D, хотя у меня, к сожалению, такой возможности не было.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):
Всем, кто хочет угостить автора коньячком: