(Chernobyl Diaries, 2012, США)
Я, конечно, понимаю, когда фанаты культовой игры S.T.A.L.K.E.R. шнуруют свои берцы, включают дозиметры и совершают паломничество в Припять и Чернобыль. Всё-таки для них эти места священны и полны мрачной романтики. Чьё посещение вдобавок поднимает такому "паломнику" авторитет в глазах друзей и единомышленников.
Но что забыли в тех краях обычные туристы? Те, которым имена Меченого и Сидоровича ни о чём не говорят, которые в упор не отличат снорка от бюрера и которые на вопрос "Ты за кого: за Долг или Свободу?" ответят лишь "Чего-о-о, блин?".
Как бы то ни было, эти загадочные люди тоже рвутся в Зону Отчуждения за запахом тайги острыми ощущениями. Ну или за чем-то ещё, но явно не поглазеть на тамошние руины и дебри. Уж их-то всяк желающий может найти и где-нибудь у себя, по месту жительства, и напрыгаться по ним до полного самоудовлетворения.
Шестеро молодых американских туристов (см. скриншот выше), что сели тем злополучным утром в "уаз-буханку" проводника-сталкера Юрия, тоже попёрлись в Зону непонятно, на кой чёрт. Просто один из них подкинул всем такую мыслишку, а они за неимением других идей согласились. А ведь судьба в лице двух несговорчивых военных на КПП Припяти намекнула этой компании: валите-ка вы сегодня отсюда нафиг! Только разве наши охламоны послушались? Не сумев проехать туда законным путём, они свернули на окольные тропы, которые почему-то никем не патрулировались, и уже не таясь вторглись в город-призрак...
...И в этом месте фанаты S.T.A.L.K.E.R. помянут авторов "Запретной зоны" парой ласковых матерных слов. Какое там - даже я не сдержался, когда увидел, что мне подсовывают вместо обещанной Припяти.
А подсунули мне заброшенные панельные многоэтажки явно не советского типа. Да и пространство между ними выглядело слишком уж чистеньким. Сразу было видно, что здесь вовсю хозяйничают мутанты дворники, выкашивающие травку с кустиками и убирающие другой мусор с придомовых территорий.
Свалка радиоактивной техники, куда герои сунутся во второй половине картины, удручает не меньше. Автомобили, чьи модели были выпущены уже после катастрофы на ЧАЭС, это ещё ладно, но вот как среди них оказался... троллейбус? Впрочем, сама станция, которую нам покажут разок издали и разок изнутри, тоже похожа на что угодно, только не на привычную конструкцию с трубой и бетонным саркофагом. Вместо них мы видим какие-то градирни, которых вроде бы там быть не должно. По крайней мере в количестве аж четырёх штук.
Однако мы отвлеклись, вероломно оставив "буханку" с нашими героями на окраине Припяти.
С другой стороны, а что ещё про них рассказывать в рамках хоррора, напоминающего "У холмов есть глаза", "Спуск" и им подобные? Разумеется, вскоре устроенная сталкером Юрием экскурсия пошла не по плану, и ему вместе с туристами пришлось "зависнуть" в Припяти на неопределенный срок.
А потом на Зону опустилась тёмная-тёмная ночь. Ну а что такое ночевать всемером в "буханке" без еды, да ещё когда во мраке снаружи творится чёрт-те что...
Короче говоря, чисто сталкерской романтики они огребли выше крыши. А затем, опять же по закону жанра, стали один за другим... как там говорилось в "Убойных каникулах": "Студентики приехали и самоубиваются на свежем воздухе"? Вот примерно так они и стали проводить досуг, разве что здесь им кое-кто в этом немного помогал.
***
В общем, ужастик не то, чтобы зашибись, но одного достоинства у него не отнять - пугает он грамотно. И уголь в топку саспенса режиссёр Брэдли Паркер подбрасывает щедро и не ленясь. Поэтому "Запретную зону" вполне можно и смотреть, и получать от неё удовольствие... если, конечно, венгерско-сербская Припять для вас вопрос непринципиальный.