("Скорость: Автобус 657", Heist, 2015, США)
Всякий раз при упоминании режиссера Скотта Манна раздражает не то, что надо уточнять, дескать, нет, он не родственник легендарного Майкла Манна. Раздражает то, что надо ворчать: а ведь да, хорошие надежды подавал этот мужик после своего «Турнира на выживание» (2009)! Того самого образцово-показательного боевика, что сочетал в себе, наверное, все достоинства малобюджетных боевиков категории «Б». Включая задорный полутрэшовый сюжет, брутальную неполиткорректность и кроваво-безостановочный драйв.
Закономерно, что после удачного дебюта Манн рванул «продолжать банкет». Увы, не задалось. И вроде бы технически всё у него получалось, вот только в плане интересности его дальнейшие работы – «Скорость: Автобус 657», «Финальный счет», - страдали вторичностью и были попросту неинтересны. А новую картину Скотта «Вышка» вообще нельзя смотреть без смеха сквозь фейспалм, хотя на поверку она – архисерьезная напугай-драма в духе «Не влезай – убьет!».
Однако вернемся к его «второму блину» «Heist», который в российском прокате без зазрения совести прикрутили изолентой к знаменитой дилогии Яна де Бонта «Скорость». Типа, «в натуре, зырьте, пацаны: третья серия – и ниипет».
При том, что ничего общего у этих фильмов нет. Ну если, конечно, не считать едущий по дороге автобус, где и пройдет энная часть данной истории. Однако по такой логике можно обзывать «Скоростью № такой-то» любой фильм, где фигурирует колесный общественный транспорт. Включая и недавний «Один путь» с Кевином Бейконом и Машин Ганом Келли, и старенький «Берегись автомобиля» с его троллейбусной погоней.
Как бы то ни было, заявку на серьезное кино скотто-манновский «Heist» подавал. Прежде всего - участием в нем авторитетных звезд Джеффри Дина Моргана, Роберта Де Ниро и Кейт Босворт. А также примкнувших к ним, заактёрившихся в 2010-е, братух-сеструх-борцух Дэвида Батисты и Джины Карано. Да и бюджетец картины весом в 22 млн. $ , не сказать, чтобы сокрушительный, но по сравнению с 8-миллионным «Турниром на выживание» это был для Скотта Манна явный прогресс.
Сюжетец «Heist» наряду с бюджетцом тоже обнадеживал, намекая нам не на простой боевик, а на боевик драматический.
Вот у скромного труженика казино Люка (Морган) серьезно захворала дочь. И, как это всегда бывает в драмах, плату за ее лечение жадные доктора-буржуины затребовали неподъемную - гораздо большую, нежели папка мог наскрести по своим сусекам.
Пришлось Люку идти на поклон к боссу (Де Ниро, опять в роли босса казино, ага) и просить нужные ему позарез 300 тыщ «зеленых». Авось не отфутболит надежа-начальник своего передовика капиталистического труда, ведь Люк чай не милостыню клянчит, а в честные долги к нему влезает.
Отфутболил, гад этакий! Не проникся трагической судьбой Люка, хуже того – наорал на него, да вдобавок уволил! Чтобы, видимо, другим было неповадно захаживать в кабинет к начальству и отвлекать его по мелочам.
Но не всё было так уж мрачно – о нет, всё было мрачнее некуда!
Однако, хвала фортуне: намедни к Люку подкатывали одни «конкретные пацаны» и просили его помочь ограбить казино, где он работал. Правда, тогда он им отказал, зато теперь, когда у Люка возникла и острейшая нужда в деньгах, и повод отомстить бессердечному босу, можно было пойти извиниться перед пацанами и рискнуть.
Впрочем, как вы понимаете, ничем хорошим их затея не обернулась. Всё пошло наперекосяк, отступать с поля грабежа пришлось с боем… и так далее, с погонями, разборками и иными остросюжетностями, пока по экрану не поползут финальные титры.
Еще один камень в огород Скотта Манна: полиция в «Heist» ведет себя так, словно не предотвращает трагедию, а устраивает фарс – только закадрового хохота не хватает.
Как вам, например, коп, который ведет переговоры с бандитом, когда тот держит на мушке десяток заложников, и вдруг… бьет его по морде! Да просто, понимаешь, эмоции захлестнули – с кем не бывает! Ладно, хоть бандит крепконервный попался, повезло - не то слово.
Или вот еще прекрасное, прямо-таки в стиле «Шоу Бенни Хилла»: спецназ штурмует движущийся на полном ходу автобус с вооруженными бандитами и заложниками, высаживаясь… на автобусную крышу!
ЗАЧЕМ?
Всё элементарно: затем, чтобы его тотчас эффектно перестреляли прямо сквозь крышу, и спецназеры могли каскадеристо шмякнуться на асфальт. Всё - всё! - в угоду киногеничности, даже если это противоречит элементарной логике и тактике!
Блин, даже в "Скорости" де Бонта – тоже по сути экшен-циркачеством, - полиция вела себя гораздо осмысленнее, а не как те лемминги-самоугробцы из какой-то детской сказки.
***
В общем, и всё-таки, невзирая на банальный сюжет и слабоумно-отважные наклонности здешней полиции, «Heist» получился довольно сносным B-movie. Не таким колоритно-жестким, как «Турнир на выживание», но тоже смотрибельным и, как минимум, для одноразовой эксплуатации на вашем «телеке» пригодным. За что опять-таки спасибо кучке замечательных актеров и умению Скотта Манна рисовать хорошую «движущуюся картинку» за небольшие бюджетные деньги.
И да – делай он это почаще, глядишь, сегодня уже натренировался бы и не смешил честно́й народ фильмами про безмозглых верхолазок.
P.S. Во, ну хоть кто-то додумался в кои-то веки снять в боевике один из моих любимых ножей - Warrior (версии, кажется, классической, от Al Mar). А я и не надеялся, что этот день когда-либо настанет.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):